Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Естественно — научная грамотность как основа формирования функциональной грамотности обучающихся
Учитель географии
Кезина Ирина Анатольевна -
2 слайд
Международные сравнительные исследования (TIMSS) в области образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям (PISA).
-
3 слайд
Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности»
Задача:
Разработать национальный инструментарий и технологии, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач — формированию функциональной грамотности.
Цель проекта: повышение качества и конкурентноспособности российского образования.
Основа проекта: поддержка и обеспечение функциональной грамотности.
Система заданий разработана с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA.Задания для обучающихся 5-9 классов разработаны на основе системно-деятельностного подхода. -
4 слайд
Системно — деятельностный подход в обучении — это выстраивание процесса учёбы, при котором центральное место отведено самостоятельной и разносторонней познавательной деятельности учащихся. Формирование личности ученика и продвижение в развитии происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового для него знания, а не пассивного восприятия.
-
5 слайд
Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?
Она включает:
Описание реальной ситуации в проблемном ключе, вопросы-задания, связанные с этой ситуацией. Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA.
Задания рекомендуются к использованию в обучающих целях педагогами на уроках и внеурочных занятиях. -
6 слайд
-
7 слайд
Естественно — научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
(определение используемое в PISA) -
8 слайд
Естественнонаучно грамотный человек стремится
участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций (наличие знаний, опыта, навыков):
научно объяснять явления;
оценивать и планировать научные исследования;
научно интерпретировать (объяснять) данные и доказательства. -
9 слайд
-
10 слайд
(связь)
-
11 слайд
Знания должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях.
-
12 слайд
Это задания, в которых такие науки, как биология, физика, астрономия, география оказываются связаны между собой. Все задания относятся к большой области знаний, объединяющей все науки, изучающие природу — естествознание.
Выполняя такие задания, ученики не только поймут, как ставят перед собой вопросы учёные, изучающие природу, но и лучше узнают окружающий мир.
Вопросы , связанные с естествознанием, могут возникать на каждом шагу. -
13 слайд
Такие задачи постоянно решают учёные, которые занимаются естественными науками, изучают природу. Но такие же задачи, только проще, может решать и каждый учащийся, если он готов рассуждать, применяя те знания, которые получил в школе или самостоятельно.
-
14 слайд
Пример заданий, которые можно использовать в 6 классе
по теме :«Ветер» (из сборника эталонных заданий)
ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА. На уроках Саша узнал, что одна из причин возникновения ветров на Земле — движение потоков тёплого и холодного воздуха. Правда, Саша не до конца понял, почему и в каком направлении движутся эти потоки. Помогла понять это — сауна, куда Саша пошёл с папой в выходные. В парилке папа сказал: «Чтобы лучше прогреться, надо занять верхнюю полку».
Задание 1. Почему для лучшего прогревания в сауне надо занять верхнюю полку? -
15 слайд
Ответ: На верхней полке будет жарче, потому что чем горячее воздух, тем он легче (или тем меньше его плотность), и из-за этого он поднимается вверх.
-
16 слайд
Задание 2. Родители Саши решили установить в квартире кондиционер, чтобы в жару создавать прохладу в комнате. Саша вначале не удивился, что кондиционер установили в верхней части комнаты. Однако папа поставил его в тупик неожиданным вопросом:
Вопрос: А что было бы, если бы кондиционер установили в нижней части комнаты, близко к полу? -
17 слайд
Выберите один ответ.
A. Поступающий холодный воздух лучше перемешивался бы с тёплым.
B. Холодный воздух быстрее поступал бы в верхнюю часть комнаты.
C. Поступающий холодный воздух надолго оставался бы только у пола.
D. Комната охлаждалась бы так же, как при установке кондиционера вверху. -
18 слайд
Ответ : C. Поступающий холодный воздух надолго оставался бы только у пола.
Поскольку холодный воздух от кондиционера поступал бы снизу, он оставался бы внизу, так как его плотность больше, чем у тёплого воздуха. Поэтому он не мог бы перемешиваться с тёплым воздухом, который находится вверху. -
19 слайд
Задание 3
Вопрос : Почему батареи отопления обычно устанавливают внизу, под окнами?
Выберите один ответ.
А. Чтобы холодный воздух не дул из окна.
B. Чтобы они были менее заметны в интерьере комнаты.
C. Чтобы тёплый воздух дольше оставался в нижней части комнаты.
D. Чтобы тёплый воздух быстрее перемешивался с холодным. -
20 слайд
Ответ: D. Чтобы тёплый воздух быстрее перемешивался с холодным.
Тёплый воздух не будет долго оставаться в нижней части комнаты, поскольку плотность тёплого воздуха меньше, чем плотность холодного, он будет перемешиваться с холодным воздухом, постепенно поднимаясь вверх. -
21 слайд
Изучая движение воздушных потоков, Саша с папой решили провести эксперимент. Они взяли зажжённую свечу и стали располагать её в приоткрытой двери, ведущей из тёплого помещения на улицу, где было намного холоднее. Они последовательно помещали зажжённую свечу в положения 1,2,3.
Задание 4. Какую гипотезу проверяли Саша и папа с помощью этого эксперимента? Запишите свой ответ.1
2
3 -
22 слайд
Сформулирована гипотеза:
Тёплый воздух будет перемещаться поверху, поэтому в положении 1 пламя свечи должно отклониться в сторону улицы; холодный воздух будет перемещаться понизу, поэтому в положении 3 пламя свечи должно отклониться в сторону комнаты; в положении 2 пламя свечи почти не отклонится, поскольку на этом уровне потоки примерно уравновешивают друг друга. -
23 слайд
Ситуации, рассматриваемые в заданиях, взяты из повседневной жизни, поэтому интересны детям. Задания могут быть использованы не только на уроках физической географии, но и на уроках физики при изучении тем: «Конвекция в газах», «Нагревание воздуха». Задания можно использовать в качестве демонстрационного эксперимента на уроке или для организации индивидуальной исследовательской работы ученика.
-
24 слайд
Спасибо за внимание!