Тема:Обездоленное детство в рассказе А.П.Чехова
«Спатьхочется»
(7 класс)
ЦЕЛИ.Изучить рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» методом целостного анализа.
ЗАДАЧИ:
-развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читатьпрозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленныйвопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы;
-формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение кокружающей действительности; воспитывать добрые чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-тексты рассказа А. П. Чехова Спать хочется;
-репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: эвристическая и аналитическаяработа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.
ХОДУРОКА
Тогдачеловек станет лучше,
когдавы покажете ему, каков он есть.
А.П. Чехов
Подготовительная работа -индивидуальные задания (сообщения о детстве А.П.Чехова).
I. Сообщениязаранее подготовленных учеников о детских годах А.П.Чехова.
II. Проверка первичного восприятия текста рассказаСпать хочется:
· Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?
· Что вас взволновало?
· К какому жанру относится это произведение?(рассказ)
· Докажите. (Рассказ – небольшое произведение,повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
III. После прочтения рассказа дома вам надо былонарисовать обложку к рассказу. На магниты прикрепляем обложки на доску, ребята комментируют свои рисунки.
IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Рассказ «Спать хочется» появился в «Петербургской газете» в 1888 году.Событийная ситуация в этом рассказе почти та же, что и в уже знакомом детямрассказе «Ванька»: Варька тоже служит в доме сапожника и, хоть взяли еенянькой к ребенку, тоже должна ставить самовар, помогать по дому, чиститьсапоги и бегать за пивом. Варьке, как и Ваньке, все время хочется спать.Однажды ночью, доведенная до отчаяния, Варька засыпает, задушив плачущегоребенка.
Не прочитав рассказа, поверить в это нельзя. Убить человека,даже если это грудной ребенок, невероятно трудно. Тем более не может этогосделать тринадцатилетняя деревенская девочка, которая и в няньках-то оказаласьтолько потому, что у нее умер отец и они с матерью пошли от нищеты наниматьсяв город. Что же произошло?
Анализ рассказа.
— Что вы можете рассказать о жизни Варьки до того, как она попала вняньки?
— Какая это была жизнь?
— А как живётся девочке в няньках? (Измученная,она видит перед собой ночную комнату: «Перед образом горит зеленая лампадка;через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки ибольшие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленоепятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, наВарьку…». Варька качает колыбель и, несмотря на то, что ребенок кричит,засыпает. Во сне она видит бредущих по грязи людей, постоянно твердящих:«Спать! Спать!». Сон превращается в бред и тут же сменяется обстановкойкомнаты: Варька снова слышит ребенка, видит колыбель и на полу тени от пеленоки панталон. Тени превращаются в фигуру умирающего отца, Варька видитсклонившегося к нему доктора, суетящуюся мать. Сон прерывается реальностью:хозяйка приходит покормить ребенка. Тот не унимается. Варька берет его обратнои засыпает в тени от панталон, но день уже начался, и надо снова топить печи,ставить самовар, чистить картошку, бежать в лавочку.
Всё окружающее девочка и днем воспринимает в режиме бреда. Залюбой монотонной работой она рискует заснуть. И тогда ее побьют. Варькаборется, крепится, бредит и спит, и, когда снова наступает ночь и она опятькачает кричащую колыбельку и видит все те же тени от пеленок и панталон, ей вголову впервые приходит чисто практический вопрос: «Что мешает ей спать?». Онадолго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг — ребенок. Онарадуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с ней. Задушивребенка, Варька ложится на пол и засыпает.
— Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?
— Какова роль художественной детали в рассказе? (Методично повторяяодну и ту же деталь обстановки (тени от панталон), Чехов показывает, что Варька— со всеми своими мыслями, горестями и усталостью — стала всего лишь частьюэтой обстановки, превратилась в маленькую машинку, способную реагировать лишьна окрики и поручения. Она перестала быть простой деревенской девчонкой,находчивой и верткой, способной огрызнуться, убежать, спрятаться где-нибудь начердаке и там хорошенько выспаться)
— Что мешает спать Варьке? (Она долго прислушивается к крику, пока непонимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени отпанталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол изасыпает)
— Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли выее? Можно ли ее обвинять? (Варька не ждет помощи — неоткуда. Доведённая доневменяемого состояния девочка не справляется с кошмаром. Убийство ребенка –это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству какпоступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм)).
— Кто виновник тех событий, что описаны в рассказе? Что довело Варькудо такого безумия? Можно ли было его избежать?
Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказаСпать хочется в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом вГаличе двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. –Рассмотрите репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание».
Скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Спать хочется»?
(Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своихдетей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится ребёнку лет семь или восемь,родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работатьс утра до ночи)
— Какие выводы можно сделать? (Писатель выбирает самые настоящие,жизненные сюжеты для своих произведений)
— Кому можно адресовать слова эпиграфа сегодняшнего урока?
— Можно ли сказать, что в конце рассказа Чехова происходит развязка? (Наверное,нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалрассказа открыт в жизнь)
— Как автор показывает это? (Многоточием заканчивается рассказ)
— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живутв семьях и т.д.) Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы вырослиобразованными, воспитанными людьми; права детей защищаются на уровнегосударства.
V. Домашнее задание. Можно ли было избежать того безумия, котороепоказывает Чехов в рассказе? Напишите возможное развитие событий, закончитерассказ по-своему.