КОМПЛЕКС
творческихигр для развития навыков взаимодействия со сверстниками
Общение выступаетв качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования еголичности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познаниеи оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенкауделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все большевремени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первуюочередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научитьсяобщаться, приобрести необходимые для этого качества.
Игры являютсяодним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходетаких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описываютпредмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог спедагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психическиепроцессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать идоказывать свою точку зрения.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр дляразвития навыков взаимодействия со сверстниками.
Развиваемумение сотрудничать:
1.«Менялки».
Цель: учимслышать, понимать и подчиняться правилам.
Правилаигры. Играпроводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стулза круг — стульев становится на один меньше, чем играющих. Педагог говорит:«Меняются местами те, у кого… (красные носочки, светлые волосы и т.д.)».После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменятьсяместами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок,оставшийся без стула, становится водящим.
2.«Горнаятропинка»
Цель: учимконтролировать движения и работать по инструкции.
Передигрой детям читают басню С.Маршака «Два барана» и проводят беседу по еёсодержанию.
· Каквы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
· Какиекачества погубили баранов?
· Подумайтеи скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?
· Какна ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Затем начинается игра.
Педагог:представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надоперебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача -не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкомумосту через пропасть. Пропасть шириной 2 метра, мостик и тропинка шириной25-30см ограничены веревкой или очерчены мелом. Дети разбиваются на пары и,двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.
Подводятсяитоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность,внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболееподходящего, а также время выполнения.
3.«Поводырь»
Цель: Воспитываемдоверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
В комнатеразложены и расставлены предметы — препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.).Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый повязывает на глазаповязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Затем дети меняютсяролями.
4.«Связующаянить»
Правилаигры: детисидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись занить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют,что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется квзрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что онисоставляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игры, направленные на активное слушание:
5.«Соберичемодан»
Цель: учимобщаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональноесостояние других людей, выражать свои чувства.
Правилаигры: детямпредлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи вчемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественникназывает один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третийповторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т.д. Условие:повторяться нельзя. Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, окоторых говорили предыдущие игроки, и называют свой.
6.«Скажипо-другому»
Цель: Учимперефразировать сказанное (сохранив главный смысл).
Правилаигры: взрослыйговорит: «у одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно пронего сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный.) да, печальный, грустный -это слова — друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «один мальчикбыл очень грустный». Далее даются аналогичные задания.
7.«Да инет не говорите»
Цель: учимзадавать открытые и закрытые вопросы.
Правилаигры: вигре участвуют две команды. Педагог предлагает одной из команд выбрать«добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течение минуты«обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдаяправило: «да и нет не говорите» если игрок произнесет одно из этих слов, этобудет означать, что команда – соперница его перехитрила и он должен вернутьсяна свое место. Если же игрок в течении минуты удержится и не произнесетзапрещенных слов, то команда – соперница признает себя побежденной.
«Доброволец»получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки:команда, у которой их больше, победила.
Игры на умение перерабатывать информацию:
8.«ПутешествиеБуратино»
Цель:развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.
Правилаигры: детямпоказывают Буратино (кукла) и говорят, что он — заядлый путешественник и сейчасрасскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в какихпомещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером)это было.
9.«Бывает– не бывает»
Цель:развиваем способность аргументировать свою точку зрения.
Правилаигры: воспитательподбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребенок береткартинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает). Второй должен доказать, чтотак быть не может (крокодил не летает, у него нет крыльев). Первый доказывает,что может, но при определенных условиях, и называет их (нет, летает: его везутв самолете).
Игры направленные на развитиекоммуникабельности:
10.«Опишидруга»
Цель:развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.
Правилаигры: упражнениевыполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описываютприческу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналоми делают вывод о том, насколько ребенок был точен.
11.«Снежнаякоролева»
Цель:развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.
Правилаигры: воспитательпредлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё естьпродолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можнобыло разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитательпредлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга,стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом.Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух — трех детей.После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли «рассматривающих»,что чувствовали.
Внимательное,заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразныхигр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания иполноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативныхкачеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогаминеобходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его кполноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.