Логопедический досуг «Путешествиев сказку»
Провела: Учитель-логопедРахманина О.В.
Цели:
- Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.
- Закреплять навыки и представления, полученные на занятиях на материале сказочного сюжета.
- Формировать грамматический строй речи:
- упражнять детей в образовании различных падежных форм существительных (Р.п., В.п.);
- упражнять в подборе прилагательных и слов-антонимов;
- упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнять в согласовании существительного с числительным.
- Формировать связную речь детей:
- упражнять в составлении простых распространённых предложений;
- упражнять в составлении короткого рассказа по опорным картинкам и зрительному представлению.
- Развивать звуко-буквенный анализ слов.
- Развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать дружественные отношения между детьми.
- Создавать положительный эмоциональный фон и благоприятный микроклимат на досуге.
Оборудование: «Денежки» (картонныепрямоугольники, на каждом из них написанаодна согласная буква), игрушки, муляжи, предметные картинки, иллюстрации сказки«Красная шапочка», пазлы, таблицы с написанными элементами букв, иллюстрации знакомыхсказок, ширма, звучащие игрушки, угощения: конфеты, печенье.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Дети сидят на стульях. Звучит «Песенка Красной шапочки» (аудиозапись).
Логопед. Сегодня мы вместе с вамиотправимся в путешествие в сказку. Сказки бывают весёлые и грустные, нообязательно с хорошим концом. В сказках всегда побеждает добро. А ещё сказкиочень интересные, в сказках происходят чудеса. Вот и у нас сегодня впутешествии тоже будет много интересного.
II. Основная часть
Логопед. Ребята, какие вы знаетесказки? (Ответы детей).
– Какими словами чаще всего начинаются сказки? («Жили-были …», «Внекотором царстве, в некотором государстве …»).
– Вот и наша сказка начинается словами: «Жила-была девочка. Такаяхорошенькая, такая умненькая, послушная …»
– Вы догадались, какая сказка так начинается?
Загадка
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её? (КраснаяШапочка)
Ребёнок начинает рассказывать начало сказки Ш.Перро «Красная шапочка».
Логопед. Соседи про неё так иговорили: «Вот идёт Красная шапочка!» Как-то раз мама напекла пирожков исказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная шапочка к бабушке, отнеси ей пирожков игоршочек масла, да проведай, здорова ли она».
Бабушка Красной шапочки жила далеко, к ней надо было идти через лес. Она решилапозвать с собой друзей. Давайте, ребята, отправимся в гости к бабушке. Толькосначала побольше угощений купим для неё в магазине. Возьмите «денежки».
Логопед раздаёт детям «денежки» (картонные кружки, на каждомкружке написана одна согласная буква).
Упражнение «Покупаем в магазине»
(Стол с разными предметами, касса, корзина для покупок).
Логопед. Посмотрите каждый, какая букванаписана на ваших денежках. Ваша задача в магазине выбрать только один продукт,но тот в названии, которого есть ваш звук и буква, обозначающая этот звук.Затем вы должны будете определить позицию этого звука в слове.
Логопед выступает в роли продавца.Дети покупают угощения и игрушки – запокупки дают денежку. При этом определяют, на каком месте в слове стоит данный звук.
Отлично, нам пора в путь. Вставайте рядом со своими стульчиками. Чтобыпопасть в лес к бабушке, нужно правильно произнести чистоговорки.
Речевая гимнастика
1) Проговаривание чистоговорок:
Ра-ра-ра,ра-ра-ра – в сказку нам идти пора
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – в лес идёт детвора
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – мы идём по утру
Ре-ре-ре, ре-ре-ре – хорошо детворе
Ро-ро-ро, ро-ро-ро – мы шагаем бодро
Ри-ри-ри, ри-ри-ри – правильно все говорим
2) Молодцы и вот мы уже идём в лесу по дорожке,потерялись, заблудились. Когда люди теряются в лесу, что они делают, каккричат?
«АУ» –громко, «ау» – тихо
(Детисадятся на стульчики)
– Кого Красная шапочка встретила в лесу? Послушайте загадку:
День иночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком.
Игра «Подбери слова»
Логопед. А какой бываетволк? (Страшный, серый, зубастый, злой, голодный…)
– Волк – какое животное? (Дикое)
– Волк нам предлагает выполнить задания, которые он приготовил для нас,тогда мы попадём в гости к бабушке.
1 Задание. Игра «Охотники и волк»
Логопед. Я буду называть слова, авы хлопайте (стреляйте), если услышите в словах звук [ш], [л]
Шапка,кошка, лампа, вилы, шуба, уши, нос, лук, шарфик.Ласточка, ракета, лодка, корзинка, пирожки, платок, фартук, колобок.
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ш], [л]
2 Задание. Игра «Собери картинку»
Волк предлагает собрать разрезныекартинки «Наши любимые сказки». Для этого нам нужно разделиться натри команды и взять коробку с картинками. Собираем сказку настолах (дети под спокойную музыку собирают сказку из разрезныхкартинок).
3 Задание. Игра «Назовите ласково»
Лес,тропа, шапка, пирог, корзина, рука, уши, волк,бабушка, пистолет, фартук, дом, верёвка.
4 задание. Игра смячом «Назови героев»
А теперь разминка. Вставайте в круг, поиграем в игру « Назовигероев русских сказок».
5 задание. Графическое задание «Отгадай букву»
Предлагаются детям элементы букв. Дети должны узнать букву идописать недостающий элемент. (Работа за столом, на столе карандаши)
(Дети садятся на стульчики)
6 задание. Игра «Скажи наоборот»
Скажуя слово «далеко», а ты ответишь … «близко».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … «низко».
Скажу я слово «большой» – …
Скажу я слово «сухой» – …
Скажу я слово «холодный» – …
Толстый – …
Светлый – …
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … «храбрец»
Теперь «начало» я скажу, ответьте все … «конец»
Логопед: Молодцы,справились с заданием.
7 задание. «Отгадайте сказку»
Логопед. В последнем задании волкхочет проверить, сколько сказок вы знаете. Я буду читать отрывки из разныхсказок, а вы говорите названия этих сказок.
1) Адорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)
2) Ахты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… («Кот, лиса и петух»)
3)Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
4) Нетни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!.. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5) Нележалось на окошке –
Покатился по дорожке… («Колобок»)
6)Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то! («Волк и семеро козлят»)
7)Муха денежку нашла.
Муха добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов! («Муха Цокотуха»)
Логопед. Все задания волкавы выполнили правильно и быстро. Вспомните, что сделал в сказке волк, когдапришёл в дом к бабушке?
В сказке волк съел бабушку и Красную шапочку, но их спасают охотники.
В нашем путешествии конец тоже хороший, интересный. Мы пришли к домику бабушки,и нам осталось только позвонить в дверь. Вспомните, как звучит звонок?Какой инструмент звучит?
Игра «Угадай, какой инструмент звучит?»
Логопед за ширмой издаёт звуки предметов, дети слушают иотгадывают. (Барабан, дудочка, свисток, погремушка, бубен, металлофон, колокольчик).
Бабушка: Здравствуйте, ребята, здравствуй внучка.Ребята, спасибо, что проводили мою внучку, спасибо за гостинцы, а у менятоже есть для вас угощение, только вы сначала послушайте и отгадайте, что этотакое.
Игра «Отгадайте угощение».
1) Их любят есть взрослые и дети. Они сладкие, завёрнуты в яркиеразноцветные фантики. Что это? (Конфеты)
2) Вкусное, сладкое, сдобное, хрустящее, бывает разной формы –круглое, квадратное, прямоугольное. Его пекут в печи и раздают на полдникдетям. (Печенье)
Подведение итогов
Логопед. Нашепутешествие подошло к концу. Пора нам возвращаться в детский сад. Какмы попали в волшебный лес? (Проговорили волшебные чистоговорки). И чтобывернуться в детский сад, тоже повторим волшебные слова
Ра-ра-ра — в детский сад вернуться пора.
Шо-шо-шо — в сказке было хорошо.
Ла-ла-ла — но в саду у нас дела.
Ри-ри-ри — мы вернулись, посмотри.
Молодцы, все вернулись в детский сад?
– В какую сказку мы путешествовали?
– Вспомните и назовите главных героев сказки Ш. Перро «Красная шапочка».