Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Кажется, нельзя сомневаться
ни в истине того, что всё в мире может быть представлено числами,
ни в справедливости того, что всякая в нем перемена и отношение выражается аналитической функцией. (Н.И.Лобачевский)
МКОУ «СОШ №2 пос.Пристень»
Индивидуальный итоговый проект
Тема: «Функции вокруг нас»
Предмет: математика
Выполнила Вячина Елизавета
ученица 9 «А» класса .
Руководитель Бобрышева Светлана Васильевна, учитель математики. -
2 слайд
Гипотеза: Если изучению функций в школе уделяется так много внимания, то они имеют большое значение в практической деятельности человека.
Цель: увидеть связь функций с явлениями окружающего мира и практической деятельностью человека.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения понятия «функция».
2.Найти примеры функций в окружающем мире и практической деятельности человека.
3.Выяснить, какие функциональные зависимости обуславливают основные изменения в экономике на примере финансово-экономического кризиса.
Объект исследования – функции;
Предмет исследования — области их практического применения.
Методы исследования: изучение литературы, ресурсов удалённого доступа , обобщение, логический анализ, метод систематизации накопленного материала.
Практическая ценность. Мы считаем, что работа будет полезна ученикам, желающим расширить свои знания о функциях и их приложениях, а также учителям в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам и элективным курсам -
3 слайд
История развития понятия «функция»
Понятие функции прошло сложный путь развития. Оно уходит корнями в ту далекую эпоху, когда люди впервые поняли, что окружающие их явления взаимосвязаны.
Идея зависимости некоторых величин восходит к древнегреческой науке. Но греки рассматривали лишь вопросы, имеющие “геометрическую” природу, и не ставили вопроса об общем изучении различных зависимостей. Графическое изображение зависимостей широко использовали Г.Галилей (1564–1642), П.Ферма (1601–1665) и Р.Декарт (1569–1650), который ввел понятие «переменной величины». Развитие механики и техники потребовало введения общего понятия функции, что было сделано немецким философом и математиком Г.Лейбницем. Следующий шаг в развитии понятия функции сделал ученик Бернулли, Леонард Эйлер (1707 – 1783). Он писал: “Величины, зависящие от других так, что с изменениями вторых изменяются и первые, принято называть их функциями”. В общем виде понятие обобщенной функции было введено французом Лораном Шварцем. В 1936 году, 28-летний советский математик и механик С. Л. Соболев первым рассмотрел частный случай обобщенной функции. Итак, знание законов природы дало человеку возможность объяснять и предсказывать ее разнообразнейшие явления. -
4 слайд
Способы задания функции. График функции.
.
Значение слова «функция» разнообразно.
1. Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления (книжн.)
2. Переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (мат.).
3. Работа, производимая органом, организмом (биол., физиол.).
4. Обязанность, круг деятельности чего-нибудь, подлежащая исполнению работа
5. Значение, назначение, роль (книжн.).
3. Графическое задание.
2. Аналитическое
задание
1. Табличный способ.Многообразие значений слова «функция»
-
5 слайд
Наши первые представления о функциях
Мой первый в жизни график.
В семейном альбоме хранятся данные моего роста с рождения по данный момент времени. Это яркий пример табличного задания функции.
Функция затрагивает все сферы нашей жизни, в зависимости
от толкования слова. И все эти функции находятся вокруг нас!
В современный мир прочно вошли в обиход различные гаджеты. Мы пользуемся смартфонами, планшетами и т.д. Ни одна хозяйка не обходится без множества бытовых приборов.Как мы сравниваем их: что лучше, что удобнее? Мы всегда спрашиваем о его функциях! Что мы имеем в виду? Нам хочется узнать, какие именно действия может совершать тот или иной агрегат. И слово «функция» приобретает в этом случае еще один смысл: «возможности» прибора. А с этими возможностями напрямую связана и цена, и полезность… А здесь уже можно проследить классическое математическое определение функции — зависимость. Если аппарат обладает множеством функций, значит он более функциональный, то есть удобный. (Зависимость: количество возможностей – удобство, количество возможностей – цена). -
6 слайд
Функции – наши помощники
Квадратичная функция
Квадратичная функция часто встречается на практике.
Графиком функции является парабола.
Эту кривую можно определить как фигуру, состоящую из всех тех точек М плоскости, расстояние каждой из которых до заданной точки F, называемой фокусом параболы, равно ее расстоянию до заданной прямой, называемой директрисой параболы
Парабола обладает оптическим свойством: все лучи, исходящие из источника света, находящегося в фокусе параболы, после отражения оказываются направленными параллельно ее оси. Это свойство использовал и Архимед при защите Сиракуз от врагов. -
7 слайд
Свойство параболических зеркал используют при конструировании солнечных печей, солнечных электростанций, отражательных телескопов – рефлекторов.
Это свойство параболы используется при изготовлении прожекторов, автомобильных фар, карманных фонариков.
Использование свойства параболы фокусировать лучи -
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
Экспресс стрелой несется по железной дороге, и о поворотах пассажиры узнают, лишь наблюдая последние вагоны состава из окна своего купе. Они и не предполагают, что их комфорт обеспечили не только проводники и машинисты. Спираль Корню, лемниската Бернулли и кубическая парабола мягко направляют путь экспресса
Как закруглить железную дорогу? -
11 слайд
Примеры функций в естествознании
.
Экологическая ниша-это диапазон факторов среды, в котором данный вид живет и размножается.
Допустим, что известны верхние и нижние пределы температуры и влажности, приемлемые для существования какого-либо вида. На рисунке в виде графика представлена экологическая ниша некоторого вида Из него видно, что организмы успешнее размножаются и лучше всего чувствуют себя в условиях, близких к оптимальным для данного вида. Отклонение значения фактора от оптимального приводит к угнетению, а затем и к гибели особей.Рост дерева подчиняется сложнейшей
функции, зависит от породы дерева и
времени роста. -
12 слайд
Примеры функций в естествознании
физика -
13 слайд
Вывод. Рассмотрев материалы о функциях в различных энциклопедических справочниках по математике, физике, биологии, обществознанию, в научно-популярной литературе, мы убедились, что функция является очень важным общенаучным понятием; увидели, что функциональные зависимости встречаются практически во всех окружающих нас предметах и явлениях. Изучив свойства этих зависимостей, человек использовал их как для развития науки, так и в практической деятельности.
-
14 слайд
В работе мы показали, что функция является очень важным понятием для всех наук, т. е. общенаучным понятием. Кроме того, она является необходимым инструментом исследования многих происходящих в мире процессов. Я увидела функциональные зависимости там, где их раньше не замечала.
Т. о, гипотеза о важности функции в практической деятельности человека подтвердилась.
Знание свойств функций позволяет понять суть происходящих процессов, предсказать ход их развития, управлять ими.
По итогам работы выполнили 2 презентации: Линейная функция вокруг нас и Квадратичная функция вокруг нас.
Мы считаем, что работа будет полезна ученикам, желающим расширить свои знания о функциях и их приложениях, а также учителям в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам и внеурочным занятиям.Заключение
-
15 слайд
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)