Доклад
«Проблемно– поисковые технологии при реализации
обновлённыхФГОС»
Подготовилаучитель физики Филатова И. В.
МБОУ«Полевской лицей»
Важнейшая цель современного образованияи одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного,ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, настоящегопатриота своей Родины. В этой связи процесс образования должен пониматься нетолько как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющихинструментальную основу учебной деятельности ученика, но и как процессразвития личности, принятия духовно – нравственных, социальных ценностей.
Обновлённый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт предлагает новуюконцепцию стандартов общего образования, исходящую из тезиса о необходимостиразделения проблемы обобщённых требований к результатам образования и проблемыконкретного содержания общего среднего образования.
Новые социальные запросы, отражающиесовременные интересы России, должны учитывать её превращение изиндустриального общества в постиндустриальное (информационное) общество,основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессыглобализации, информатизации, ускорения внедрения новых открытий, быстрогообновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышеннойпрофессиональной мобильности и непрерывности образования. Новые социальныезапросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.
Важнейшими требованиями общества кобразовательной системе являются: формирование общего деятельностного базиса, каксистемы универсальных учебных действий, определяющих способность личностиучиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработокзаключается в том, что суть его идеологии составляет переход отминимизационного подхода к конструированию образовательного пространства наоснове принципа фундаментальности образования. Принцип фундаментальности образования становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющихконкурентоспособность страны. Вместе с тем необходимо освободиться отустаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологическиеусловия и механизмы процесса усвоения можно наиболее полно реализовать спомощью системно – деятельностного подхода, базовым положением которого служиттезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается преждевсего формированием универсальных учебных действий, выступающих в качествеосновы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальныхучебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частностиего правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективноиспользовать на практике полученные знания умения и навыки.
Применение проблемно – поисковыхтехнологий при изучении физики обусловлено спецификой данного предмета. Физика– наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства истроение материи, законы её движения. Основные понятия физики и её законовиспользуются во всех естественных науках. Вместе с тем гуманитарный потенциалфизики в формировании общей картины мира и влияния на качество жизни человекаочень высок. Физика экспериментальная наука, изучающая природные явленияопытным путём. Построением теоретических моделей физика даёт объяснение наблюдаемыхявлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления вчеловеческой практике. Физические законы лежат в основе химических,биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физикиеё можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывновозрастает, так как физика является основой научно – технического прогресса,повышения обороноспособности страны. Использование знаний по физике необходимокаждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство ипринцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов имеханизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам. Исходяиз требований обновленных ФГОС, их концепции, а также особенностей предметафизики и своего опыта работы я применяю образовательные технологии приорганизации учебного процесса. Образовательная технология это часть дидактики вшироком смысле и конкретный инструментарий учителя в более узком. Поопределению Гузеева образовательная технология это система, включающаянекоторое представление планируемых результатов обучения, средствадиагностики текущего состояния обучаемых, оптимальная модель обучения дляданных конкретных условий. Эффективность процесса образованиянаходится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мыприменяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.Главный смысл образовательной технологии – возможность её воспроизводить дляполучения сходных результатов. Однако полная алгоритмизация технологии маловероятнав силу неопределённости свойственной гуманитарным системам. Эта неопределённость и представляет поле творчества для педагогов. Назначениеобразовательной технологии – гарантировать некоторый нижний порог вероятностиуспеха для учеников. Чем выше порог, тем выше качество технологии. Образовательнаятехнология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика.Формированию личностно значимых для него способов учебной работы, овладениюумениями самообразования, воспитанию нравственных идеалов. Оптимальный выбор на разных этапах учебной деятельности предполагает следующие технологии:
Проблемно – поисковые технологии приреализации обновленных ФГОС.
модульно – блочная технология:основной учебный период – модуль или цикл уроков; используемые методыобучения: объяснительно — иллюстративный, эвристический, программированный;преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум; основныесредства диагностики –тесты, контрольные работы.
Цельноблочная технология:основной учебный период – блок уроков; используемые методы обучения объяснительно – иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающиеформы организации обучения: лекция, беседа и практикум; основные средствадиагностики: текущие устные опросы, зачёты, письменные контрольные работы илизачёты.
Интегральная образовательнаятехнология: развитие цельноблочных технологий и направляемого проектногообучения. Планируемые результаты обучения представляются в виде трёхуровневыхсистем задач. (минимальный, общий, продвинутый ) Новая организационная формаурока: семинар – практикум.
Интегральная технология сочетает личностно– деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитиеличности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Компьютернаяподдержка обучения повышает эффективность процесса обучения. Обобщение,повторение, контроль и коррекция соответствуют психологической схеме присвоенияновой информации человеком. Актуализация знаний: вводное повторениеспособствует выбору необходимой информации для дальнейшего изучения учебногоматериала. При изучении нового материала в начале блока основное вниманиеуделяется только общеобязательному – основному объёму. Принцип деятельноститребует, чтобы обязательный материал немедленно отрабатывался на задачах. Такназываемый тренинг – минимум; Изучение нового материала (дополнительный объём)предполагает разные требования к усвоению данного материала; Развивающеедифференцированное закрепление: возможны групповые формы работы. Домашняяработа задаётся на весь блок уроков в его начале или после каждого урока.
Технология проблемного обучения:организация учебных занятий, которая предполагает под руководством учителяформулирование проблемы и активную самостоятельную деятельность учеников поеё решению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональнымизнаниями умениями и навыками и развитие мыслительных способностей
(Г.К. Селевко).
Технология исследовательской деятельностишкольников:
Предполагает выполнение учащимися учебно –исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленным насоздание представлений об объекте под руководством учителя.
Технология организации проектнойдеятельности школьников: проектная деятельность –последовательная совокупность учебно – познавательных приёмов, которыепозволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действийучащихся с презентацией результатов.
Личностно ориентированная технология: цель- развитие познавательных, волевых, эмоциональных устремлений учеников,культивирование его уникального опыта; выбор способа учебной деятельностипредоставляется ученику. Структура деятельности: 1 – потребность, 2 — мотив, 3–цель, 4 -условия, 5 –достижение цели, 6 — действия, 7 – операции (А.В.Петровский).
Технология организации проектнойдеятельности. Проектная деятельность — более подробное описание и применениена практике
Первый этап – разработка проектного задания, определение проблемы; формулированиегипотезы, определение цели проекта и предметных задач.
Второй этап –разработка плана работы: определение сроков выполнения проекта; выбор средств иметодов выполнения; выбор способов оформления результатов и сценарияпрезентации; выбор формы работы, распределение обязанностей.
Третий этап — реализация проекта: сбор, анализ, обобщение информации из разных источников;проведение исследования; подготовка наглядно –графического материала;оформление материалов для презентации; контроль промежуточных результатов.
Четвёртый этап –завершение проекта: общественная презентация проекта; экспертиза проекта всоответствии с заданными критериями; рефлексия (обсуждение процесса и итоговработы, групповые и личностные достижения).
Основные требования к проекту.
1. Необходимоналичие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской,информационной, практической.
2. Выполнениепроекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждыйпроект требует исследовательской работы учащихся. Отличительная чертапроектной деятельности — поиск информации, которая затем будет переработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатомработы над проектом является продукт.
5. Подготовленныйпродукт должен быть представлен заказчику достаточно убедительно, как наиболееприемлемое средство решения проблемы.
Часто проектназывают 5 П.
Проблема – Проектирование(планирование) – Поиск информации –Продукт –Презентация.
Классификацияпроектов по продолжительности.
Мини – проектымогут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проектытребуют выделения 4- 5 уроков. Уроки используются для координации деятельностиучастников проектных групп. Тогда как основная работа по сбору информации,изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внекласснойдеятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектнойнедели.
Их выполнениезанимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проектымогут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект –от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочноевремя.
Виды проектов,определяющие содержательную специфику каждого проекта.
Практико–ориентированный проект нацелен на социальныеинтересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранееопределён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города,государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакетарекомендаций по применению космических исследований в разных отраслях:промышленности, сельском хозяйстве, геологии. Важно оценить реальностьиспользования продукта на практике и его способность решить поставленнуюпроблему.
Исследовательскийпроект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности темы, обозначениезадач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей еёпроверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методысовременной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологическийопрос и другие.
Информационныйпроект направлен на сбор информации о каком -либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкойаудитории. Выходом такого проекта часто является публикация. Результатом такогопроекта является создание информационной среды класса, школы, и т. д.
Творческийпроект предполагает максимально свободный инетрадиционный подход к оформлению результатов.
Проекты, выполненные мною с учениками в рамках внеурочной деятельности.
Проекты, выполненные членами научногообщества обучающихся под моим руководством, и представленные на областных научно – практических конференциях. Так, например, на областной научно — практическойконференции был представлен проект: «Человек, как объект физического познания».Работа содержала реферативную часть и исследовательскую. Цель работы состоялав показе роли физических знаний для объяснения жизненно важных системчеловеческого организма. Проведенные исследования позволяли сделатьрекомендации: как можно увеличить объём лёгких, что необходимо длявосстановления здоровья человека после заболеваний бронхов и лёгких. Этонадувание воздушных шаров, упражнения имитирующие колку дров. Как можнотренировать внимание и быстроту реакции, как безопасно совершать прыжки. Вминипроектах по этому направлению были даны рекомендации как сохранить зрение.
Проекты: «Ролькосмических исследований в жизни человека» и Научно – технический прогресс» Цельюпроекта «Роль космических исследований в жизни человека» был показ полезностикосмонавтики и возможном её применении в жизни человека. Проект о научно –техническом прогрессе носил информационный характер
Научныйметод познания: Физика, как и всякая другая наука, ценна не только тем, что является сокровищницей накопленных знаний об окружающемнас мире, но и своим методом познания. Следуя итальянскому физику Галилею, метод научного познания в физике определяют как последовательность несколькихэтапов, важнейшими из которых являются следующие: 1) наблюдение явлений,накопление фактов, постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы;
3)создание теории;4)экспериментальная проверка гипотезы
Приборы иизмерительные инструменты позволяют измерять физические величины, такие, какдлина, объём, масса, температура, и устанавливать зависимость между ними.Например, из повседневного опыта известно, что между массой и объёмомоднородных веществ существует прямо пропорциональная зависимость. Поэтому,например, в магазине продавцы жидкие продукты отмеряют либо в единицах массы,либо в единицах объёма. Накопленные факты, взятые из наблюдений, позволяютосознать и сформулировать проблему о причинной связи группы сходных явлений.Например, фактом является то, что вода может находиться в жидком, твёрдом игазообразном состояниях. Сопоставление этого факта с другими позволяетсформулировать проблему: почему одно и то же вещество может быть твёрдым,жидким или газообразным? Почему при переходе из одного состояния в другоеизменяются свойства вещества? Почему газы легко сжимаются? Почему некоторыежидкости смачивают стекло, а другие нет? Ответить на эти вопросы нельзя, поканеизвестны строение тел и свойства вещества, из которого они состоят. Такимобразом, первый этап научного познания состоит в обобщении фактов, взятых изнаблюдений, и в постановке проблемы – вопроса, ответ на который позволяетобъяснить множество явлений.
Выдвижение научно – обоснованногопредположения, гипотезы – следующий этап научногопознания. Это — самый ответственный и трудный этап научного познания. Гипотезадолжна быть обоснована наблюдаемыми фактами. Объяснением поставленных проблем оразличных свойствах вещества стала гипотеза о дискретном строении вещества.Вещество состоит из мельчайших частиц.
Объяснение известных и предвидение новыхявлений на основе выдвинутой гипотезы.Верные гипотезы позволяют получить полезные теоретические следствия,объясняющие совокупность наблюдаемых явлений, предвидеть неизвестные явления,предсказывать ход их развития. Вещество находится в разных состояниях взависимости от расстояния между молекулами и связями между ними. Гипотезы итеоретические следствия – это предположительные знания, которые требуют экспериментальнойпроверки. История науки знает немало примеров, когда очень правдоподобныегипотезы и вытекающие из них следствия существовали много лет, а потом, опровергалисьэкспериментами. Так, например, в 18 веке явления нагревания и охлаждения телмногие объясняли перетеканием от одного тела к другому особой жидкости –теплорода. Ломоносов считал, что теплота состоит во внутреннем движениикорпускул, экспериментальные исследования, проведенные в дальнейшем,подтвердили правильность гипотезы о кинетической природе теплоты.
Экспериментявляется заключительным методом научного познания. Например, немецкий физик Герике в 1654 году провёл ряд экспериментов, которые сталидоказательством существования атмосферного давления. Многократно проверенные иподтверждённые экспериментом гипотезы и вытекающие из них следствия о наиболееобщих и существенных связях объектов и явлений природы из разряда гипотезпереходят в разряд теорий.
При изучении учебного материалапо физике я обязательно применяю научный метод познания. Например, в 8классе при изучении строения атома и объяснении электрических явлений изучаемопыт Иоффе и Милликена, опыт Резерфорда. Ученики делают вывод о на основеэкспериментов о строении атома. Пользуются результатами эксперимента для объясненияэлектрических явлений, строения атома. При изучении каждой темы я стараюсьприменять этапы метода научного познания, знакомя их либо с историческимиопытами, либо предлагая постановку эксперимента на уроке при наличииоборудования, или показ эксперимента по материалам электронного приложения.
Наряду с методом научногопознания я внедряю в практику исследовательский метод.
Ученики проводят исследования в рамкахлабораторных работ в течение урока или на различных этапах урока наоборудовании минилабораторий. Это способствует более прочному усвоению знанийосуществлению системно -деятельностного подхода в обучении, формированию ууд –познавательных и коммуникативных. Занимаемся исследовательской деятельностью сучениками и во время внеурочной деятельности. Изучаем электрические иоптические явления и их применение.
Применяю в своей практике я такжеэлементы личностно – ориентированный подхода, учитываю личный опыт ученика,учитываю особенности восприятия научной информации: визуальное, аудиальное,кинестетическое, подбирая материал для каждой из групп: таблицы, графики,опыты, экспериментальные задания, электронное приложение. Даю возможностьвыбирать форму ответа: устно, письменно, диктант, опрос. Предлагаю заданияиндивидуальные и групповые.
Считаю, что применение элементов данныхтехнологий способствует более успешному изучению предмета, позволяет учитыватьиндивидуальные особенности школьников и создать гуманную образовательную модель, оберегающую здоровье ученика.
