МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РЕСПУБЛИКАНСКИЙЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ
«ЦЕНТР ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей общественных наук ГБОУ РД «РЛИ «ЦОД» /______/ Алиева М.С. |
«Согласовано» Заместитель директора по НМР ГБОУ РД «РЛИ «ЦОД» / _______/ Лабазанова С.К. |
«Утверждаю» Директор ГБОУ РД «РЛИ «ЦОД». / ________/ Баймурзаева Ш.Б. Приказ №____ от «_____» августа 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021-2022 учебный год
по учебному курсу «География»
7 класс (базовый уровень)
Общее количество часов – 68
Количество часов в неделю — 2
Составитель:
Фаталиева Эльмира Тагирбеговна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
Махачкала 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География»для 7 класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
— Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основного общего образования.(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№ 1897);
— Образовательнойпрограммой основного общего образования в соответствии с ФГОС ГБОУРД «РЛИ «ЦОД» на 2021-2022 учебный год;
— Авторской рабочей программой курса географии в соответствии с ФГОС, разработанная кучебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенная Министерствомобразования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной- М.: Просвещение, 2011;без внесенияизменений.
Географияматериков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представленияучащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связяхмежду ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Даннаяпрограмма по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической»линии, выпускаемым издательством «Просвещение». Программа реализуется следующимучебно-методическим комплектом:
Базовый учебник |
Алексеев А.И. География 7 класс. Просвещение. Москва. Линия учебников: Академический школьный учебник «Полярная звезда». 2020 |
Методическое пособие для ученика |
География материков и океанов, 7 класс. Атлас, — М.: Просвещение; 2020. |
Уровень и направленность рабочей программы: основнаяобщеобразовательная программа, базовый уровень.
В соответствии с учебным планом ГБОУ РД«РЛИ «ЦОД» на изучение учебного предмета «География» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 35 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Личностныерезультаты освоения курса
Обучающийся должен:
§ осознаватьсебя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, ихкрупных районов и стран;
§ осознаватьзначимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географическихзнаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
§ проявлятьэмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости еесохранения и рационального использования;
§ проявлятьпатриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
§ уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
§ уметьс позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог,дискуссию, вырабатывая общее решение;
§ уметьориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков,принимать решения.
Метапредметнымрезультатом освоения курса являетсяформирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
§ самостоятельнообнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
§ определятькритерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
§ выдвигать версиирешения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а такжеискать их самостоятельно;
§ составлять(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
§ работая по плану,сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно(в том числе и корректировать план);
§ в диалоге сучителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
§ анализироватьсвязи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
§ выявлятьпричинно-следственные связи;
§ осуществлятьсравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанныхлогических операций;
§ строить логическоерассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
§ создаватьсхематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
§ составлять тезисы,различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
§ преобразовыватьинформацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
§ определятьвозможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
§ самостоятельноорганизовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,договариваться друг с другом и т. д.);
§ выслушивать иобъективно оценивать другого;
§ в дискуссии уметьвыдвинуть аргументы и контраргументы;
§ учиться критичноотноситься к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мненияи корректировать его;
§ понимая позициюдругого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
§ уметь взглянуть наситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
§ уметь вестидиалог, вырабатывая общее решение.
Использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
§ сохраненияздоровья и соблюдения норм экологического поведения;
§ адаптации кусловиям проживания на определенной территории;
§ самостоятельномуоцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения
Обучающийся долженуметь:
§ называтьи показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формырельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболеекрупные страны мира;
§ объяснятьзависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры,зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления,осадков, природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы нажизнь и деятельность человека;
§ описыватьклимат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природныекомплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятиянаселения стран;
§ определятьгеографическое положение объектов их отличительные признаки;
§ приводитьпримеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типоввоздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природыматериков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы нажизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки –целостность, ритмичность, зональность;
§ читатьи анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
§ составлятьпростейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
§ рассказыватьоб основных путях расселения человека по материкам, главных областяхсовременного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельностичеловека.
Планируемые предметныерезультаты освоения учебного предмета «География»
Ученикнаучится:
— использоватьразличные источники географической информации (картографические,статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)для поиска и извлечения информации для решения учебных ипрактико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
— находить иформулировать зависимости и закономерности;
— определять исравнивать качественные и количественные показатели, характеризующиегеографические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве погеографическим картам разного содержания;
— в процессеработы с одним или несколькими источниками географической информации выявлятьсодержащуюся в них противоречивую информацию;
— составлятьописание географических объектов, процессов и явлений с использованием разныхисточников географической информации;
— представлятьв различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных ипрактико-ориентированных задач.
— овладеетосновными навыками нахождения, использования и презентации географическойинформации;
— использоватьразнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения иоценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровеньбезопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать мерыбезопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ученик получит возможность научиться:
— объяснятьзависимость размещения крупных географических объектов от особенностей строенияЗемли;
-самостоятельно приобретать новые знания и умения;
— моделироватьгеографические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
— различатьизученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географическиеобъекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводитьих простейшую классификацию;
— использоватьзнания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях междуизученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения ихсвойств, условий протекания и географических различий;
— проводить спомощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферногодавления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,направления и скорости течения водных потоков;
— оцениватьхарактер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разныхгеографических условиях, с точки зрения концепции устойчивогоразвития.
— использоватьзнания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья исоблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
— приводитьпримеры, показывающие роль географической науки в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примерыпрактического использования географических знаний в различных областяхдеятельности;
— восприниматьи критически оценивать информацию географического содержания внаучно-популярной литературе и средствах массовой информации;
— создаватьписьменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основенескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Основноесодержание учебного предмета
(68ч)
Введение (3 ч)
Чтоизучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова.Части света.
Каклюди открывали и изучали Землю. Основные этапы накоплениязнаний о Земле.
Источникигеографической информации. Карта — особый источник географических знаний.Географические методы изучения окружающей среды. Карта— особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географическихкарт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методыгеографических исследований.
Основныевиды учебной деятельности:
Учащийсядолжен уметь: показывать материки и части света;
приводитьпримеры материковых, вулканических, коралловых островов;
даватьхарактеристику карты; читать и анализировать карту.
РазделI. Главные особенности природы Земли (10ч)
Тема 1.Литосфера и рельеф Земли (2 ч)
Происхождение материков и океанов. ПроисхождениеЗемли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Картастроения земной коры. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земли. Взаимодействиевнутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа.Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практическая работа №1 (итоговая): Описание по карте рельефа одного из материков.
Тема 2.Атмосфера и климаты земли (2 ч)
Распределениетемпературы воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатическиекарты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясоватмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Рольвоздушных течений в формировании климата.
Климатическиепояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатическиепояса. Климатообразующие факторы.
Практическаяработа №2 (итоговая):Сравнение климата двух климатических поясов (по выбору).
Тема 3.Гидросфера. Мировой океан – главная частьгидросферы (2 ч)
ВодыМирового океана. Схема поверхностных течений. Рольокеана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана.Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.
Жизньв океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразиеморских организмов. Распространение жизни в океане. Биологическиебогатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. Географическая оболочка (3 ч)
Строениеи свойства географической оболочки.
Строениегеографической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ иэнергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природныекомплексы суши и океана. Природные комплексысуши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.
Природнаязональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон.Закономерность размещения при# родных зон на Земле. Широтная зональность.Высотная поясность.
Основныевиды учебной деятельности:
Учащийсядолжен уметь:
называтьи показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупныхформ рельефа от строения земной коры;
объяснятьзональность в распределении температуры воз# духа, атмосферного давления,осадков;
называтьтипы воздушных масс и некоторые их характеристики;
делатьпростейшие описания климата отдельных климатических поясов;
показыватьокеаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
приводитьпримеры влияния Мирового океана на природу материков;
приводитьпримеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природныхкомплексов.
РазделII. Население Земли (3 ч)
Численностьнаселения Земли. Размещение населения. Факторы,влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Народыи религии мира. Этнический составнаселения мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственнаядеятельность людей. Городское и сельское население. Основныевиды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы.Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-историческиерегионы мира. Многообразие стран, их основные типы.
Основныевиды учебной деятельности:
Учащийсядолжен уметь:
рассказыватьоб основных путях расселения человека по материкам, главных областяхрасселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
читатькомплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.
РазделIII. Океаны и материки (51 ч)
Тема1. Океаны (2ч)
Тихий,Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенностигеографического положения. Из истории исследования океанов. Особенностиприроды. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практическая работа №3(итоговая): Отражение на контурной карте функций одного из океанов (по выбору).
Тема2. Южные материки (1 ч)
Общие особенности природы южных материков.
Особенностигеографического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общиеособенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природныхзон. Почвенная карта.
Тема3. Африка (10 ч)
Географическоеположение. Исследования Африки.
Географическоеположение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. ИсследованиеАфрики русскими путешественниками и учеными.
Рельефи полезные ископаемые. Основные формы рельефа.Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещениеместорождений полезных ископаемых.
Климат.Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренниеводы Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.
Природныезоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные чертыприродных зон.
Влияниечеловека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияниечеловека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальныепарки.
Население.Население Африки. Размещение населения. Колониальноепрошлое материка.
СтраныСеверной Африки. Алжир. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.
СтраныЗападной и Центральной Африки. Нигерия. Общаяхарактеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйствоНигерии.
СтраныВосточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, на# селение, хозяйство Эфиопии.
СтраныЮжной Африки. Южно-Африканская Республика. Общаяхарактеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйствоЮжно-Африканской Республики.
Практическая работа№4(итоговая): Определениепо картам природных богатств стран Африки.
Практическаяработа №5 (итоговая): Описание по картам основных видов деятельности населения одной из странАфрики.
Тема4. Австралия и Океания (5 ч)
Географическоеположение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразиегеографического положения материка. История открытия и исследования.Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат.Внутренние воды. Факторы, определяющие особенностиклимата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды
Природные зоны. Своеобразие органического мира.
Проявлениеширотной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органическогомира.
АвстралийскийСоюз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природычеловеком.
Океания.Природа, население и страны. Географическое положение. Изистории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны.Памятники природного и культурного наследия.
Практическая работа №6 (итоговая): Сравнительная характеристика двух регионов Австралии (повыбору).
Тема5. Южная Америка (7ч)
Географическоеположение. Из истории открытия и исследования материка. Географическоеположение. История открытия и исследования материка.
Рельефи полезные ископаемые. История формирования основныхформ рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов,месторождений полезных ископаемых.
Климат.Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатическиепояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климатаматерика.
Природныезоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность вАндах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охранаприроды.
Население.История заселения материка. Численность, плотность,этнический состав населения. Страны.
Странывостока материка. Бразилия. Географическое положение,природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.
Страны Анд. Перу. Своеобразиеприроды Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.
Практическая работа №7 (итоговая): Описание по карте Бразилии или Аргентины (по выбору).
Тема6. Антарктида (1ч)
Географическоеположение. Открытие и исследование Антарктиды. Географическоеположение. Антарктика.
Открытиеи первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров.Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследованийАнтарктики.
Тема7. Северные материки (1 ч)
Общиеособенности природы северных материков.
Географическоеположение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата иприродных зон.
Тема8. Северная Америка (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследованияматерика. Географическое положение. Из истории открытия иисследования материка. Русские исследования Северо—ЗападнойАмерики.
Рельефи полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка.Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных формрельефа и месторождений полезных ископаемых.
Климат.Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатическиепояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климатаматерика.
Природныезоны. Население. Особенности распределения природныхзон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека.Население.
Канада.Географическое положение, природа, население, хозяйство,заповедники и национальные парки Канады.
СоединенныеШтаты Америки. Географическое положение, природа,население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.
Средняя Америка.Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа,население, хозяйство Мексики.
Практическаяработа №8 (итоговая): Характеристика покартам основных видов природных ресурсов Северной Америки.
Тема 9. Евразия (16 ч)
Географическоеположение. Исследования Центральной Азии. Особенностигеографического положения. Очертания берегов. Исследования ЦентральнойАзии.
Особенностирельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии,его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа.Полезные ископаемые.
Климат.Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка.Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера.Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.
Природныезоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристикаприродных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.
СтраныСеверной Европы. Состав региона. Природа. Население.Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.
СтраныЗападной Европы. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирногонаследия Великобритании, Франции и Германии.
СтраныВосточной Европы. Общая характеристика региона. Польша,Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. СтраныБалтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.
СтраныЮжной Европы. Италия. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирногонаследия региона.
СтраныЮго-Западной Азии. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии иАзербайджана.
СтраныЦентральной Азии. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана,Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.
СтраныВосточной Азии. Общая характеристика региона. Географическоеположение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая иЯпонии.
СтраныЮжной Азии. Индия. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.
СтраныЮго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона.Географическое положение, природа, на# селение, хозяйство Индонезии.
Практическаяработа №9 (итоговая): Сравнительнаяхарактеристика стран Европы.
Практическаяработа №10 (итоговая): Группировка стран Азиипо различным признакам.
Контрольнаяработа
Основныевиды учебной деятельности:
Учащийсядолжен уметь:
показыватьна карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение,определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов иматериков как крупных природных комплексов;
показыватьна карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках(горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы,острова, полуострова);
описыватьотдельные природные комплексы с использованием карт;
показыватьнаиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы иосновных занятий
населения,используя карты атласа; приводить примеры воздействия и изменений природы
наматериках под влиянием деятельности человека.
РазделIV. Географическая оболочка — наш дом (3 ч)
Закономерностигеографической оболочки. Закономерности географическойоболочки: целостность, ритмичность, зональность.
Взаимодействиеприроды и общества. Значение природных богатств.Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу.Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ееохране.
Практическаяработа №11(итоговая): Составление описанияместности.
Контрольная работа
Основныевиды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
приводить примеры,подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность,ритмичность, зональность;
объяснять их влияние нажизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов;приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
Учебный процесс по изучениюгеографии организуется в классно — урочной системе. Отбор форм организацииобучения осуществляется с учетом основного содержания курса.
Большоевнимание уделяется практическим работам, в процессе осуществления которых обучающиеся формируют навыки работы с различными источниками географическойинформации, а также приобретают способность давать комплексные характеристикиотдельных стран и территорий, выделять соответствующие географическиезакономерности.
Формы организацииобразовательного процесса:
§ Общеклассныеформы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программноеобучение, зачетный урок.
§ Групповыеформы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческиезадания.
§ Индивидуальныеформы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменныеупражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программамиза компьютером.
§ Самостоятельнаяработа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков инавыков практического применения приобретенных знаний, выполнениеиндивидуальных заданий творческого характера.