Картотека дидактических игр иупражнений в подготовительной группе по обучению грамоте.
Дидактическая игра «Звуковыешапочки»
Цель: Развиватьнавыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: Вигре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. Наполу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На нихнаписаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышкопросыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся.По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося поочереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой«А», ребенок произносит слог «Жа».
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развиватьумение детей делить слова на слоги.
Ход: Детистоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчиватьначатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а выдолжны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развиватьумение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагогпредлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбираютслова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получаетфишку.
Дид. игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнятьдетей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевоевнимание.
Ход: Воспитательпроизносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумываютновое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Дид. игра «Назови слова, в которых второйзвук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплятьнавыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласныхзвуков, активизировать словарь.
Ход: Педагогпредлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный.Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Дид игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплятьумение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ исинтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительноевосприятие.
Материал: Кубикина каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенкупредлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание напервые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на однойиз граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с].Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названиикоторого первый звук — [л], [о], [н].
Дид. игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствоватьнавык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков вслове.
Материал: Укаждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитателькаждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положитькартинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколькоокошечек, столько звуков).
Дид. игра «Нужные знаки»
Цель: Развиватьречевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначенияпредложений.
Ход: Воспитательназывает предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено,в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
Дид. игра «Найди братца»
Цель: Закреплятьумение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкиесогласные звуки.
Материал: Предметныекартинки
Ход: Воспитательвыставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в дваряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов былибратцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положубелку, первый звук в этом слове [б], [б] и [б] – братцы.
Дети по очереди подходят, называютпредметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляюткартинку под верхний ряд.
Дид. игра «Красный – белый»
Цель: Продолжатьучить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место вслове.
Материал: Укаждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитательназывает слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красныйкружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ].
Продолжение картотеки дидактических игр иупражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальнойграмоты»
«Составь слово»
Цель: Закреплятьумение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количестваслогов.
Ход: Педагогпроизносит три слога. Дети должны составить из них слово.
Ку – ки – би, са – ги – по, ка – на – би,го – ва – ло, ма – на – ли, по – но – ле, о- ка – со, га – та – зе, ко – со –ле, по – ны – го, ко – но – ле, я – ды – го, во – со – лы, бо – то – ло.
«Ты – начало, я – конец»
Цель: Закреплятьумение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданного количестваслогов.
Ход: Взрослыйговорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первыйслог и называет слово целиком («- рево, — де Дерево)
Слоги: -жама, -шина, -года, -бушка, -кета,-жина, -мета, -лаки, -помидор, -рёза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята,-лосы, -ляна.
«Добавь слог»
Цель: Цель:Закреплять умение детей делить слова на слоги и составлять слова из заданногоколичества слогов.
Ход: Взрослыйназывает слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога).Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («ко -! – бок»)
Слоги:
СА -! – лет, пы -! – сос, па -! – ход, те-! – фон, по -! – гай, о -! – рец, мо -! — ток, му -! — мор,
ба -! – бан и т. д.
«Составь предложение»
Ход: Детямнеобходимо поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.
В, помидоры, теплице…. В теплице помидоры.
Яблоней, под, яблоки… Под яблоней яблоки.
Эскимо, столике, на…. На столике эскимо.
Над, сосулька, окном. Над окном сосулька.
Дереве, на, кукушка…. На дереве кукушка.
Полкой, над, картина… .Над полкой картина.
У, шахматы, мальчика… у мальчика шахматы.
В, тюльпаны, парке… В парке тюльпаны.
«Наоборот»
Цель: Закреплятьумение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагогпроизносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назватьполучившееся новое слово. Например: жи – лы – лы – жи
Слова:
Ла – ю, ки – пят, ло – жа, кА – чай, на –сос, ла – мА, ки – ра, на – вес, ска – ла, бан – кА;
Слоги:
КА – му, ля – ко, па – ли, ла – мет, ва –тык, та – пас, жа – лу, ка – пал, ги – но, ка– мас, ба – тру.
«Картинки в книжке или журнале»
Цель: Закрепитьнаписание знакомых букв.
Ход: Этиигры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется -это старые журналы с картинками и без.
Находим любую букву, показываем ее малышуи просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потомподсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев — учимбуквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу -ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте, например,до — дом, долина, ледокол…
Следующий этап — ищем слова. Начинать надос простых — он, мы, они, дом.
«Кто здесь живет? »
Цель: Закреплятьумение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Вампотребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделатьпаровозик с вагончиками, самолет или даже ракету — кому что интереснее. Вокошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. Аможно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
Прикрепите к доске домик, и в пустыеокошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок долженугадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О — лиса, лес,осел.
«Бросаемся слогами»
Цель: Закреплятьумение детей делить слова на слоги.
Ход: Игратьможно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называеткакой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобыполучилось слово.
Примеры:
— Ко — … мар; … са; … тёнок; … рабль.
— Са — … молёт; … поги; … мовар.
«Поиск»
Цель: Закреплятьумение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Дляигры вам понадобятся сначала карточки с буквами, а затем со слогами.
Разложите карточки в комнате на разныхпредметах — столе, диване, подоконнике, прикрепите к шторам, картине. А теперьребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.Например, карточка с буквой С лежит на диване — это
неправильно, она должна лежать на столе.
Картинки в книжке
Цель: Закреплятьумение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
Ход: Подберитедля игры книги с сюжетными иллюстрациями.
Вариант 1. Одинзагадывает букву, открывает картинку и, вперед — кто быстрее найдет на картинкепредмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву) .
Вариант 2. Вслове три слога. В слове только один гласный звук. А второйотгадывает.
«Эхо в горах»
Цель: Совершенствоватьнавык чтения.
Ход: Читаететекст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага)поотстав — эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста — потомучто они не одни, а вместе с вами.
Ребенок, конечно, слышит текст инаполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать назнаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений,а голос — их преодолевать.
«В образе»
Цель: Совершенствоватьнавык чтения.
Ход: Прочтитекакой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И предложитеподумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатятвас множеством версий. Теперь предложите рассказать эту историю отимени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своимголосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана,разбойника или ветра. В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образеребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит,потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. Ислушатели не скучают: им предстоит оценить работу — похоже или нет?
«Сложи слово»
Цель: Совершенствоватьнавык чтения.
Ход: Вэтой игре картинки не потребуются. Напишите на бумаге или картоне любоедвусложное слово (например, РУКА). Разрежьте бумажку на две части так, чтобы накаждой из частей был один слог, например: РУ, КА. Предложите ребенку собратьслово из слогов, при этом последовательность слогов он определяет сам. Уребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильнуюпоследовательность слогов, малышу придется подумать и осмыслить прочитанное. Современем усложните задачу, разрежьте трехсложное слово.
«Назови – спроси» Цель: Развиватьречевой аппарат детей, отрабатывать дикцию.
Ход: Воспитательделит детей на пары. Одному ребенку дает сюжетную картинку. Тот говорит, чтонарисовано на ней, другой ребенок строит вопросительное предложение не меняяслов.
Например: Первый ребенок говорит: «Девочкаловит сачком бабочку». Второй его спрашивает: «Девочка ловит сачком бабочку? ».
Слоговое лото
Цель: Формироватьпервоначальный навык чтения открытых слогов, умения составлять слова из данныхслогов и подбирать слова.
Ход: Детиработают в парах. Один игрок называет слог, с которого начинается слово. Второйдолжен угадать, какое слово было задумано и составить его из карточек. Заправильный ответ он получает очко. Потом дети меняются ролями. Выигрывает тот,кто набирает больше очков за определенное время.
(Молоко, малина, мороз, весело, машина) .
«Магазин»
Цель: Развиватьфонематический слух детей, формировать умение слышать в словах определенныйзвук.
Ход: Дляэтой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лотоможно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных.Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку.Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на столеподходящую — предмет, который начинается с этой буквы или в названии которогоесть такой слог. Если не найдет, значит уходит из магазина безпокупки.
Выигрывает тот, кто больше наберетпокупок.
Почте, на, посылка… .Посылка на почте. Ит. д.
Продолжение картотеки дидактических игр иупражнений в старшей группе «Основы первоначальной грамоты»
Дид. игра «Найди свой домик 2» Цель: Учитьдетей делить слова на слоги.
Ход: Воспитателькаждому ребенку дает предметную картинку (животное или птицу). По сигналувоспитателя дети кладут картинку в домик, в соответствии с количеством слогов.Если в слове 1 слог, то картинку в синий домик, потому что у него одно окно ит. д.
Дид. игра «Том и Тим» Цель: Учитьдетей различат твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Детипо очереди берут 1 предметную картинку, называют первый звук в слове. Далееопределяют твердый он или мягкий. В соответствии с этим кладут картинку кнужному гному.
Дид. игра «Куб – Волшебные звуки»
Цель: Формироватьумение детей давать характеристику звукам речи, используя соответствующиесимволы, подбирать к символам звуки. Развивать фонематический слух; возможностьвыделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определятьпозицию звука в слове.
Описание куба: На гранях куба изображенысимволы звуков:
красный — гласный звук,
синий – твердый согласный звук,
зеленый – мягкий согласный звук.
Ход: Ребенокбросает кубик, ловит его и выполняет задание в соответствии с символом выпавшимна грани.
1. Назвать звук в соответствии с характеристикойпо условным обозначениям.
2. Назвать слово на заданный звук.
3. Придумать слово с заданным звуком,определить положение звука в слове.
4. Найти и принести из группы предметы(картинки) с заданным звуком.
Дид. игра «Плывет, плывет кораблик».
Цель: Продолжатьучить детей измерять длину слов.
Ход: Воспитателькаждому ребенку дает предметную картинку. По сигналу педагога дети прохлопываюткаждый свое слово и распределяют картинки в соответствии с количеством слогов.Если слово состоит из одного слога, то ребенок кладет картинку в первыйкорабль, так как у него одна труба, два слога – корабль с двумя трубами, трислога – корабль с тремя трубами.
Дид. игра «Разноцветные огоньки»
Цель: Учитьдетей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Передкаждым ребенком лежит домик и 3 фишки (синяя, зеленая и красная). Воспитательпроизносит по очереди звуки. Услышав звук, дети выкладывают в окошечке домафишку определенного цвета. Если они услышат гласный звук, то выкладываюткрасную фишку, если твердый согласный – синюю, если мягки согласный – зеленую.
Дид. игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развиватьумение детей определять место звука в слове.
Материал : Дляигры понадобится «Чудесный мешочек» и 10 – 15 игрушек или картинок, 3 схемыслов с изображением в них места звука.
Ход: Вигре принимают участие от 1 до 3 игроков. В начале игры дети вместе с педагогомназывают каждую игрушку, выделяя изучаемый звук. Все игрушки складываются вмешок и перемешиваются. Ребятам предлагается на ощупь угадать игрушку. Затемопределить место звука в ее названии, ребенок кладет игрушку возле нужной схемы
Дид. игра Звуковое дерево
на 3-х чудесных деревьях растут листьясинего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяетпервый звук и сообщает, где растет слово. Пример: словомашина на дереве с синими листьями, т. к первый звук в словесогласный, твёрдый.
Дид. игра Доскажи звук
Цель: научитьвыделять в слове последний звук по представлению.
Ход игры: Игруможно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, недосказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему.Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?
Ходит по лесу хорёк, хищный маленькийзвере.
Голосок твой так хорош, очень сладко тыпоё.
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо.
Дид. игра Поезд
Цель: отработканавыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход: детямпредлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагонысцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощизвуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия,тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз,у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженноепространство — правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Всекарточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайнейкартинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой былпоследний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левыхкартинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых — последний звук.Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкиесогласные в конце слова.
Дид. игра Пропускаем мы во двор словособенный набор.
Цель:Развивать фонематический слух.
Ход: Педагогпредлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединитьсредние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что водвор мы будем пропускать только слова со звуком, символ которогоставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно другдругу, если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука,ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить всеслова, которые они пропустили во двор.
Дид. игра Утки и окуни.
Цель игры: научитьузнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры: Детиделятся на 2 команды — окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке.Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О.Дети-окуни должны замереть, когда услышат слово со звуком О, аутки — когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя,выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех осталсяна площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень,ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден,
облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск,умный, уголь, узкий.
Дид. игра Сигнальщики
У детей сигнальные карточки синего изелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо,дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.