Коми Республикасавелöдан, наука да том йöз политика министерство |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
|
«Печорасапромышленнöй да экономическöй техникум» уджсикасöвелöданканму учреждение (УВКУ «ППЭТ») |
государственное профессиональное образовательное учреждение «Печорский промышленно-экономический техникум» (ГПОУ «ППЭТ») |
Интерактивныетехнологии обучения
ивоспитания в рамках внедрения ФГОС
Автор: преподаватель математики и физики
Солдатенкова Е.А.
г. Печора, 2023
Интерактивныетехнологии обучения и воспитания в рамках внедрения ФГОС
В настоящее время стратегическая задача обученияи воспитания в рамках внедрения ФГОС заключаетсяв обновлении их содержания, методов обучения и достижения на этой основепринципиально нового качества обученности.
Интерактивныетехнологии – технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; аинтерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всехобучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характервзаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.
Интерактивныепедагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а такжеспособствуют повышению мотивации к обучению.В рамках новой образовательнойпарадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации -формирование у студентов устойчивого интереса к предмету, развитиекоммуникативных и творческих способностей.
Основнаязадача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активнойпознавательной деятельности студентов, реализации творческого потенциалакаждого участника образовательного процесса.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процессорганизован таким образом, что практически все оказываются вовлеченными впроцесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводутого, что они знают и думают.
Интерактивные технологии предполагают:
· Диалоговое общение
· Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
· Развитие критического мышления
· Развитие умения решать проблемы
· Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления,воспроизведения, восприятия
· Формирование личностных качеств обучающихся
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональныхконтактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу,поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможнореализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыкиобеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Итак, позвольте предложить вашему вниманию технологииинтерактивного обучения, применяемые мною на уроках.
1.1.Технология работы в парах
Пара — разновидность коллектива, гдеосуществляется взаимообучение . Работу в парах применяю как отдельнуютехнологию обучения, так и подготовительный этап к работе в группах.
Работа в парах способствует позитивномуотношению к учебе, развивает умение приспосабливаться к работе в группе,подготавливает почву для широкого и эффективного применения интерактивныхтехнологий. Она имеет свои положительные стороны и наиболее эффективна наначальных этапах обучения. Ее можно использовать для достижения любойдидактической цели: усвоение, закрепление знаний и др.
В условиях работы в парах все ребята в группеполучают редкостную во время традиционного обучения возможность говорить,высказываться, работа в парах дает студентам время подумать, обменяться идеямис партнером, а потом только озвучивать свои идеи перед всеми обучающимися. Онаспособствует развитию навыков общения, умений высказываться и критическимыслить, умений доказывать и вести дискуссию.
Во время работы в парах можно быстровыполнить такие упражнения, которые в других условиях требуют много времени,среди них можно назвать такие:
1. Обговоритькраткий текст, задание.
2. Взятьинтервью и определить отношение к прочитанному или другой учебной деятельности.
3. Провестикритический анализ или корректировку письменной работы один другому.
4. Сформироватьитог урока или серии уроков по теме.
5. Разработатьвопросы к преподавателю или другим студентам.
6. Проанализироватьпроблему, упражнение или эксперимент.
7. Датьответы на вопросы преподавателя.
8. Сравнитьзаписи, сделанные в классе.
1.2.Технология деятельности сменныхтроек
Этот вариант кооперативного обучениясодействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала сцелью его осмысления, усвоения и закрепления. Деятельности учащихся в этомслучае подобна работе в парах.
1.3.Технология «два-четыре-всевместе»
Технология «два-четыре-все вместе»-вариант кооперативной технологии, эффективный для развития навыков обучения вгруппе, умений доказывать и вести дискуссию.
1.4.Технология «Карусель»
Технология «Карусель»- самый эффективныйвариант для одного приобщения всех участников к активной работе с разнымипартнёрами в общении для обсуждения дискуссионных вопросов. Эту технологиюприменяют:
1. Дляобсуждения какой-нибудь острой проблемы с диаметрально противоположных позиций.
2. Для сбораинформации по определенной теме.
3. Дляинтенсификации и проверки объема и глубины новых знаний(например, терминов).
4. Дляразвития умений аргументировать собственную позицию.
1.5.Технология работы в малыхгруппах
Работу в малых группах использую дляразъяснения сложных проблем, которые требуют коллективного обсуждения. Еслиприложенные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбратьпарную работу или какую-нибудь из приведенных выше технологий для быстроговзаимодействия. Использовать малые группы целесообразно тогда, когда заданиятребуют общей, а не индивидуальной работы.
1.6.Углы
Углы (Каган, 1990) — кооперативнаяструктура, что позволяет учащимся выбирать и обсуждать отдельные вопросы темы.Чтобы облегчить деятельность, различные аспекты темы располагают в определенныхуглах комнаты. Потом каждый ученик выбирает отдельный аспект ответа на вопрос преподавателяи двигается в соответствующий угол.
1.7.Графити
Графити (Джибс,1987)- облегчает процессмышления и играет важную роль группового источника энергии. Группы получаютватман, маркеры и работают над определенной темой (вопросом) путем оформленияна ватмане вопроса с помощью графиков, фраз, схем. Потом по сигналу преподавателя идет обмен листами, пока собственный лист не возвращается к каждой группе.Потом вся группа знакомится с «новыми» комментариями, которые обсуждаются иделаются выводы.
2.Фронтальные технологии
Эти технологии предусматривают работу всейгруппы. Среди них можно выделить следующие:
-круг идей;
-микрофон (интервьюирование);
-мозговой штурм;
-обучая — учись(броуновское движение);
-ажурная пила;
-кейс-метод;
-дерево решений.
2.1.Микрофон
Предоставляет возможность каждому что-тобыстро сказать по очереди, отвечая на вопросы или высказывать свою мысль илипозицию. Сообщения не комментируются и не оцениваются. Если кто-товысказывается, то другие не имеют права о чем-то говорить.
2.2.Мозговой штурм
Мозговой штурм – это метод решенияпроблемы, когда все участники размышляют над одной идеей и «идет на нее ватаку». Мозговой штурм применяют, когда необходимо иметь несколько вариантоврешения проблемы. Основной его целью является развитие творческого мышления.Перечислим основные ценности учебного мозгового штурма (УМШ):
1. Активнаяформа работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
2. Учащиесятренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
3. Учиться слушатьи слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, ктостремится к развитию предложений своих товарищей;
4. Учителюлегко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
5. Наработанныерешения часто дают новые подходы к изучению темы;
6. Учебныймозговой штурм вызывает большой интерес студентов, на его основе легкоорганизовать деловую игру.
3.Технологии обучения в игре
Модель обучения в игре – это построениеучебного процесса путем включения ученика в игру. Использование игры в учебномпроцессе всегда противоречиво: обучение является процессом целенаправленным, аигра по своей природе, имеет неопределенный результат (интригу). Поэтому задачапедагога состоит в подчинении игры конкретной дидактической цели. Последнеевремя в организации самой игры наблюдается смещение акцентов из драматизации(форм, внешних признаков игры) на ее внутреннее существо (моделированиесобытий, явлений, выполнение определенных ролей).
Итоговая модель обучения призванареализовывать, кроме основной дидактической цели, еще и комплекс целей:обеспечить контроль выделения эмоций, дать ребенку возможность самоопределения,способствовать развитию творческих представлений, предоставить возможностьусовершенствования навыков сотрудничества в социальном аспекте, предоставитьвозможность высказать свои идеи.
Участники учебного процесса,организованного в виде игры пребывают в других условиях, нежели притрадиционных формах обучения. Учащимся предоставляют максимальную свободуинтеллектуальной деятельности, что ограничивается только конкретными правиламиигры. Студенты сами выбирают свою роль в игре; выдвигая предположения овероятном развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути её решения,возлагая на себя ответственность за избранное решение.
Преподаватель в игровой модели выступаеткак инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации), судья (коррекцияи советы относительно распределения ролей), тренер (подсказки с целью ускоренияигры), главенствующий, ведущий (организатор обсуждения).
Виды игровых форм:
-ролевая игра;
-упрощенное судебное заседание;
-игра-путешествие;
-ролевая группа;
-имитации.
4.Дискуссионное обучение
Дискуссия — это широкое обсуждениекакого-либо вопроса. Можно рассмотреть такие виды дискуссии:
-пирамида;
-самоанский круг;
-шумовая группа;
-дискуссия в виде ток-шоу;
-дебаты;
-бесконечная цепочка.
Дискуссия :
а) способствует развитию критическогомышления;
б) дает возможность определить собственнуюпозицию;
в) формирует навыки определениясобственной позиции;
г) углубляет знания по обсуждаемой теме.
Пирамида (снежный фар)
Группа делится на пары, которые выполняютопределенное задание. Через некоторое время пары объединяются и продолжаютсяобсуждение. Этот процесс продолжается, пока все студенты группы не объединятсяв одну группу.
4.3. Дискуссия «Телевизионноеток-шоу»
Целью этой технологии являетсяформирование у студентов навыков публичных выступлений и дискуссий,отстаивания собственной позиции, гражданской позиции.
Эта технология даёт возможность:
а) привлечь к участию всех учениковкласса;
б) оценивать течение дискуссии;
в) оценивать участие каждого студента.
Преподаватель на этом уроке играет рольведущего. Он имеет право ставить вопросы или прерывать выступающего, черезнехватку времени.
Перечень используемых технологий можнопродолжать до бесконечности, все зависит от творчества и умения педагога.
В заключение необходимо отметить, что всеинтерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки,помогают установлению эмоциональных контактов между студентами, приучаютработать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливаютболее тесный контакт между студентом и преподавателем. Практика показывает, чтоиспользование интерактивных методов и приемов на уроке математики снимаетнервное напряжение у студентов, даёт возможность менять формы деятельности,переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.
В конечном итоге, значительно повышается качествоподачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация кизучению математики со стороны студентов.
Литература
1.Новые технологии обучения: Научно-методическийсборник. – К., Научно-методический центр образования. 2000. — Вып. 25. -212 с.
2. Зверева Г. Групповая учебная работа //Учитель. — 2000. — № 5. — С. 17-19.
3 .Кнаржевский Ю.А. Анализ урока. — М.:Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 32-35
4. Российская педагогическая энциклопедияв 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия. -1998, т. 2. — 672 с.
5. Смирнов С.А. Педагогика. — М.: 2001. -167 с.
6. Интерактивные технологии обучения //Открытый урок, — 2003, — № 3-4.
7. Интерактивное обучение: новые подходы// Открытый урок, 2002, № 5,6.
8. Гин A.A. Конструктор урока. // Открытыйурок, — 2003, — № 5.- С. 40-42.
9. Интерактивные формы и методы работы науроках математики // Математика в школе, — 2005, — № 8, — С. 2-6.
10. Математика. 5-8 классы: игровыетехнологии на уроках / авт.-сост. И.Б. Ремчукова. — Волгоград: Учитель, 2006, -99 с.