X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Рольизобразительной деятельности и нетрадиционных техник рисования в процессепсихолого-педагогического развития детей дошкольного возраста в рамках занятийв дошкольной студии

набазе дополнительного образования

 (статья)

 

Одной из важных и первоочередных задач образования на современномэтапе является не только передача знаний и опыта будущему поколению,формирование определенных умений и навыков, но и развитие творческихспособностей и индивидуальных качеств личности. Быстрый темп научно-техническогопрогресса, главенство информационных технологий, постоянные изменения,происходящие в социуме, являются преобладающими тенденциями современного мира,которые требуют от человека новых нестандартных решений поставленных перед нимзадач. Тем самым общество формирует некий запрос к современной системеобразования на создание условий для индивидуального творческого развития личности.

Основы творческого потенциала закладываются еще вдетском возрасте. Научно доказано, что наиболее благоприятным периодом дляначала развития творческих способностей ребенка является дошкольный возраст. Именнона данном этапе у детей наблюдается яркое проявление творческой активности вовсех видах деятельности. В современной системе образования практикуютсямногочисленные методики, приемы, техники, которые условно можно разделить натрадиционные, содержащие в себе исторически накопленный педагогический опыт, инетрадиционные, другими словами, не являющиеся общепринятыми. Несмотря на то,что нетрадиционные техники являются достаточно «молодым» педагогическиминструментом и не так широко распространены, этот факт нисколько не умаляет ихвысокой эффективности и значимости в воспитательном процессе, а лишь дает почвудля более глубокого и подробного изучения, тем более с каждым годом ихпопулярность возрастает и находит отклик в практическом применении у всебольшего количества педагогических работников. Нетрадиционные техники являютсяособенно хорошим помощником для педагога, работающего в рамках художественно-эстетическойнаправленности, в основе которой лежит активная творческая деятельность,например, рисование, потому что использование новых, не совсем привычныхматериалов, инструментов, способов рисования всегда вызывает интерес, широкийотклик, а также глубокое погружение в творческий процесс.

Из вышесказанного следует, что задачи современногообразования требуют изучения, разработки и внедрения новых, в том численетрадиционных подходов к воспитательному процессу для достижения всестороннегоразвития ребенка, поэтому исследование данного вопроса является особоактуальным.

Новизна поставленной темы заключается в том, что изучениенетрадиционных техник рисования и их влияния на психолого-педагогическое развитиедетей дошкольного возраста происходит в рамках специфики дополнительного образования.

Цель: изучить роль нетрадиционных техник рисования впроцессе психолого-педагогического развития детей дошкольного возраста в рамкахзанятий в дошкольной студии на базе дополнительного образования.

Задачи: рассмотреть специфические особенностиорганизации образовательного процесса дошкольников в дополнительном образовании,изучить роль занятий изобразительной деятельностью в развитии детей на этапедошкольного детства, изучить влияние нетрадиционных техник рисования натворческое и психолого-педагогическое развитие дошкольников.

На сегодняшний день дополнительное образование детей –один из важнейших элементов образовательной системы, который является довольногибкой структурой, позволяющей создать благоприятные условия для самовыраженияи развития личности ребенка.

Исходя из своей специфики, дополнительное образованиеорганически сочетает в себе различные виды организации образовательногопроцесса и применяет все многообразие форм и методов для решения поставленныхзадач. Для детей дошкольного возраста дополнительное образование может статьхорошей площадкой для развития творческих способностей, индивидуальных качествличности, начала социализации и приобщения к миру общечеловеческих ценностей, ив какой-то мере послужить альтернативой детскому саду, исходя из того, что всовременных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольныеобразовательные учреждения.

Отличительными особенностями дополнительного образованиядетей является построение образовательного процесса на принципахиндивидуального подхода к каждому ребенку, учета возрастных и индивидуальныхособенностей, ориентация на выявление и развитие склонностей и задатков детей вразличных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов.

В условиях образовательного учреждения дополнительноеобразование не только развивает творческие способности, но и дает ребенкувозможность выбора своего индивидуального пути. На занятиях создаются условиядля проявления способностей, интересов, раскрытия личных качеств.

Одной из разновидностей организации деятельности детейявляется студия, где занятия представляют собой своего рода неформальный урок,а учебная группа – первоначальный коллектив, отвлеченно напоминающий школьныйкласс, что дает возможность ребенку пройти первичную подготовку к школе всвободной психологической обстановке. Исходя из вышесказанного, занятиядошкольников в студии в рамках дополнительного образования сочетают в себеиндивидуальный творческий подход и социальную направленность деятельности.

Самым популярным и массовым направлением в системедополнительного образования является художественно-эстетическое, особенносейчас, когда происходит расширение видов творческой деятельности дляудовлетворения интересов и потребностей личности и общества, а рисованиеявляется важным продуктивным видом деятельности и традиционной эффективнойформой обучения.

Дошкольное детство – очень важный этаппсихолого-педагогического развития ребенка, именно на данном этапезакладываются основы развития личности ребенка. Изобразительная деятельность врамках дошкольного образования помогает эффективно решить поставленные образовательно-воспитательныезадачи, контролировать психолого-педагогический процесс развития ребенка.

Особенностями данного периода является возрастаниепознавательной активности. Ребенок начинает стремиться к индивидуальности исамостоятельным действиям, но не на прямую, а через сюжетно-ролевую игру,которая является ведущим видом деятельности. Возрастает любознательностьребенка. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах. Восприятиестановится более осмысленным и целенаправленным. Одним из ведущих видоввосприятия становится зрительное, что формирует акт рассматривания ицеленаправленного ознакомления с формами, свойствами различных предметов.Процесс изображения одновременно задействует работу зрительного, осязательного,слухового,  двигательного анализатора.  При помощи зрения ребенок воспринимаетцвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познаетобъем, фактуру. У ребенка начинают вырабатываться навыки анализа, синтеза,сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатсявыделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные ивторостепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предметас другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей. Создание образаневозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. Техники нетрадиционногорисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации(например, рисование ладонями, рисование по стеклу, роспись ткани и др.). Эти идругие техники требуют точности и быстроты движений, умения правильноопределять силу нажима на материал или инструмент, сосредоточенности, терпения,аккуратности, внимания.

Применение нетрадиционных техник способствуетобогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании,материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисоватьможно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльнойпеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разнымиспособами и методами раскраски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге,но и на других материалах, учатся работать как с привычными инструментами –рисовать кистью, карандашом, так и получать изображения с помощью подручныхсредств и природного материала, или вовсе рисовать руками (ладонью, пальцами,кулаком, ребром ладони). При непосредственном контакте пальцев рук с краскойдети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Происходит ознакомлениес основными цветами и их оттенками. Игра с цветом, добавление воды, смешивание,красок помогают создать новые цвета. Таким образом, происходит развитиетактильной чувствительности, и цветоразличения.

Увеличение накопленного опыта и новых представлений освойствах материалов и предметов положительно влияет на развитие воображения,потому что  основу воображения как раз составляют различные комбинациинакопленного опыта. Воображение опирается на впечатления и опыт, которые былиполучены ранее и хранятся в памяти ребенка. Один из выдающихся советскихпсихологов Л.С. Выготский при характеристике воображения подчеркнул взаимосвязьвоображения и творчества через единую основу, которая заключается в умениисоздавать из старого опыта нечто новое.

В первой половине дошкольного периода у ребенкапреобладает так называемое репродуктивное воображение или механическоевоспроизведение ранее накопленного материала. Ребенок не проявляет инициативыпри описании образов. Он воспроизводит то, что произвело на него сильноеэмоциональное впечатление, показалось наиболее интересным. Также небольшойнакопленный опыт и начальный этап развития памяти говорит о довольно слабомвоображении ребенка на данном этапе. В старшем дошкольном возрасте, когданачинает развиваться произвольная память, мышление, воображение ребенка изрепродуктивного превращается в творчески преобразующее. Ребенок на данном этапене воспроизводит полученные ранее впечатления, а самостоятельно создаетзамысел, идею и осознано целенаправленно ее реализует. Целенаправленноеразвитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которыепобуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельнопредставляют замыслы и план по их реализации. Происходит переход отнепроизвольного к произвольному воображению. Воображение вместе с мышлением,включаясь в творческую деятельность человека, помогает изменять окружающий мир,открывать закономерности природы и общества. Включаясь в мыслительнуюдеятельность человека, оно позволяет в наблюдаемых явлениях увидетьхарактерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа.Знания, которые получают дети, влияют на развитие их воображения. В своюочередь, нетрадиционные техники рисования закрепляют проявлениесамостоятельности в создании новых образов, так как не дают просто копироватьобразец, а заставляют быть инициативным.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

Мышление ребенка дошкольного возраста осуществляетсяпо направлению от наглядно-действенного к наглядно-образному и, наконец, ксловесно-логическому. Ребенок переходит от использования готовых связей иотношений к «открытию» более сложных, пытается объяснять явления и процессы,возникает потребность в исследовании, как способе, который дает возможностьпонять скрытые связи, применить уже имеющиеся знания, попробовать свои силы. Назанятиях с использованием нетрадиционной техники рисования детям в полной мерепредоставлена возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной,клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь илиакварель и др.). Необычный подход к изображению привлекает внимание детей,заставляет их удивляться. Дети начинают задавать вопросы, что говорит оразвитии любознательности. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делатьвыводы. Происходит обогащение и активизация их словарного запаса на фонезавершения сложного процесса овладения речью, которая становится ведущиминструментом в познании ребенком окружающего мира. Развитие речи влияет накачество общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, играетзначительную роль в передаче опыта, управления деятельности, контроле поведенияребенка.

На протяжении всего дошкольного периода наблюдаетсястановление произвольного внимания. Увеличивается его объем, концентрация, оностановится более устойчивым, что дает возможность выполнять работу подруководством взрослого. Теперь в процессе изображения ребенок может фиксироватьсвое внимание на объекте, его свойствах, отдельных деталях, фрагментах, чтоподдерживается ростом любознательности и познавательных процессов.

Изменения, происходящие в процессах восприятия имышления, дают толчок к перестройке памяти, поэтому период дошкольного детстванаиболее благоприятный для ее развития. На протяжении всего дошкольноговозраста преобладает непроизвольная образная память. Происходят значительные измененияв двигательной памяти, поэтому ребенок может совершать сложные действия спредметами, что позволяет расширить границы изобразительной деятельности. Такжетакой способ изображения как рисование по представлению дает возможностьзначительно увеличить объем памяти.

Дошкольный период характеризуется усложнениемэмоциональной сферы, формируется общий эмоциональный фон психической жизниребёнка. Работая с нетрадиционными техниками и изобразительным материалом,находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получаютудовлетворение, у них возникают положительные эмоции, радость от достижениямаленьких побед. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулируетположительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостноенастроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессомрисования. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техникизображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность,работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнениезадания.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенкак школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса,рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать изапоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться вотведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планироватьдеятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место,инструменты, материалы. Одновременно с этим появляетсявозможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знанийна основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядныепредставления. Исходя из этого, немаловажным фактором развития в этом возрастеявляется участие взрослых, их взаимодействие с детьми в процессе деятельности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точногособлюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатсяпланировать процесс рисования. Применяя и комбинируя разные техники изображенияв одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какуютехнику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболеевыразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатсявысказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий разсделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Рисование в несколько рук, как коллективная формаработы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения,эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственныхнорм, правил поведения.

Нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнееребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается, что способствуеткорректировке поведения чрезмерно активных детей, чье внимание рассеянно икрайне неустойчиво.

Таким образом, занятия по рисованию в дошкольнойстудии в рамках дополнительного образования являются одной из наиболеепродуктивных и результативных форм организации образовательного процессадошкольников, которая  способствует развитию познавательной деятельности, индивидуальныхкачеств личности ребенка, психолого-педагогических процессов, происходящих наданном этапе, а применение новых современных нетрадиционных техник рисования нетолько поможет получить наиболее эффективный результат, но и разнообразит исделает познавательный процесс увлекательным и интересным.

 

Списокиспользованной литературы

1.    АкуненокТ.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольноеобразование. – 2010. — №18

2.    ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967.

3.    ГригорьеваГ.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Академия, 2005.

4.    КосминскаяВ.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М., 1987.

5.    ЛебедеваЕ.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительнойдеятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическоепособие). — М.: Классике Стиль, 2004. — 72 с: ил.

6.    ПономаревЯ А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.

7.    Теорияи методика изобразительной деятельности в детском саду /В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г. Казакова и др. — М.: Просвещение,1985.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет