Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
общение
-
2 слайд
Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».
Прагматичный Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми- такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
-
3 слайд
Общение*
передача информации
КОММУНИКАЦИЯ
Обмен действиями
(воздействие)
ИНТЕРАКЦИЯ
Восприятие и понимание
партнёра
ПЕРЦЕПЦИЯТот, кто говорит-
коммуникатор
Тот, кто слушает-
реципиент
сообщение
смысл
Декоди-
рование
*Общение-процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий
в себя три стороны -
4 слайд
Общение
Вербальное
(речь устная и письменная)
Невербальное
(жесты, мимика, поза, интонация, тон, движение глаз и бровей).
О близости или формальности контактов говорит физическая дистанция
Общения. Некоторые физические нормативы дистанции,
соответствующие отношениям различного типа предложенные Э.Холлом
(американский психолог):
-интимная дистанция до 30 см.;
-личная дистанция 30-120 см;
-социальная дистанция 120-360 см.;
— Публичная 360 см и более. -
5 слайд
Общение
непосредственное
(«прямой» диалог;
разговор
по телефону)
опосредованное
(письма, записки, интернет, факс,SMS) -
6 слайд
Воздействие (интеракция)
Направленное
на свои интересы
Направленное
на интересы другого
max
max.
.
.
.
.
min
X1
X3
X4
X5
X2
Уход от взаимодействия
подчинение
Авторитарное взаимодействие
сотрудничество
компромисс -
7 слайд
Две формы обращения к другому человеку
«Ты -сообщения»- часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у любого человека чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда оппонент («Ты никогда не…», «Прекратишь ты …»)
«Я -сообщения» -являются более эффективным способом влияния на ребёнка с целью изменения его поведения, которое взрослый не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Первоочередная цель «я –высказываний»- не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности («Когда я вижу…», «Мне хотелось бы, чтобы…»).
В общении с учащимися учителя используют язык временный и постоянный.
«Вечно ты бросаешь рюкзак где попало!»
— «Сегодня твой рюкзак лежит не на месте!» -
8 слайд
Восприятие (перцепция)
«Второй возможности произвести первое впечатление не представляется» Г.Мильор.Восприятие-это, когда, при общении участники оценивают друг друга, стремятся объяснить поведение оппонента. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека, или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения.
Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта, либо на анализе собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Этот феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить её и приходится процессом приписывания.«Дело не в том, что происходит, а в том, как мы к этому относимся».
«Злоба- это прежде всего неспособность проявить находчивость в любой ситуации, выражение беспомощности перед лицом событий».
«Каждый человек-это книга, надо только прочитать её».
-
9 слайд
На основе общения формируются взаимоотношения.
Диалог налаживается только когда есть обратная связь.Обратная связь
Рефлексия (способность
осознавать себя
в глазах другого человека)
Эмпатия (способность
чувствовать
эмоциональное состояние
другого).
Идентификация (способность
встать на место другого с социальной позиции, но не измениться самому).
понимание -
10 слайд
Что влияет на наше восприятие определённого человека?
Эффект ореола- влияние созданного ранее образа.
Эффект первичности- первичная информация о незнакомом человеке преобладает над другой.
Эффект новизны- он срабатывает, когда речь идёт о знакомом человеке и новая о нём информация преобладает над ранее известной информацией.
Эффект стереотипизации- профессиональные, полоролевые, этнические. -
11 слайд
«Множество» меня
Каким меня создала природа
Мнение людей обо мне
То, что я думаю о себе
То, что я думаю,
что думают обо мне
другие. -
12 слайд
Факторы, дезорганизующие общение
Неумение слушать друг друга
Высокая эмоциональность
Черты характера: эгоизм, зазнайство, зависть, честолюбие и тщеславие;
Наши предположения: мы не знаем причин поведения, но пытаемся объяснить с собственной позиции. -
13 слайд
Список качеств важных для межличностного общения
Эмпатия- умение увидеть мир глазами других. Способность сказать другим о своём понимании- дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.Доброжелательность-способность не только чувствовать, но и показывать людям своё уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность- умение быть самим собой, быть естественным, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям.
Конкретность- отказ от общих рассуждений, многозначительных и невнятных замечаний, умений говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях.
Инициативность-готовность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, не ждать пока другие начнут что-то делать, «идти вперёд».
Открытость-готовность другим открыть свой внутренний мир. Умение говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств- отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей. Выражать готовность принимать эмоциональные проявления других, не навязывать окружающим свои чувства.
Самопознание- исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки.
-
14 слайд
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.Высокая требовательность к себе, постоянное совершенствование
культуры речи необходимо человеку во всех сферах деятельности,
а также в установлении и налаживании психологических контактов
с окружающими. -
15 слайд
пожелание
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире,
А если что не так- смирись,
Будь поумнее- улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно.