X-PDF

Презентация по истории искусств на тему Развитие пейзажного жанра в России во 2-й половине XIX в.

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие

    1 слайд

    Развитие пейзажного жанра в России во 2-й половине XIX века(1844-1930 гг.)

    Преподаватель: Истомина Н.А.
    МБУДО «Детская школа искусств»

  • ВведениеИскусство

    2 слайд

    Введение
    Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявилось в пору революционно-демократического движения второй половины 19 века в России. Именно в этот период складывания и развития реалистического пейзажа, он стал совершенно неразделим с представлениями о тех исторических событиях, которые совершались в то время. Природа становится как бы ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги, происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности. Изменяясь, мир как бы вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека.
    Хотя интерес к миру, окружающему человека, не сразу заставил художников обратиться к изображению природы, и она сравнительно поздно стала самостоятельным объектом художественного творчества, но, постепенно углубляясь и совершенствуясь, образ мира занял в искусстве подобающее место. Пейзаж стал «зеркалом», поставленным перед природой.

    И. Левитан «Солнечный день. Весна» 1876-1877гг.

  • Особенности

    3 слайд

    Особенности развития русского пейзажа
    Творчество русских художников 2-й половины XIX века развивалось в обстановке ломки старых общественный отношений. После отмены крепостного права в 1861 году ускоренными темпами складывалась новая экономика. Среди художественной молодёжи всё более усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности – то, чему они были свидетелями.
    Идейным вдохновителем новой прослойки общества стал Н.Г. Чернышевский, который подчёркивал познавательное значение искусства. Он называл его «учебником жизни», считал, что оно должно давать оценку общественным явлениям , объяснять жизнь, выносить приговор.
    Основным направлением в русской живописи слал критический реализм.
    «Арест пропагандиста» 1892г. – И. Репин

  • Основные

    4 слайд

    Основные представители пейзажного жанра в России во 2-й половине XIX века
    В.А. Перов
    И.И. Шишкин
    И.К. Айвазовский
    А.К. Саврасов

  • В.

    5 слайд

    В. А. Перов(1834-1882). «Тройка»
    Одним из первых на путь критического реализма вступил Василий Григорьевич Перов. В своих произведениях он рисует образ беспросветной жизни, где попраны все святыни, а в лучших работах приходит к выразительному обобщению и охвату драмы русской жизни вообще.
    Кто из нас не помнит знаменитую «Тройку» Перова: трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми… «Тройка» — одна из самых известных и выдающихся картин Василия Перова, повествующая о трудностях крестьянской жизни.
    «Учениками» так раньше называли деревенских детишек, пригнанных в крупные города на «промысел». Детский труд во всю эксплуатировался на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Не трудно представить судьбу этих детей.

  • И.И.

    6 слайд

    И.И. Шишкин(1832-1898 гг.) «Рожь» 1878 г.
    Богатырь русской пейзажной живописи – Шишкин – оставил богатое наследство. Работоспособность его была исключительна. Уезжая весной на этюды, он привозил поздней осенью до 800 этюдов и рисунков. Он был борцом за реализм, народность и национальность пейзажа. Любя родную страну и зная ее превосходно, Шишкин показал в картинах раздолье равнин, красоту соснового леса и дубовых рощ.
    Крепкое начало жизни заложено у Шишкина в известной картине «Рожь». Среди спелой ржи уходит вглубь дорога и как величавые гиганты высятся отдельные могучие сосны. Порывы ветра колышат спелые колосья и как будто доносится шум качающихся от ветра сосен.

  • И.К.

    7 слайд

    И.К. Айвазовский(1817-1900гг.). «Чёрное море»
    Уроженцем юга России был Айвазовский (1817-1900). С детских лет он был зачарован Черным морем, морская стихия стала главной темой его картин. Айвазовский был высоко оценен и на Западе. Слава Айвазовского распространилась далеко за пределами России.
    Айвазовский мог решать труднейшие задачи в показе морских просторов, прозрачности бушующих волн в океане, а также сияния солнца, или блеска луны с отражением в прибрежных волнах. Всё это делал он с легкостью и мгновенной маэстрией.
    В 1880 году Айвазовский пишет картину «Черное море». Здесь нет бури, нет разъяренных волн, в их мерном движении чувствуется величие и сила природы. Морская стихия не обнаруживает себя внешне, а как бы исподволь руководит движением волн.

  • А.К.

    8 слайд

    А.К. Саврасов(1830-1897 гг.)
    Всё свое творчество Саврасов посвятил любви к России, её природе. Он видел прекрасное в обыденности русских сёл и деревень. Сквозь их простоту и где-то убогость, он сумел разглядеть своеобразную красоту.
    Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни.
    На первой выставке Товарищества Передвижников в 1871 году была картина художника Саврасова «Грачи прилетели». На картине изображен весенний день, когда снег еще не стаял, но вернулись уже птицы и своим появлением говорят о новой поре года. За домами и забором видны колокольня и белая церковь, а дальше простирается далекая равнина с лежащим еще кое-где снегом. Мотив самый простой, но не в мотиве дело, это пейзаж настроения, проникнутый любовью художника к русской природе. «Изучайте и чувствуйте», — говорил Саврасов своим ученикам. Картина Саврасова полна тонких переживаний, тут чувствуется дуновение весны, тихая жизнь природы, оживленная прилетом птиц.

  • ЗаключениеКрупнейшие

    9 слайд

    Заключение
    Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи второй половины 19 века. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи этого времени имеют мировое значение и непреходящую ценность, и, как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру».
    Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений. И это в большой мере способствовало расцвету русской пейзажной живописи конца 19-начала 20 века.

  • Илья

    10 слайд

    Илья Ефимович Репин(1844-1930 гг.)
    Биография. Творчество. Значение в искусстве.

  • БиографияИ.Е.

    11 слайд

    Биография
    И.Е. Репин родился 5 августа 1844 г. в г. Чугуев в семье художника Ефима Васильевича Репина. Мать, Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.
    Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.
    Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.
    В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской. Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.
    В 19 лет Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.
    Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу. Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.
    Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

  • Творчество.Репин

    12 слайд

    Творчество.
    Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины XIX века. Его творчество олицетворяет собой высшее достижение живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным народу. Он был величайшим реалистом. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Всё это позволило художнику создать на глубоко реалистической основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом того времени.
    Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.
    Репин – великий портретист. Его портреты изображают характер, духовную личность человека. В лучших из них выражается вся натура во всей её многогранной целостности.

  • Портреты

    13 слайд

    Портреты Репина.
    «Портрет М.П. Мусоргского» 1881 г.
    «Портрет Льва Толстого» 1887 г.
    «Осенний букет» 1892 г.

  • «Бурлаки

    14 слайд

    «Бурлаки на Волге» 1870-1873 гг.
    Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от них группу нарядных веселящихся господ.

    В этой картине Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.

  • Последние

    15 слайд

    Последние годы жизни.
    Последние годы жизни художника прошли в Куоккале на территории Финляндии. В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.
    Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

    Музей-усадьба «Пенаты». Санкт-Петербург

  • Значение

    16 слайд

    Значение творчества.
    Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина, имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как живописец, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты, пейзажи; оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы; в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы.
    Долголетняя и непрерывная активность, внимание ко всем сторонам современной жизни, «быстрая» кисть, фиксирующая события, обеспечили неослабевающее внимание критики и публики к творчеству художника.
    Роль «главного провозвестника соцреализма» Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника»; именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников».

    «Не ждали» И. Репин 1884-1888 гг.

  • «Юбилейное

    17 слайд

    «Юбилейное заседание государственного совета». 1903 г.

  • «Иван

    18 слайд

    «Иван Грозный и сын его Иван» 1883-1885 гг.

  • Необычные

    19 слайд

    Необычные и мистические факты о творчестве.
    Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
    Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно, он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
    Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси дАржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
    Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет