«Формирующее оценивание какинструмент формирования
познавательно и личностнойрефлексии»
Процесс оценивания результатов деятельностиучащихся является важной составляющей всего образовательного и воспитательногопроцесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в пониманииучебных результатов и соответствующих подходов к их оцениванию. Практически вовсех разделах ФГОС содержатся соответствующие комментарии:
Раздел 1 «Общиеположения…»
— стандарт направлен на обеспечение формирования критериальнойоценки результатов освоения обучающимися ООП ;
Раздел 2 «Требованияк результатам освоения ООП …» метапредметные результаты связываются с оценочнойкомпетентностью ученика и предполагают:
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определение наиболее эффективных способов достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Исходя из вышеперечисленных требованийФГОС методической темой в нашей школе выбрана «Отбор методов оценивания для созданиявнутришкольной системы оценки достижений планируемых результатов: личностных,метапредметных и предметных».
Одной из основных функций оценивания в настоящее времяявляется его информативно-диагностическая функция, которая включает в себя
-содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, с однойстороны;
— педагогическую рефлексию учителей, с другой стороны.
В первую очередь оценивание дает пищу дляразмышлений, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе,благополучен ли отдельный ученик.
Большинство учебных предметов в нашейшколе преподаются с использованием проектной технологии, а итогом проектавсегда является продукт финальный (итоговый), или промежуточный, которыйнеобходимо оценивать. Зачастую продукт при таком подходе включает большойтворческий компонент, а оценивать творчество очень сложно, как одноклассникам,так и учителю. Здесь нужна объективность, то есть критерии, о которых нам нужнодоговориться с детьми. Поэтому мы приняли единую критериальную систему оценивания.Наполнение же критериев разрабатывалось для каждого предмета отдельно иобсуждалось вместе с детьми.
В математике наибольшее количество спороввозникает при оценивании решения геометрических задач. Мы совместно сдетьми создали инструмент, при помощи которого измеряем качество получившегосяпродукта. Критерии демонстрируют единые требования к оцениванию достиженийучеников и дают возможность осознанной рефлексии учителям и ученикам. На урокахгеометрии критериальное оценивание используется в повседневной работе дляформирования навыка, то есть как текущее оценивание.
Критерий 1
В геометрии оценивается наличие всехнеобходимых элементов решения, то есть насколько полно выполнен анализ всехданных, (озвучено или записано” дано”, “доказать” ,“найти”), составленаматематическая модель, проведены все необходимые математические рассуждения,использованы определения понятий, свойства и признаки фигур.
Критерий 2 вгеометрии «Математический язык» оценивает использование символовматематического языка и языка логики, терминологии, обозначения элементов начертеже без ошибок. Т.е, если я, как ученик знаю, что математический языкоценивается, то я биссектрису угла назову лучом, а не “крысой”.
Критерий 3 вгеометрии «Математическая грамотность» Максимальный балл по этому критериюученик получает, при условии,
что определения, свойства, признаки фигур, формулы даны безошибок;
без ошибок описана и составлена алгебраическая модель и проведенынеобходимые преобразования;
а так же при отсутствии вычислительных ошибок.
Критерий 4 вгеометрии «Логическая организация решения или доказательства». Оцениваетсянасколько решение организовано логично и последовательно, насколько осмысленноданы определения понятиям.
Критерий 5 «Презентабельность» последний в списке, но не последний по значимости критерий. По данному критерию мы оцениваем, насколько естественно ученик реализовалкоммуникативную задачу, как он общался с аудиторией, как отвечал на вопросы повыступлению. Также важно, насколько ученику в процессе выступления нужны былиопоры, например, в виде текста, подготовленного заранее.
Перевод в школьную оценку:
1) Количество полученных баллов умножаем на два.
2) 60%-74% — “3”
75%-89% — “4”
90%-100% — “5”
Данные критерии позволяют учащимсявыстраивать собственную траекторию движения к успешному результату. Напромежуточных этапах подготовки они помогут ученику увидеть свои сильные ислабые стороны, скорректировать и улучшить результат. От учителя требуетсяпомощь в инструменте, т.е. показать, что каждому ученику нужно сделать. Это иведёт к персонализации обучения и роль ученика меняется; из пассивногослушателя он становиться нашим партнером и активным участником процессаобучения. Обращаем Ваше внимание на то, что по каждому изперечисленных нами критериев не только учитель оценивает работу детей, но исами дети учатся анализировать и оценивать собственную работу, а также работусвоих одноклассников. Использование единых критериев развивает такое личностноекачество, как объективность, а также конструктивный подход к результатам труда,т.е. учит давать полезную обратную связь, фокусируясь на конкретном вопросе,вместо того чтобы давать оценку личности. Таким образом мы также меняем восприятиекритики. Мы учимся воспринимать замечания к нашей работе как помощь, както, что я могу использовать для усовершенствования своей деятельности. Необходимоотметить, что автоматически эти качества не развиваются просто с введениемкритериального оценивания. Критериальное оценивание подразумевает необходимостьучить детей этим навыкам, а значит выделять на это время на уроке.
Итак, критериальное оценивание естьоценивание для обучения. Данная система оценивания помогает учащимсяпрогнозировать результат своего выступления и служит ориентиром приподготовке продукта. Критериальное оценивание служит эффективныминструментом для формирования навыка познавательной и личностной самооценки. Данныйинструмент тем более эффективен, чем более он интегрирован в курс обучения, тоесть его эффективность напрямую связана с системным его применением.
Приложение 1
Геометрия
Содержание
|
10 |
1) Выполнен анализ всех данных (дано, доказать/найти). 2) Составлена математическая модель. 3) Проведены все необходимые математические рассуждения. Использованы определения понятий, свойства и признаки фигур. (наличие всех) |
8 |
Отсутствуют не более 50% обоснований некоторых утверждений используемых в решении |
|
6 |
Отсутствуют более 50% обоснований некоторых утверждений используемых в решении |
|
4 |
Не выполнен хотя бы один из пунктов содержания 1) -3) |
|
2 |
Работа списана из других источников |
|
Математический язык Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
10 |
Использование символов математического языка и языка логики, терминологии, обозначения элементов на чертеже без ошибок. |
8 |
Используется математический язык, обозначения, терминология, однако один – два символа, термина, обозначения были применены с ошибкой. |
|
6 |
Более двух символов, терминов, обозначений не были применены или записаны с ошибкой, в том числе ученик использует адекватные заданию понятия, но использует обывательский язык. |
|
4 |
Не демонстрирует владение математическим языком. |
|
2 |
Работа списана из других источников |
|
Математическая грамотность |
10 |
Определения, свойства, признаки фигур, формулы даны без ошибок. Без ошибок описана и составлена алгебраическая модель и проведены необходимые преобразования. Нет вычислительных ошибок. |
8 |
Возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала или одна вычислительная ошибка |
|
6 |
Допущены одна или две ошибки в применении определений, свойств, признаков или есть две– три неточности в работе с моделью, рисунком, чертежом, графиком (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки) или несколько вычислительных ошибок |
|
4 |
Допущено более двух ошибок в применении определений, свойств, признаков или трех неточностей в работе с моделью, рисунком, чертежом, графиком |
|
2 |
Работа списана из других источников. |
|
Логическая организация решения или доказательства |
10 |
Решение организовано логично и последовательно. Осмысленно даны определения понятиям. Проведены необходимые геометрические доказательства без ошибок. |
8 |
Возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала, присутствуют обоснования всех утверждений. |
|
6 |
Совершенна ошибка, которая незначительно влияет на целостность и логичность решения или отсутствует обоснование одного утверждения |
|
4 |
Совершенна ошибка, которая значительно влияет на целостность и логичность повествования/Приведено хотя два утверждения, которое не имеет доказательства |
|
2 |
Работа списана из других источников |
|
Презентабельность |
10 |
1)Работа оформлена согласно требованиям, к структуре решения, с соблюдением орфографического режима (аккуратность записей): — чертёж, -условие (дано), — заключение (доказать или найти) -решение или доказательство — ответ или вывод. 2)Информация представлена в четкой и лаконичной форме. 3)Не надо прилагать усилий для понимания материала. |
8 |
Нарушение 1-го пункта. |
|
6 |
Нарушение 2-х пунктов. |
|
4 |
Нарушение 3-х пунктов. |
|
2 |
Работа списана из других источников |
