МБОУ «Школа №1 Б.Е. Щербины городаДебальцево»
Бинарный урок по физике и биологии
в рамках методического марафона
педагогических технологий
Разработали: Афанасьева В.А.,Смолякова Е. Н.
2021 г .
Тема урока: «ЗАКОНЫ ФИЗИКИ И ОРГАНИЗМЧЕЛОВЕКА»
Педагогическая цель: закреплениеизученного учебного материала по различным разделам биологии и физики.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формированию уучащихся знаний по различным разделам биологии и физики. Устанавливать связьмежду отдельными темами этих предметов. Научиться использовать полученныезнания на практике.
Развивающая: продолжить формировать умениясистематизировать и выделять главное, существенное, устанавливатьпричинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливатьсвязь теории с практикой.
Воспитательная: способствовать формированиюсочетания индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности.
Тип, вид урока: для изучения данной темы былвыбран бинарный тип урока. Это позволит учащимся понять процессы происходящие ворганизме человека с точки зрения биологии и физики.
Планируемые результаты: учащиеся научатсяполучать знания, используя различные виды деятельности и использовать этизнания для проведения экспериментально-исследовательских работ.
Личностные результаты: будутсформированы: различные навыки обучения; приобретён опыт работы с ИКТ (попрограмме один компьютер, один ученик), а также лабораторным оборудованием пофизике и биологии; навыки основ моделирования процессов.
Универсальные учебные действия: метапредметныйрезультат предполагает формирование умений — устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, умение работать ссовременными ИКТ оборудованием применять полученные знания на практике.
Формы и методы обучения: фронтальные,индивидуальные, групповые, исследовательские.
Методы: словесные, наглядные,практические, дедуктивные.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Обобщение и систематизация знаний
Физик: Дорогие ребята! Сегодня у наснеобычный урок. Мы будем одни и те же вопросы рассматривать с точки зренияфизики и биологии.
Биолог: Посмотрите на слайд и скажите. Чтообъединяет все эти картинки и о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (на слайдекартинки с изображением органов человека и физические приборы) слайд 1
Физик: что символизируют физические приборы, понятия, которые вывидите на экране? (связь между организмом человека и законами физики)
Биолог: Давайте сформулируем тему нашего урока. « Организмчеловека и законы физики»
Физик: эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы процитироватьслова немецкого учёного Роберта Юлиуса Майера « Сейчас нельзя обойтись беззнаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологическихвопросов» Р. Майер
Слайд 2
Биолог: Сегодня на уроке мы рассмотрим организм человека глазамифизики и биологии, изучим экспериментально возможности организма, опираясь натеоретический материал, полученный на уроках биологии и законы физики насколькоэто возможно в рамках урока.
Физик: Мы желаем всем плодотворной работы на нашем уроке.
Мы вывели следующую формулу успеха:
КПД= E + F + A + V + U + q+ v + p=100%
что означает: всю свою внутреннюю энергию, силу мышц,работу мозга, емкость легких, напряжение зрения, заряд сердца, скорость мысли иплотность памяти — за высокий КПД работы урока. Слайд 3
Биолог: как много на свете чудес! Гигантские деревья ифантастические водопады, невероятные пещеры и величественные храмы. Но ни одноиз чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо – мы с вами! Заобыкновенным телом скрывается сложнейший, тонко организованный мир.
Тело человека состоит из органов, органы объединяются в системыорганов. Вспомните, с какими системами органов мы с вами уже познакомились?(ОДС, КС, ДС, ПС).
Давайте вспомним ОДС. Какую функцию она выполняет?(Двигательная,Защитная, Формообразующая, Опорная, Кроветворная, Обменная.
(Чем она представлена).Слайд 4
Каркасом тела человека служит скелет, который состоит из 200костей. Они соединены между собой так, что при движении их положение меняется.Кости приводятся в движение мышцами, которые прикрепляются к двум различнымкостям.
Физик: А что из себя представляет ОДС с позиции физика? (Рычаг) слайд 5
Давайте вспомним основные детали рычага .(ось вращения, плечерычага)
Вспомните основное правило рычага: большему плечу соответствуетменьшая сила. В виде формулы это можно записать следующим образом:
F1 L1 = F2L2
Используя данную формулу попробуйте ответить на вопрос: какую силуразвивают наши мышцы, поднимая сумку массой 5 кг? Слайд 6
Пусть m – это масса нашего портфеля, L 1 — длина локтя( 21 см=0,21м), L 2 – расстояние от локтя до места присоединения бицепса ( как правило,L 2 = 4 см) F2 – сила, действующая со стороны бицепса налоктевой сустав. Найдем эту силу. Масса среднестатистического портфеляпятиклассника оказалась равной 5 кг. Вес портфеля найдем по формуле: Р = mg ,где g – ускорение свободного падения, равное 10 . Р = 50 Н Согласно «золотомуправилу механики» получаем: F2= F1 L1/ L2 подставляянаши значения получим:
F2=50Н*0,21м/0,04м = 262,5 Н
Вывод: поднимая портфель массой 5 кг, мы развиваем силу в 262,5Н.То есть проигрываем в силе более, чем в 5 раз! К 11 классу мы разовьем завиднуюмускулатуру!
(На экране картинки с изображением яблока с трубками,сообщающегося сосуда, насос, тонометр, манометр) слайд 7
На экране изображены несколько предметов (яблоко (красное),трубки, сосуд с красной жидкостью, сообщающиеся сосуды, насос, тонометр иманометр)
Биолог:О какой системе пойдёт речь? Из чегосостоит КС? Назовите ее функции. Слайд8
Физик: сопоставьте органы КС с физическимиприборами.
На экране появляется изображение тонометра и секундомера
Как вы думаете для чего нужны эти физические приборы? Слайд 9
Предполагаемые ответы: для измерения давления крови, для измерениячисла сокращений сердца, для измерения пульса.
Биолог: Для чего необходимо измерятьдавление крови, пульс.
Предполагаемые ответы: измерение делают для того чтобыконтролировать работу кровеносной системы, для изучения ее работы.
Физик Наш организм — «механизм», которыйподчиняется законам физики. Он постоянно
работает, превращая один вид деятельности в другой.
Как вы думаете за счет чего осуществляется эта работа? За счетэнергии. Согласно закону сохранения энергии, организм потребляет её изатрачивает.
Биолог: За счет чего происходитпотребление энергии? ( за счет питания)
А как вы думаете, осуществляется ли у вас сейчас расход энергии?Давайте проверим(подтвердим), выполнив практическую работу. Слайд 10
Физик: на каждой парте лежат листочки , вкоторых описывается ход практической работы, выполнив которую вы сможетеответить на вопрос: Какое количество энергии выделяется вами в данный моментвремени по частоте сердечных сокращений , используя формулу Травина.
Исследование №2
«Определение энергозатрат человека почастоте сердечных сокращений»
Цель работы: Рассчитать, сколько кДж энергии затрачивает человекза 1 минуту, используя формулу Травина.
Оборудование: весы, часы.
Ход работы:
- Определить массу своего тела m в кг
- Посчитайте число сердечных сокращений N за время t = 1 мин
- Используя формулу Травина: Е=0,014m*t*(0,12N – 7) к Дж/мин, рассчитайте свои энергозатраты.
- Сравни свой результат со средним значением, зная, что в среднем во время школьных занятий за 1 минуту на 1 кг массы тела затрачивается 0,11 кДж энергии.
- Сделай вывод.
4. Физминутка
Биолог : По результату практической работы,можно сказать, что мы сейчас тратим энергию, хотя двигательной активности несовершаем. На что идёт расход энергии?(умственную деятельность, обменныепроцессы, которые протекают в организме, на работу внутренних органов.)
От чего зависят энергозатраты человека (от пола, физическихпоказателей, образа жизни, питания). Правильное питание – залог здоровья!
Физик: Показ слайдов слайд 11
На них вы видите две таблицы, на одной — Средние затраты энергиипри различных видах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека, а другая -Энергетическую ценность пищевых продуктов.
Средние затраты энергии при различныхвидах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека
№ |
Виды деятельности |
Количество часов |
Расход энергии, ккал/1 кг веса |
1 |
Чтение |
1 |
1,4 ккал |
2 |
Приготовление уроков |
1 |
1,5 ккал |
3 Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Занятия спортом или работа в мастерской |
1 |
3,4 ккал |
4 |
Прогулка |
1 |
2,8 ккал |
5 |
Мытье посуды или другая легкая домашняя работа |
1 |
2 ккал |
6 |
Спокойное сидение |
1 |
1.4 ккал |
7 |
Шитье |
1 |
1.5 ккал |
8 |
Занятия музыкой |
1 |
1,5 ккал |
9 |
Сон |
1 |
1 ккал |
Энергетическую ценность пищевых продуктов.
Название продуктов |
Количество, г |
Приход энергии, ккал |
Хлеб черный |
100 |
188 |
Хлеб белый |
100 |
258 |
Мясо |
100 |
278 |
Сахар |
100 |
388 |
Картофель |
100 |
63 |
Молоко |
100 |
66 |
Морковь |
100 |
63 |
Яблоки |
100 |
42 |
Биолог: Сейчас мы предлагаем вамвыполнить тест, который покажет на сколько правильно вы питаетесь. Слайд 12
Физик: на экране вы видите 12 вопросов, у вас укаждого распечатаны точно такие вопросы, на которые необходимо дать ответбуквами А,Б,В и результаты занести в таблицу.. Только сделать это необходимобыстро.
Тест: Правильно ли ты питаешься?
1. Как часто в течение дня вы питаетесь? А) 3раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете? А) всегда; Б)не всегда; В) никогда
3. Из чего состоит ваш завтрак? А) каша, чай;Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом иужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7. Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
8. Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.
9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) закаждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В)оставите весь жир.
Подсчёт баллов:
“А” – 2 балла “Б” – 1 балл “В” – 0 баллов
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания
Биолог: подсчетав количество баллов каждый извас может сделать вывод о правильности вашего питания.
Физик: На экране вы можете увидетьрекомендации по правильному питанию, а так же у каждого на столе они тожеимеются. Слайд 13
- В питании всё должно быть в меру;
- Пища должна быть разнообразной;
- Еда должна быть тёплой;
- Необходимо Тщательно пережёвывать пищу;
- Есть овощи и фрукты;
- Есть 3-4 раза в день;
- Не есть перед сном;
- исключить копчёное, жареное и острое;
- Не есть всухомятку;
- Меньше есть сладостей;
- Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;
Биолог: Ребята, скажите, с какой системойтесно взаимодействует КС? (ДС)
слайд 14
В чём связь КС и ДС? (Дыхательная система с помощью легкихобеспечивает кровеносную систему кислородом и выводит углекислый газ — продуктжизнедеятельности.) Из каких органов состоит ДС?
Физик: Объясните механизм дыхания у человекас точки зрения физики. Объём воздуха между лёгочными пузырьками и внешнейсредой осуществляется в результате дыхательных движений грудной клетки. Привдохе объём грудной клетки и находящихся в ней лёгких увеличивается; при этомдавление в них понижается, и воздух через воздухоносные пути входит в лёгочныепузырьки. При выдохе объём грудной клетки и лёгких уменьшается, давление влёгочных пузырьках повышается, и воздух с избыточным содержанием углекислогогаза выходит наружу. За счёт межреберных мышц увеличивается объём груднойклетки, давление в лёгких уменьшается, поэтому воздух из окружающей средыпоступает в лёгкие, далее расслабление мышц, объём грудной клетки уменьшается,происходит выдох.
При рассмотрении процесса дыхания о каких физических величинахидет речь? (давление и объём) какая между ними существует зависимость?
Какое физическое явление лежит в основе дыхания? Диффузия.
Биолог: Основной орган дыхательной системылегкие. Ребята мы изучали с вами понятие ЖЁЛ. Что это такое?
Физик: А сейчас мы предлагаем вам рассчитатьжизненную ёмкость легких.
Слайд 15
«Определение жизненной емкостилегких».
Исследование №3
«Определение жизненной емкости легких».
Цель работы: опытным путем определить объем выдыхаемого воздуха заодин цикл.
Оборудование: сантиметровая лента, надувной шарик округлой формы.
Ход работы:
1. Вдохнем воздух и максимально возможно выдохнем его в надувнойрезиновый шарик.
2. Измерим окружность шарика L.
3. Вычислим объем воздуха в шарике по формуле V = π * R 3,где R = L / ( 2 * π )
Общая формула V = L 3 / ( 8 * π2 )
4. средняя емкость легких человека 0,001845 м3=1,845 л.
5. Сравните свое значение со средним значением емкости легкихчеловека.
6. Сделайте вывод.
Физик: проанализировав ваши результаты, мывидим что показатели у всех разные. Как вы думаете, от чего зависит ЖЁЛ?Изменения жизненной емкости легких определяются особенностями мышечнойдеятельности и зависят от возраста, пола, занятия спортом и курения.
Биолог: Знаете ли вы как можно повысить ЖЁЛ?(С помощью упражнений на выносливость: бег на дистанции, катание на лыжах…)
Физик: Ребята, обратите внимание на то, что какуюбы систему организма человека мы с вами не рассмотрели, правильное питание,физические нагрузки, т.е. ЗОЖ улучшает их работу.
Биолог: сегодня на уроке мы рассмотрелитолько часть физических способностей нашего организма. Познание человека незакончено, и каждый может отправиться в доселе неизведанное. Ведь «Эпохавеликих открытий» в постижении человека ещё впереди!
5. Рефлексия слайд16
Физик: Л.Н Толстой говорил: «Не может быть нетолько двух людей, но и двух листьев на дереве совершенно одинаковых».Английский художник Уистлер ответил Толстому: «Еще с большим правом можноутверждать, что ничто так не похоже на лист платана, как другой лист платана».Прав Толстой, но прав и Уистлер: ничто так не похоже на человека, как другойчеловек. Но у каждого есть своя индивидуальность, которая отделяет одного отдругого, делает его особенным, единственным и неповторимым. Наш сегодняшнийурок тому подтверждение.
6. Домашнее задание: Объяснить процесс движения крови пососудам с точки зрения биологии и физики. Слайд 17, 18
