Проект: «Использование карт Проппа для развитиясвязной речи дошкольников».
Тип проекта: творческий, игровой
По составу участников: групповой проект.
Участники проекта: дети старшейгруппы, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации: учебныйгод
Актуальность:
Роль сказки в развитииребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильнуюречь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждогоребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни,расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных искучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить инаучить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства -мудрую и очень интересную сказку.
Дошкольный возраст-возраст сказки. В этомвозрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному,чудесному.
Сказка – это одно изсамых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, ибудет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей –правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояниеребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенностьребенка в себе и в своих силах.
Сказка в жизни детейзанимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить иучатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником вформировании основ общения и поведения.
Сказка- это способобщения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые безопасныеуроки жизни.
Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка ипомогает развитию речи.
Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировалструктуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, илифункции. Основных таких элементов насчитывается 28, но не в каждой сказке онисодержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в нихмогут быть внесены различные добавления.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них -целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем миреребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своейжизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целымсводом правил поведения — что можно делать, что нельзя. То же самое можносказать и обо всех остальных функциях (картах).
Актуальность данного вопроса натолкнула нас на мысль создать проект«Использование карт Проппа для развития связной речи дошкольников» поовладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказкупоследовательно, близко к тексту с опорой на символы (карты Проппа), используя словаи выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить,анализировать.
С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но ибольшие по объему русские народные сказки, рассказы.
Цель проекта – создать условия, для овладения дошкольникамимодельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенностии приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью картПроппа.
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленнаяработа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающихтехнологий, использование разнообразных форм работы приведёт к положительнойдинамике показателей развития связной речи дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Организовать работу по подготовке детей кпостроению модельных образов.
2. Обогащать словарь за счет слов – антонимов;прилагательных.
3.Активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие:
4. Продолжать учить детей пересказыватьсказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы – модели.
Воспитательные:
5. Воспитывать человечность: способностьпереживать судьбу сказочных героев.
Механизм выполнения: реализация данного проекта возможна с детьми старшегодошкольного возраста для развития связной речи.
Основные принципы работы с дошкольниками:
— коммуникативно — деятельностного подхода;
— формирования элементарного сознания явленийязыка;
— взаимосвязи всех сторон речевого развитияребёнка;
— обогащения мотивации речевой деятельности;
— обеспечения активной речевой практики;
— игровой подачи материала.
Материально — технические ресурсы, оборудование иматериалы:
-мультимедийное оборудование, презентации.
-подборка книг, произведений русского народноготворчества.
Практическая значимость проекта определена в трёхаспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовкиребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал игр иупражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитиюмышления.
3. Предлагаемая система дидактических игр иупражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе сдетьми.
Целесообразность карт Проппа
1. Наглядность позволяет ребёнку удерживать в памятигораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являютсяобобщенными действиями, что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретногопоступка героя, следовательно, у ребёнка развивается абстрактное, логическоемышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания,восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащаетэмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуютповышению поисковой активности.
Предполагаемыйрезультат:
— умениеопределять жанр произведения;
— запоминатьпоследовательность событий;
— выделятьосновное содержание сказки;
— выстраиватьсхему содержания, опираясь на карты Проппа;
— уверенноманипулировать картами;
— чувствоватькрасоту и образность родного языка;
-последовательность при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих;
— повышениеактивности в речевом общении.
Ходреализации проекта:
Мероприятия |
Сроки |
• Изучение методической литературы, интернет ресурсов. • Составление плана реализации проекта. • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. • Разработать конспекты занятий, игр. • Анкетирование родителей. • Консультации для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» «Как научить ребенка любить книгу» · Памятка для родителей «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» • Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие» |
Сентябрь
|
1.Знакомство детей с жанром литературного произведения, выявление отличия от других жанров и вычленение структуры сказки, ее композицию. 2. Дидактическая игра Хороший — плохой. Учить детей выявлять позитивные и негативные качества героев, оценивать их действия. 3. Дидактическая игра Узнай сказку по иллюстрации Беседы по теме проекта. Театрализованная деятельность. |
Октябрь
|
1. Подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции (по картам Проппа): «Чудеса в решете» «Волшебные слова» «Что в дороге пригодится» «Узнай героя» «Что общего» «Четвертый лишний» «Решение сказочных задач» «Бюро находок» «Сказочный словарь» 2.Создание модели Сказка в коробке
|
Ноябрь, декабрь
|
1.Ознакомление с функциями сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа. 2.Дидактическая настольная игра «Путешествие по картам Проппа» Закреплять название и назначение карт. 3. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: — выставить карты по ходу сюжета -найти «знакомые» карты -найти ошибку в расположении карт -определить отсутствие знакомой карты -отделить лишнюю карту 4. НОД на тему: Пересказ сказки с использованием карт Проппа
|
Январь, февраль
|
1.Работа с картами Проппа по сказкам. Учить детей составлять схему сказки при помощи карт Проппа, пересказывать с опорой на -схему. 2.Коллективное сочинение детьми сказки с помощью графической аналогии карт Проппа. 3. Создание книги «Наши сказки». Рисование детьми иллюстраций к сочиненным сказкам. |
Март, апрель |
1.Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие» 2.Мастер-класс для педагогов на тему: Использование инновационной технологии карты Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию |
Май |
Используемая литература:
1.Сидорчук Т. «Программа формированиятворческих способностей детей».
Обнинск. 1998г.
2.Белобрыкина О. «Речь и общение» — Ярославль:«Академия развития»,
1998г – 240с.
3.Большева Т.Б. «Учимся по сказке»,Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
4.Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-воДидактика Плюс, 2007 – 224 с.
Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер.с итал. Ю.А. Добровольской —
4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.
5.Исторические корни волшебной сказки.Лабиринт. — М., 1988. «
Пропп, В.Я. Мифология «волшебной»сказки[Текст] / В.Я. Пропп.
6. Комплексная образовательная программадошкольного образования
«ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе,О. В. Солнцева и др.-
Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2016. – 352с.
7.Современные педагогические технологииобразования детей дошкольного
возраста: методическое пособие/авт-сост.О. В. Толстикова, О. В.
Савельева, Т. В. Иванова и др. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,
2014. – 200с.
8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: дляработы с детьми дошкольного
возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.
9.Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного
образования. – Екб.: Издательский дом«Ажур», 2014. – 23с.
Диагностикадостижений в образовательной области «Речевое развитие»
Ф.И ребенка |
определять жанр произведения |
запоминать последовательность событий |
выделять основное содержание сказки, рассказа |
выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа |
уверенно манипулировать картами |
чувствовать красоту и образность родного языка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Вопросы для родителей |
Ответы родителей |
||
1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? |
|
||
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? |
|
||
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз? |
|
||
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая? |
|
||
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал? |
|
||
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам? |
|
||
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания? |
|
||
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы? |
|
||
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации? |
|
||
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.? |
|
||
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
|
|
||
12. Сочиняет ли ваш ребенок сказки?
|
|
||
13. Знаете ли Вы что такое карты Проппа и для чего они нужны?
|
|
||
Спасибо за внимание! |
|||
