Экологическоевоспитание пятиклассников
учительбиологии Сучкова Людмила Николаевна
Нашдом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценностьна Земле — жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимоот его значения для человека. Ценна любая культура, вера, любой народ.
(Из Хартии Земли)
История человечества неразрывно связана с историейприроды. На современном этаᴨе вопросы традиционного взаимодействия ее счеловеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшембудущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А дляэтого важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинатьэкологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как вэто время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочныеубеждения.
Основными задачами экологическогообразования являются:
— воспитание любви к природе через непосредственноеобщение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
— формирование знаний о единстве живой и неживойприроды, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
— воспитание ценностных ориентаций экологическогохарактера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения,стремления к активной природоохранной деятельности;
— развитие способностей анализа экологическихситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем,формирование стремления к личному участию в практических делах по защитеокружающей среды.
Главной целью экологического образованияявляется формирование экологической культуры-совокупности экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическаякультура-это часть общей культуры личности.
Компоненты экологической культуры.
1. Экологические знания, умения.
2. Экологическое мышление.
3. Ценностные ориентации.
4. Экологически оправданное поведение.
Преждечем начать путешествие в увлекательный мир экологии напомним, что: окружающаятебя природа сегодня нездорова: её разнообразие — под угрозой. От этогострадают все люди. Природе нужны доктора. Ты можешь стать таким доктором, алекарством будет твоя экологическая культура. Экологическая культура — это,когда ты дорожишь и бережно пользуешься всем тем, что дается тебе в жизни -вещами, природой, дружбой, здоровьем. В основе экологической культуры -экологическое мышление. Вспомни свой первый шаг к экологическому мышлению — тыучился описывать свойства и качества окружающих тебя объектов, сравнивать их,фантазировать и воображать, находить аналогии и ассоциации; планировать своидела и оценивать их последствия для здоровья природы и человека.
Каждыйчеловек ежедневно сталкивается с обычным бытовым мусором. Но не каждый, ксожалению, задумывается о его дальнейшей судьбе. Покупая, а затем, выбрасываяочередную пластиковую или пенопластовую тару, думаем ли мы о том, что вскореона будет лежать в природе и, не разлагаясь, столетиями отравлять окружающуюсреду?
Что же можно сделать, если мы уже не представляем себе продукты и товары безодноразовой упаковки, а в универсамах каждый день приобретаем новые большиепакеты для покупок? А значит, теперь снова будут произведены все новые и новыекилометры полиэтилена и пластика… и так по замкнутому кругу?
Решать на уроках данную проблему в масштабах всей страны не реально, но пытаюсьперенаправить сознание школьников, чтобы прежде, чем покупать новые поделочныематериалы в магазине канцелярских товаров, они попробовали использоватьвторично те, которые предназначены «на выброс», хотя являются такими жекрасивыми и практичными.
Показателисформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальнойшколы:
— ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира,условиям жизни людей, растений, животных;
— с желанием участвует в экологически ориентированнойдеятельности;
— эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;
— стараются выполнять правила поведения на улице, во времяпрогулок в сад, лес;
— проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;
— пытаются контролировать своё поведение, поступки.
Показателисформированности экологической культуры ребёнка на второй ступени начальнойшколы дополняются:
— интересом ребёнка к объектам окружающего мира,сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
— участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми спроявлением самостоятельнояти и творчества;
— общение с представителями животного и растительного мира,вызванным в большей степени заботой о них;
— выполнением ряда правил поведения в окружающей среде,ставшим привычным делом.
Опоказателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступениначальной школы можно судить по следующим проявлениям:
— ребёнок контролирует свои действия, соотнося их сокружающей обстановкой и возможными последствиями;
— выражена потребность в заботе о тех или иныхпредставителях животного или растительного мира;
— ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своейэкологической деятельности;
— доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям,природе).
Мини – проекты
«Жалобная книга» природы
Цель проекта – записать в книгу жалобы, поступающие отрастений и животных. Предварительно проводится прогулка – путешествие, чтобыпонаблюдать за состоянием окружающей среды. Рассказ начинается с описанияавтора жалобы и пишется далее от имени животного или растения.
Второй этап проекта – обсуждение поступивших жалоб и ответна них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» — ответ на этотвопрос натолкнёт ребят на новые практические проекты.
Несомненно , «Книга жалоб» должна быть иллюстрированадетскими рисунками, а чтение её будет сопровождаться творческими выступлениямидетей.
Птичья «столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в созданиии организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Детипродумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птицпредусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма иизготовлении кормушек.
Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, адалее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней:подправляют кормушки, насыпают корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к«столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним.
Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важныйпериод этого понимания — учеба в школе, когда закладываются основы наук, набазе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого вдальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, егомиропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль-статьпроводником нового мышления — экологического.
