Интеграция окружающего мирас внеклассным чтением.
1. Интеграцияестествознания с другими предметами
Предметная область «Естествознание, обществознание»реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» [1].В содержание курса интегрированы естественнонаучные,обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, чтосоответствует федеральному компоненту государственного стандарта начальногообщего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человеки природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяетпредставить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образмира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящихв программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания даннойпредметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитаниямладших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовкиучащихся начальной школы.
Основной особенностьюсодержания курса «Окружающиймир» является его интегративныйхарактер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе,важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт передучениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: членсемьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданингосударства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе исоциальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихсянеобходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержаниеинтегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие,исторические, физические, химические, биологические, географические,астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическуюроль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарногоциклов в основной школе. [1]
Одной из фундаментальных задач школы является формирование уучащихся целостного взгляда на мир как единое, взаимосвязанное целое. Всодержании образования центральной становится проблема человека и его отношениек миру: человек и природа, человек и общество,человек и человек.
Интегративный подходдаёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в которомвсе компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнатьразные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержаниясоблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельныхсодержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможностьглубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различныхего структур (природы, человека, общества, истории государства), чтоспособствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированныхкурсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России»,где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся сважнейшими событиями в его истории.
Интегрированный курс«Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметныхсвязей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию,используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: вслове, в историческом, географическом, краеведческом, ботаническом,математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя иуглубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, науроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих егочастей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму,с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности.Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира,закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. Науроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на урокелитературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, науроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники.
При отборесодержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красотаобъектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи ивзаимозависимости в природе и обществе. Учебныйматериал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой дляинтеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, собогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровнясложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляетсяпереход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности(целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральнойструктуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания).
С целью формированияэкологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника,осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладениязнаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрениеи изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление ихвзаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется натом, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожатьисторическую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красотуи многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному,экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красотусреды обитания. [1]
Формированию кругозора способствует и проектнаядеятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиесяосуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знанияиз разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах(вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализациии самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Развитиекругозора можно осуществить при интеграции естествознания со следующимипредметами:
— русский язык
— математика
— чтение
— физическаякультура
— труд(технология)
-изобразительное искусство
— музыка
— внеклассноечтение
В даннойработе мы рассмотрим интеграцию естествознания с внеклассным чтением.
Идея проведенияинтегрированного урока окружающего мира и литературного чтения появилась неслучайно. Авторы всех произведений о животных являются великими натуралистами.Их умение изучать животный мир, наблюдать за поведением животных, творческиосмысливать взаимоотношения человека и животных позволило им в дальнейшемсоздать такие произведения, которые не оставляют равнодушными ни одногочитателя, учат добру, формируют экологическую культуру человека, развиваютпотребность к изучению мира живой природы.
Цель уроковвнеклассного чтения– обеспечить в процессе обучения чтениюнепрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочьучащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги,упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочнодействовать с любой доступной книгой. [2]
На урокахвнеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются самиразличать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется типправильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего статьнастоящим читателем просто нельзя.
Читательскаясамостоятельность – этоличностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое незадается от рождения, а возникает как результат правильно организованногообучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:
- умением желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
- знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
- умением найти нужную книгу и освоить ее содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом.
На уроке внеклассногочтения дети читают отрывки к иллюстрациям, пересказывают наиболее понравившиесяфрагменты, дают характеристики героям.
Итак, источникамиповышения эффективности урока являются: интерес к учению, самостоятельнаяработа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей,учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений и навыков,своевременный активный отдых на уроке.
Технология организации ипроведения интегрированных уроков в начальной школе
Педагогика, — пословам К.Д. Ушинского, — это искусство, и в теории этого искусства есть оченьмного такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практикувоспитания и обучения. Интегрированные уроки можно назвать творческимдополнением в процессе обучения, способ осуществления межпредметных связей.
Для организации ипроведения уроков в процессе экспериментальной работы выявлено основание:изучение теоретических основ интегрированного обучения. Создаватьинтегрированные уроки трудно, но очень интересно. Надо творить, стремитьсяделать учение посильным и интересным, постоянно повышать уровеньпрофессионального мастерства.
Одной из задач этогоурока является потребность развить кругозор детей в области изучения даннойтемы, заинтересовать детей в самостоятельном чтении произведений. Основнойпринцип интеграции по данной теме: взаимосвязь страны с писателем, жившим вэтой стране. Произведения брались наиболее известные для детей такие как:
— «Гадкий утенок», «Русалочка» Г.Х.Андерсена, страна Дания;
— «Карлсон и телевизор» Астрид Линдгрен, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмой Лагерлёф, страна Швеция;
— «Мумий-троль» Туве Янсон, «Господин АУ» Ханну Мякеля страна Финляндия.
Рекомендации
Интегрирование даетвозможность снимать у детей переутомление, психологическую перегрузку, даетправильную дозировку заданий. Такие уроки раскрепощают детей, дают возможностьим высказаться. Дети не боятся ошибаться, учат детей ориентироваться в потокеинформации.
Урок должен нестичто-то новое, незнакомое, интересное для ребят. На этих уроках обязательныэлементы театра, изобразительного чтения детей, учителя. К уроку учительзаранее готовит «обложку» журнала, подбирает музыкальную заставку, котораяпретворяет «чтение» каждой новой страницы журнала. К подготовке урока былиподключены дети.
В обобщающей беседеученики вместе с учителем делают вывод о культуре страны и литературномпроизведении.
Все нестандартные урокипроходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим уроками предшествует очень большая, кропотливая работа.
Эффективным средствомосуществления идеи интеграции в обучении младших школьников служит справочное пособие«Толковый словарь русского языка», составленный нами по тематическому принципу.Он является связывающим звеном между уроками русского языка и другимипредметами в начальной школе. Обращение к «Толковому словарю», где разъясняютсязначения того или иного слова из литературного произведения, учитель будетежедневно учить детей анализировать лексические и грамматические признакислова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым. Все это дается винтересной форме.
Задачами этого урокаявляется развитие интеллекта, логического мышления, умение делать выводы,развивать творческое воображение, способствовать формированию художественноговкуса, развивать графические умения для выражения главного в композиции, дляпередачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства,вырабатывать навыки выразительного чтения.