Цели:
I.Образовательные:
- обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.
II.Развивающие:
- развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся через установление причинно-следственных связей;
- развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.
III.Воспитывающие:
- воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова;
- воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову.
IV.Метапредметные:
- формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого;
- расширение опыта творческой деятельности.
Ход внеклассного мероприятия
Ученики заранее получили задание:
- познакомиться с дополнительным материалом по биографии и творчеству А.П. Чехова из справочной литературы или сети Интернет;
- внимательно перечитать рассказы А.П. Чехова, изучаемые на уроках литературы, отметить для себя самые интересные из них.
Друзья мои! Я очень рада
Начать о Чехове рассказ,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе подведём итог.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Сегодня на мероприятии мы проведёмзанимательную викторину по творчеству и биографии А.П.Чехова. Так мы подведемитог изучения творчества писателя проверим, насколько хорошо вы изучили егопроизведения и биографию.
На дом было дано задание: внимательно перечитать рассказыЧехова.
Правила игры.
1. В игре участвуют две команды по 6 человек, которые выбираюткапитана и придумывают название.
2. Команды по очереди выбирают вопрос. Им даётся полминуты наобсуждение, и после этого капитан называет человека, который будет отвечать наданный вопрос, или будет отвечать сам.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балла
За неверный ответ – 0 баллов
4. Вопросы распределены по двум номинациям:
- Зелёная ячейка – вопросы по биографии писателя.
- Жёлтая ячейка – вопросы по творчеству писателя.
- называть друг друга только по имени;
- в разговоре использовать только вежливые слова;
- обсуждать вопрос тихо;
- слушать, не перебивать, когда кто-то говорит.
Судит состязание уважаемое жюри,которое поможет сделать нашу игру честной и справедливой (представитьчленов жюри).
По окончании викторины победители получают грамоты, которыеподготавливаются заранее.
Вопросы по биографии А.П. Чехова (зелёная ячейка)
1.(2) Автор этих картин был другом А.П.Чехова. Назовите имяхудожника.
☼ Исаак Левитан
Исаак Левитан писал пейзажи без людей и его единственный пейзаж,где присутствует человек – Осенний день в Сокольниках, а человекана нем написал брат Чехова Николай.
2.(4) В каких юмористических журналах не печатал своипроизведения Антон Павлович Чехов?
«Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Фитиль»
☼ «Фитиль»
3. (5) Выберите псевдоним, который не принадлежал А.П.Чехову?
Антоша Чехонте`, Человек без селезёнки, Горький, Кислый, Врачбез пациентов, Брат своего брата
☼ Горький
4.(7) Какое образование получил Чехов?
☼ С 1869 по 1879 год учился втаганрогской классической гимназии.
С 1879 по 1884 год – на медицинском факультете Московскогоуниверситета.
5. (10) Кто из русских писателей, чей портрет изображён на картинке,сказал:
«Чехов – это Пушкин в прозе».
☼ Л.Н.Толстой
6. (12) Какое высказывание принадлежат А.П.Чехову :
- «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов)
- «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела» (Аристотель)
- «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица» (Гюго В.)
- «Красота – это королева, которая правит очень недолго» (Сократ)
☼ 1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, идуша, и мысли»
7. (13) Музыку этого композитора Чехов «любил ужасно». Назовитеавтора этого музыкального фрагмента (запись музыкального фрагмента«Лебединое озеро»)
☼ Пётр Ильич Чайковский
8. (15) Когда и где родился А.П. Чехов?
☼ А.П. Чехов родился 17 (29)января 1860 года в городе Таганроге
Вопросы по творчеству А.П.Чехова (жёлтая ячейка)
1. (1) Узнайте рассказ А.Чехова по ассоциации
1. Ящерица – «Хамелеон» |
2. Дворняжка – «Каштанка» |
3. Гайка – «Злоумышленник» |
4. Зубы – «Хирургия» |
5. Соль – «Пересолил» |
6.Овёс – «Лошадиная фамилия» |
2. (3) В каком юмористическом рассказе встретились ящерица исобака? Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки?
☼ Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель не один раз менялсвоё мнение о собаке, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.
3. (6) Рассказ «Толстый и тонкий» построен по принципу :
- сравнения;
- антитезы;
- гиперболы.
☼ антитезы
4. (8) Узнай рассказ по фрагменту текста.
«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, ИванДмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на«Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Новдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь такполна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыханиеостановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и …апчхи!!!» (текст читаетаудиозапись)
☼ «Смерть чиновника»
5. (9) Объясните, кто и о чём размышляет в данном отрывке)
«Не мешало бы теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет.Очень может быть, что хозяин нашёл её и скушал».
☼ Каштанка размышляет о куриной лапке, которую она спрятала зашкафом.
6. (11) Узнай героя по описанию
«…стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядиннойрубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо иглаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмойсуровости. На голове целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос, чтопридаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.» (Текст читает аудиозапись)
☼ Денис Григорьев «Злоумышленник»
7. (14) Найди лишнее. Этими средствами лечили больной зубгенерал-майору Булдееву в рассказе «Лошадиная фамилия»
скипидар, керосин, аспирин, йод, хина
☼ аспирин
А теперь предоставим слово жюри …..
Вручение грамот участникам и победителям. Слово жюри.
А мне остаётся добавить только одно:
Вот время встречи истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За ваши знания и за то,
Что поработали ударно.
