«Учительи ученик растут вместе» (Конфуций)
РаботаСпиридоновой А.Г., учителя физики
ЛГМАОУ «СОШ» № 2
По мнению Конфуция,«учитель и ученик растут вместе». И с этим трудно не согласиться.
Личностный ростребенка отследить достаточно просто, его Портфолио достижений ведется,наверное, с начальной школы. А как же учитель, каково его развитие, неужели –это только курсы повышения квалификации или публикации научных статей? Трудучителя, ежедневный, выводящий ученика на новую высоту, стимулирует к постоянномупоиску. Преподавая много лет физику, зная и умея многое в профессии, однаждывзяв профильную группу, приняла эстафету поиска. Поиска информации, новыхзаданий, ситуации поиска. Стараясь сделать каждый урок – уроком открытия длясвоих учеников. Открытия не просто новых знаний или навыков, но открытия себя вэтих знаниях, иногда себя в новых условиях, и всегда себя – совершенно нового.Того, кто не боится сделать ошибку, ведь любая ошибка – это возможностьвернуться к началу и пройти путь еще раз, посмотреть под другим углом напроцесс, задачу или эксперимент. Того, кто радуется не только своим достижениями удачам, но достижениям и удачам своего одноклассника. Того, кто не боитсядумать, рассуждать, идти вперед. И здесь прослеживается обратная связь: учительстимулирует рост ученика, а ученик в свою очередь, побуждает учителя к поискунового.
Незря достижения учителя принято рассматривать через достижения учеников. Говоряо достижении ученика, можно вспомнить о такой составляющей нашей работы, как проектнаядеятельность. И здесь, именно в этой части работы, важно формировать культурувыполнения проекта, культуру проведения исследования, как учебного, так исоциального. И это тоже работа постоянная, ведь раскрывая красоту и важностьпредмета, мы зачастую выводим своего ученика именно на его образовательныймаршрут, его личную траекторию. И это тем интереснее, чем старше становятсяученики, чем более зрелыми в плане сформированности личности, если речь идет осоциальных проектах. И здесь, зачастую не стоит вопрос о выборе тем для исследования,темы сами находят своих исследователей, что при развитии информации,одновременно и помогает учителю, и усложняет его работу. А чаще, стоит вопрос ореализации проекта, так сложилось, что проекты по предмету физика выбирают чащевсего дети «гуманитарные», и для работы над различными проектами учениковпривлекает иногда сама идея или возможность проведения исследования, что,конечно же, несет дополнительные сложности как в реализации его учеником, так ив сопровождении учителем. И когда работа над проектом закончена, то остается иматериал, не вошедший в работу, и вопросы, которые требуют дополнительныхисследований. И получается, что работа над одним проектом закончена, и даздравствует новая работа – уже над новой темой нового проекта. А материалисследования учитель может использовать как на уроке, так и во внеурочнойдеятельности и в подготовке к ГИА различного уровня. А это рост и развитие нетолько ученика, но и учителя.
Таки растут вместе учитель и ученик, преодолевая океан неведомого, открывая новыегоризонты. Каждый день, каждый урок. Помогая друг другу, развивая друг друга,выходя в своих новых знаниях на новый уровень.
