X-PDF

Рабочая программа по ИЗО (4 класс)

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

средняяобщеобразовательная школа сельского поселения «Поселок Тумнин»

Ванинскогомуниципального района Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

 

на2022- 2023 учебный год

Предмет: Изобразительное искусство

УМК Перспектива

Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р.Макарова

Учитель:Дондокова С.Ж.

Класс:4 класс

Количествочасов в классе: 1 час в неделю, 34 часа  в год

 

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

Тумнин

2022г

1       Пояснительнаязаписка

1.1  Нормативно-правовыедокументы

            Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана всоответствии с требованиями:

1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Обобразовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с01.09.2020)

2.Федерального государственного  образовательного стандарта начального общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06октября 2009 года № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18 мая 2015 № 507, от 31 декабря 2015 г. №1576, от 11 декабря 2020№712).

3.Примерной образовательной программы начального общего образования,одобренной          Федеральным учебно-методическим объединением по общемуобразованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);

4.Программы «Изобразительноеискусство» образовательной системы УМК «Перспектива», авторы: Т.Я. Шпикалова,Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова

  1-4классы.

5. Устава илокальных актов МБОУ СОШ п. Тумнин

           6. Образовательной программы  НОО МБОУ СОШ «Поселок Тумнин»;

            7.Учебного плана МБОУ СОШ «Поселок  Тумнин»  на 2022 -2023 учебный год.

Изобразительноеискусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено наформирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, чтоявляется условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущейличности.

Цели курса:

воспитаниеэстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащениенравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственныхчувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию вискусстве и через искусство;

развитиевоображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыковсотрудничества в художественной деятельности;

освоениепервоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека иобщества;

овладениеэлементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора иприобретение опыта работы в различных видах художественно-творческойдеятельности, с разными художественными материалами; совершенствованиеэстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствованиеэмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающегомира;

развитие способностивидеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура,дизайн, скульптура и др.);

формирование навыковработы с различными художественными материалами.

 

 

1.2  Общаяхарактеристика учебного предмета

      Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностныйхарактер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:«Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темыискусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобногоделения на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебногоматериала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации,третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленностьтематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которыхребѐнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и томже, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную,деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. Вкомплексе все блоки направлены на решение задач начального художественногообразования и воспитания.

Нарядус основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуетсяпроводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурныезаповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинныхгалереях.

Основныемежпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, припрохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи сокружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорциичеловека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы),трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Впроцессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительногоискусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественнойинформации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве какцелостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются такимобразом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий.

1.3Основные содержательные линии

        В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрическийпринцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепеннорасширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Миризобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительногоискусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

1.4  Местоучебного предмета в учебном плане

ВФедеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение изобразительногоискусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

1.5  Отличительныеособенности  рабочей программы

     Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью надуховно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческогопотенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственногомышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятиясложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

     Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностногоотношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладениеосновами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта,эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогутмладшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станутосновой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,искусству и культуре в целом.

      Направленность на деятельностный и проблемный подходы вобучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования сразными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей длясоздания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов итехник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественномутворчеству.

1.6  Ведущиеформы, технологии обучения

Формы организации обучения:классно-урочная система занятий.

Методы обучения: сочетание репродуктивныхи творчески преобразующих методов обучения, учитывающих возрастные ииндивидуально-психологические особенности  школьников и обеспечивающихувеличение объёма самостоятельной работы.

Технологии обучения:технология личностно-ориентированного подхода к обучению детей

2. Планируемые образовательные результаты

Личностныерезультаты

У обучающегося будут сформированы:

— эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениямдействительности и художественного творчества;

— система положительных мотивов, включая мотивы творческогосамовыражения;

— устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом,которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе моральноговыбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение иоценку в искусстве;

     чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших,ответственность за другого человека;

     основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» какгражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российскийнарод и историю России;

    осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры идуховных традиций многонационального народа Российской Федерации;

    приобщение к мировой и отечественной культуре и освоениесокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций,искусства других народов;

    позитивная самооценка и самоуважение;

    основа для организации культурного досуга и формирования культурыздорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— потребности в художественном творчестве и в общении сискусством;

— понимания образной природы искусства, умения выражать своеотношение

к событиям и явлениям окружающего мира;

     чувства гордости за достижения отечественного и мировогохудожественного искусства;

     осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурныхценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;

     способности к реализации своего творческого потенциала в духовнойи художественно-продуктивной деятельности;

     целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическомединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

     способности оценивать и выстраивать на основе традиционныхморальных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение ксебе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальныеучебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять целеполагание как формированиехудожественно-творческого замысла;

— планировать и организовывать действия в соответствии с целью;

    контролировать соответствие выполняемых действий способуреализации творческого замысла;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей,сверстников и других людей;

    вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата иего со­ответствия замыслу;

    осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;

    — преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

    самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализациисобственного творческого замысла;

    высказывать собственное мнение о явлениях изобразительногоискусства;

    действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческихситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Познавательные универсальныеучебные действия

Обучающийся научится:

    анализировать произведения искусства;

    применять художественные умения, знания и представления опластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практическихзадач;

воспринимать произведения пластических искусств и различных видовхудожественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры,архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладногоискусства;

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных итворческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в томчисле в контролируемом пространстве Интернета;

    устанавливать аналогии;

     использовать знаково-символические средства, в том числе схемы,рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

     воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциямикартин и другим визуально представленным материалом;

    проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектовпо заданным критериям;

    обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

    представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.

Обучающийся получит возможность научиться:

— строить свои рассуждения о характере, жанре, средстваххудожественной выразительности;

— расширять свои представления об изобразительном искусстве ихудожниках, о современных событиях  культуры;

    фиксировать информацию о явлениях художественной культуры спомощью инструментов ИКТ;

    соотносить различные художественные произведения по настроению,форме, по различным средствам выразительности;

    произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной иписьменной форме;

    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебныхзадач в зависимости от конкретных условий;

    строить логически грамотное рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей;

    произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебныхзадач.

Коммуникативные универсальныеучебные действия

Обучающийся научится:

   воспринимать произведения изобразительного искусства как средствообщения между людьми;

   продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

   вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человекаявлений жизни и искусства;

   воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественномпроизведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;

   контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить ихс действиями других участников и понимать важность совместной работы;

   задавать вопросы;

   использовать речь для регуляции своего действия и действийпартнера;

— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятиячувств и мыслей автора художественного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

    открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству,аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

    выражать свое мнение о произведении искусства, используя разныеречевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства иинструменты ИКТ и дистанционного общения;

    проявлять творческую инициативу, самостоятельность, восприниматьнамерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

    продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учетаинтересов и позиций всех участников;

    задавать вопросы, необходимые для организации собственнойдеятельности и сотрудничества с партнером;

    применять полученный опыт творческой деятельности при организациисодержательного культурного досуга.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественнойдеятельности.

Обучающийся научится:

    воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры;ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; пониматьособенности восприятия художественного произведения — художник и зритель;

    воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видахискусства, в изображении портретов людей разного возраста;

    узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чемили из чего они выполнены;

    различать основные виды художественной деятельности (рисунок,живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладноеискусство);

    выражать собственное суждение о содержании и выполнении того илииного произведения;

    отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;

    участвовать в художественно-творческой деятельности, используяразличные художественные материалы и приемы работы с ними;

    понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передаватьна плоскости;

    использовать нужные материалы для максимальной выразительностизамысла;

    работать в смешанной технике на разных видах бумаги;

приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторыххудожественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль иназначение;

— различать и передавать в художественно-творческой деятельностихарактер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствамихудожественно-образного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

   участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительногоискусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомыхпроизведениях;

   расширять свои знания и представления о музеях России и мира, втом числе с помощью интернет-ресурсов;

   использовать компьютер, как дополнительный способ изображения ивоплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных набумаге;

   создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музейсвоего класса;

   искать и находить новые средства выразительности при изображениикосмоса;

   применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессеколлективных работ;

    выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы,техники и идеи для воплощения замысла;

    видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, вприроде, на улице, в быту;

    высказывать суждение о художественных произведениях, изображающихприроду и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говоритискусство?

Обучающийся научится:

    использовать выразительные средства изобразительного искусства:композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалыдля воплощения собственного художественно-творческого замысла;

    составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять ихэмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;использовать их для передачи художественного замысла в собственнойучебно-творческой деятельности;

    создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и вобъеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего об­лика;

    пользоваться симметрией для постро­ения звезд; делатьасимметричные композиции;

    использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средствавыразительности; создавать фантастических животных различными способами,используя линии, пятно и штрих;

    изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачейобъема и в пространстве;

    пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, отпростых до более сложных, в разных геометрических формах; использоватьдекоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своихизделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческойдеятельности специфику стилистики произведений народных художественныхпромыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

— изображать с натуры и по представлению несложные предметы инатюрморты;

     передавать перспективу пространства на плоскости различнымиспособами и техниками графики, рисунка и живописи;

     осуществлять построение пейзажа различных географических широт, вразное время суток и года;

— четко выстраивать предметы в композиции: ближе — больше, дальше — меньше;

   владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применятьбелую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета;передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенкицвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

   создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира наоснове сближенных и противоположных цветовых сочетаний;

   создавать новые образы природы, человека, фантастического существаи построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

   выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используяязык компьютерной графики в программе Paint.

  Значимые темы искусства. О чём говоритискусство?

Обучающийся научится:

    осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческойдеятельности;

    узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фотохудожников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения сосверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;

    любить и беречь свой край, рассматривая картины местныххудожников;

    узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду,игрушки;

    выражать черты русского народа, его души, украшать русскимиузорами и орнаментами жилище, одежду;

    создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненныесвоими руками;

— узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировойживописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.

Обучающийся получит возможность научиться:

    передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток игода;

    передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разныхжанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;

    передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая кним свое отношение;

    изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

    участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.

— понимать и передавать в художественной работе красоту человека вразных культурах мира;

— изображать красоту природы родного края в разных настроениях;прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.

 

3. Содержание учебного предмета «Изобразительноеискусство» 4 кл

Виды художественной деятельности 

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель.Образная сущность искусства:

художественный образ, его условность, передача общего черезединичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувстви идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография  и произведениеизобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы вреальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатствеи разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России:ГТГ., Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональнаяоценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о ролиизобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, ворганизации его материального окружения. 

Рисунок. Материалы длярисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работыс различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная ивспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие ихарактерные черты. 

Живопись. Живописныематериалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средствхудожественной выразительности для создания живописного образа в соответствии споставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.  

Скульптура. Материалыскульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемыработы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительногообраза (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека иживотных, выраженная средствами скульптуры.  Художественное конструированиеи дизайн. Разнообразие материалов для художественногоконструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарныеприемы работы с различными материалами для создания выразительного образа(пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон —сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыковхудожественного конструирования и моделирования в жизни человека. 

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Какговорит искусство? 

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура — средства художественной выразительности изобразительныхискусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественномконструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарныеприёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции иперспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое ималенькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное вкомпозиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма вэмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный,порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладномискусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции спомощью ритма элементов.

Цвет — основа языка живописи.Живописные материалы. Красота и разнообразие  природы, человека, зданий,предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые ихолодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для созданияживописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека вживописи. 

Линия — основа языка рисунка.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.Материалы для рисунка:карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работыразличными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев,птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма. Разнообразие формпредметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство иконтраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформацияформ. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объем — основа языкаскульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для созданиявыразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма;вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,выраженная средствами скульптуры. Художественноеконструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования.Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительногообраза. Представление о возможностях использования навыков художественногоконструирования и моделирования в жизни человека.

Ритм. Виды ритма (спокойный,замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Рольритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передачадвижения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма вдекоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. Очем говорит искусство?

Земля наш общий дом. Наблюдениеприроды и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний,Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания выразительных образовприроды. 

         Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов,И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог идр.).

Родина моя — Россия. Рольприродных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажиродной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметовбыта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. 

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разныхкультурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи вискусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающиегнев, раздражение, презрение.  

          Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различныххудожественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных ивыразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о ролиизобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, ворганизации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественноеконструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели иодежды, книг и игрушек. 

 Опыт художественно-творческой деятельности  

            Участие в различных видах изобразительной,декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

            Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры,декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти ивоображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. 

            Выбор и применение выразительных средств дляреализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,художественном конструировании. 

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельностиразличных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели,туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природныхматериалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средствпроизведений изобразительного искусства, выражение своего отношения кпроизведению.

 

4. Тематическое планирование

 

п/п

 Название раздела

Количество часов

 

1

Восхитись вечно живым миром красоты.

11

 

2

Любуйся ритмами в жизни природы и человека.

14

 

3

Восхитись созидательными силами природы и человека.

9

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

 

 

ИТОГО

34

 

Перечень разделов и тем

 

Восхитисьвечно живым миром красоты (11 ч)

 

    Целый мир от красоты.  Пейзаж:пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)

Восприятие:  произведенийживописцев А.Куинджи, Л. Бродской, З.Серебряковой, графика М.Ахунова и резныхпрялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в.,запечатлевших красоту окружающего человека мира.

Основные содержательные линии: Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передачаобщего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческихидей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основамихудожественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве: Средствахудожественной выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладногои народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образокружающего мира.

Творческое задание:  сиспользованием средств выразительности живописи и графики.

Материалы: акварель,фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.

    Древо жизни — символ мироздания.  Наброскии зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч)

Восприятие: символических иреалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в.И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А.Мунхалова, в гобеленеС.Гавина, учебной работе.

Основные содержательные линии: Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Диалог об искусстве:  Рольживописных и графических средств художественной выразительности в созданиипоэтического образа дерева.

Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Наброски лиственных и хвойных деревьев».

Творческое задание: сиспользованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).

Материалы: уголь, фломастер.

    Мой край родной.  Мояземля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч)

Восприятие: произведенийвыдающихся художников XIX—XX вв. Ф.Васильева, И.Шишкина, А. Саврасова,И.Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А.Либерова,отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.

Основные содержательные линии:Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве: Вкладрусских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественногоязыка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, мояземля, моя Родина. Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замыслахудожника.

Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями».

Творческое задание: сиспользованием художественных выразительных средств живописи и графики вмногоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции.

Материалы: (по выбору)цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.

    Цветущее дерево — символ жизни.  Декоративнаякомпозиция: мотив дерева в народной росписи (1 ч)

Восприятие:  произведенийнародных и современных мастеров городецкой росписи. Основные содержательныелинии. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (напримере культуры народов России). Истоки декоративно прикладного искусства иего роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народныххудожественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокругнас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве: Образыцветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различноев выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.

Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Образцы декоративных разживок для цветов».

Творческое задание: сприменением последовательности и приёмов городецкой росписи кистью.

Материалы: кисть, гуашь,бумага.

    Птица — символ света, счастья и добра.  Декоративнаякомпозиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки,симметрия, ритм, единство колорита (1 ч)

Восприятие: образаптицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX— XX вв. Основныесодержательные линии. Представление о роли изобразительных (пластических)искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальногоокружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов вРоссии (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве:Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древнейтрадиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете — две женские фигуры,две птицы, два всадника на коне «у древа».

Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Образцы декоративных разживок для птиц».

Творческое задание: сиспользованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, линия, «разживкибелилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображении птиц.

Материалы: кисть, гуашь,бумага.

   Конь — символ солнца, плодородия идобра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок (1 ч)

Восприятие: образов вороногоконя и всадника в изделиях городецких мастеров и произведенияххудожника-графика Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народномискусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии: Истокидекоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие осинтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта,орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (сучётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Глубинапоэтического изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре(конь-время, конь-свет, конь-птица, конь – богатырская сила), связанные свозрождением солнечного тепла, света, жизни. Живописная манера кистевой росписив творчестве городецких мастеров.

Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Образцы декоративных разживок для коня».

Творческое задание: с использованиемсредств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь,бумага.

    Связь поколений в традициях Городца.  Декоративнаякомпозиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика(1 ч)

Восприятие: произведениймастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающихтрадиции старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И.Лебедева и детских творческих работ.

Основные содержательные линии:  Искусствовокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественныхпромыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве:  Особенностиприёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения.Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкойросписью.

Творческое задание: сиспользованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладногоискусства, с применением традиционных приёмов декоративных разделок дляобъединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь,бумага.

    Знатна Русская земля мастерами италантами.   Портрет: пропорции лица человека (1 ч)

Восприятие: произведенийвыдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В.Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, запечатлевших в своихработах образы творческих людей. Основные содержательные линии. Образсовременника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа окрасоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве.Искусство портрета. Выявление характерных признаков образа портретируемого иего принадлежности к творческой профессии.

Работа по художественно-дидактическойтаблице:  «Композиционныесхемы изображения лица человека в разных ракурсах».

Творческое задание:  сиспользованием средств выразительности живописи и графики, соблюдениемпропорции лица человека.

Материалы: акварель, гуашь,пастель, фломастеры.

    Вольный ветер — дыхание земли.  Пейзаж:линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)

Восприятие: пейзажейживописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Ткачёва, Э. Браговского, Е.Винокурова и графика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимаетизображение неба. Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи роднойприроды. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмыпередачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительностипродвижения облаков по небу. Статика и динамика в композиции пейзажа.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Варианты графического решения облачных масс».

Творческое задание:  сиспользованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих,светотеневое пятно).

Материалы: простой карандаш,цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.

    Движение — жизни течение.  Наброскис натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий (1 ч)

Восприятие: произведенийотечественных мастеров живописи XX в. А.  Дейнеки, М.  Сарьяна, И.  Глазунова,Б.  Домашникова, графики А.  Пахомова, В.  Курчевского, М.  Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И.  Маркичева из Палеха.

Основные содержательные линии. Образыприроды и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное времягода, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности длясоздания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусствокак универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческойжизни. Живописные средства художественной выразительности, передающиестатичность и динамичность композиции произведений разных видов искусства.Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на передачудинамики».

Работать по художественно-дидактическойтаблице.Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей,деревьев. Творческое задание: с использованием средств выразительностиязыка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь,фломастеры, цветные карандаши.

    Осенние метаморфозы.  Пейзаж:колорит, композиция (1 ч)

Восприятие: произведенийживописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Ткачёва, графика И. Воробьёва,учебной работы и поэтического произведения, посвящённых разным состояниямосени.

Основные содержательные линии.Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональныхсостояний. Использование различных художественных материалов и средств  длясоздания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалогоб искусстве. Средства художественной выразительности в представленных произведениях.

Работа по художественно-дидактическойтаблице:«Колористические приёмы отображения изменений в осенней природе».

Творческое задание:  сиспользованием языка живописи для передачи движения в композициях.

Материалы: (по выбору)акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.

 

 Любуйсяритмами в жизни природы и человека (14 ч)

 

    Родословное дерево — древо жизни,историческая память, связь поколений.  Групповойпортрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч)

Восприятие: произведенийживописцев XIX—XX вв. Ф.  Толстого, Д.  Жилинского, И.  Симонова, Ю.  Кугача,отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи.

Основные содержательные линии. Образсовременника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Уважительноеотношение к своей родословной. Красота и гармония общения с людьми старшегопоколения. Средства художественной выразительности в групповом семейномпортрете.

Творческое задание: с учётомкомпозиционных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лицачеловека, с использованием средств акварельной живописи.

Материалы: кисть, акварель,бумага.

    Двенадцать братьев друг за другомбродят…  Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления,силуэт (1 ч)

Восприятие: сказки С. Маршака«Двенадцать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графикаВ. Алфеевского.

Основные содержательные линии. Человек, мир природы вреальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образ человека втрадиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Книжнаяграфика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрациик сказке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красотыкаждого времени года.

Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Рисункистаринной русской одежды», «Гармонические сочетания цветов».

Творческое задание: наразмещение фигур с использованием условного, обобщённого силуэта.

Материалы: простой карандаш,бумага.

     Год не неделя — двенадцать месяцеввпереди.  Иллюстрация к сказке: композиция, цвет (1 ч)

Восприятие:  произведенийхудожников, создавших сказочные сюжеты — И. Билибина, В. Алфеевского, мастеровлаковой миниатюрной живописи из Палеха и Холуя, гравюры XVI в.

Основные содержательные линии. Сказочныеобразы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темы любви,дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Цветоваягармония как средство художественной выразительности, особенности стариннойрусской одежды героев сказочных сюжетов.

Работа по художественно-дидактическойтаблице.Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов:родственные и контрастные цвета.

Творческое задание: сиспользованием живописных и графических средств выразительности.

Материалы: (по выбору).

    Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (1 ч)

Восприятие: произведенийхудожников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаевской, посвящённыхпразднованию Нового года.

Основные содержательные линии. Человек,мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выборсредств художественной выразительности для создания живописного образа всоответствии с поставленными задачами. Эмоциональные возможности цвета.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Рольцвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке кновогоднему празднику и встрече Нового года.

Работа по художественно-дидактическойтаблице.Значение цветового круга в определении гармонического сочетания  цветов:родственные и контрастные цвета.

Творческое задание: с поискомхудожественных приёмов для создания вариантов основы праздничной новогоднейоткрытки.

Материалы: акварель, гуашь,восковые мелки.

    Твои новогодние поздравления.Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч)

Восприятие поздравительныхновогодних и рождественских открыток разных лет.

Основные содержательные линии. Искусствовокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами длясоздания выразительного образа. Представление о возможности использованиянавыков конструирования и моделирования в жизни человека. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма,ритм.

Диалог об искусстве. Историяавторской открытки. Содержание и выразительные художественные средствановогодней открытки.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Новогодняя открытка». Конструкция современных новогодних открыток.

Творческое задание сиспользованием материалов предыдущего урока и включением в проект открыткипоздравительной надписи для создания праздничного новогоднего настроения.

Материалы (по выбору):альбомная бумага, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиеваяручка.

    Зимние фантазии.  Наброскии зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч)

Восприятие живописныхпроизведений А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П.Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов.

Основные содержательные линии. Образыприроды и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека,зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географическихширот. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Художественные приёмы, которымихудожники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток.Разнообразие колорита зимнего пейзажа.

Творческое задание сиспользованием живописных и графических средств выразительности в передачекрасоты зимы.

Материалы (по выбору):фломастеры, цветные мелки, акварель.

    Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственныепланы, ритм, динамика (1 ч)

Восприятие произведенийизобразительного искусства современных художников В. Калиничевой, В.Курчевского, поэзии и музыки.

Основные содержательные линии. Образыприроды и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека,зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве.Особенности зимнего времени года в жизни природы и человека, выразительныесредства живописцев и графиков в создании художественного образа русской зимы.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».

Творческое задание сиспользованием выразительных средств живописи, набросков предыдущего урока.

Материалы (по выбору):белая и цветная гуашь, акварель.

    Ожившие вещи.  Натюрморт:форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч)

Восприятие предметного мирав произведениях живописцев XX в. К. Петрова — Водкина, П. Кончаловского, И.Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М.Ромадина.

Основные содержательные линии. Человек,мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, объём.

Диалог об искусстве. Старинныеи современные предметы в жизни человека и искусстве. «Жизнь обычных вещей» внатюрморте. Выявление красоты старинных вещей в натюрморте.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Изображение симметричных сосудов».

Творческое задание сиспользованием графических средств выразительности, с учётом пропорций иконструктивных особенностей формы предметов. Материалы: простойкарандаш, фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки.

    Выразительность формы предметов.Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи вобобщении формы предмета (1 ч)

Восприятие реалистических идекоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой иучебных работ.

Основные содержательные линии. Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, объём.

Диалог об искусстве.Художественные приёмы обобщения в декоративном натюрморте: условность формы ицвета предмета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Композиционно-колористические варианты декоративных натюрмортов».

Творческое задание сиспользованием графических средств выразительности и приёмов симметричногоизображения предметов по основным парным ориентирам.

Материалы: простой карандаш,фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки.

    Русское поле. Бородино. Портрет.Батальный жанр (1 ч)

Восприятие произведенийпортретного и батального жанров в искусстве.

Основные содержательные линии.Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей онравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основамихудожественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. ГероиБородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности,использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества,стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Схематические фигуры воинов в движении».

Творческое задание сиспользованием художественных приёмов и средств выразительности графики иприёма схематичного рисования фигур для определения пропорций и характерадвижения воина.

Материалы: фломастеры,пастель, шариковая ручка.

    «Недаром помнит вся Россия про деньБородина…» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит(1 ч)

Восприятие произведенийхудожников В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых действующей армии ипартизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения М. Лермонтова«Бородино».

Основные содержательные линии. Образзащитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образовперсонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту,сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. п. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве.Отечественная война 1812 г. в изобразительном искусстве. Созвучность образногостроя произведений живописи и графики об Отечественной войне 1812 г.произведениям о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Композиционные схемы возможных сюжетов».

Творческое задание сприменением известных средств художественной выразительности и использованиемграфических или живописных материалов. Материалы: по выбору.

    Образ мира в народном костюме ивнешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы.Орнамент: ритм, симметрия, символика (1 ч) Восприятие орнаментов вконструкции избы, костюма, а также образов – символов в их орнаментальном украшении.

Основные содержательные линии. Человек,мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневнойжизни человека, в организации его материального окружения. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма,ритм.

Диалог об искусстве. Символиканародного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментикекрестьянского жилища и народного костюма. Сходство этих орнаментальныхкомпозиций и их местонахождение.

Творческое задание сиспользованием приёмов коллективной работы в группах.

Материалы: (по выбору).

    Народная расписная картинка-лубок.Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)

Восприятие народных лубочныхкартинок, их разнообразной тематики (песенное искусство, былинные иисторические события, отдельные батальные эпизоды и сцены из жизни разныхсословий, причуды моды и чудеса техники).

Основные содержательные линии.Представление о роли изобразительных (пластических) искусств  в повседневнойжизни человека, в организации его материального окружения. Отражение впластических искусствах природных, географических условий, традиций,религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно– прикладного  искусства народов России). Продолжение знакомства с основамихудожественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве.Злободневность тем лубка (от забавной картинки до мудрого осмысления явленийповседневной жизни). Графические и колористические особенности лубочныхкартинок.

Работа по художественно-дидактическойтаблице«Графическое решение природы (земли, травы, цветов, деревьев)».

Творческое задание сиспользованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммылубочной картинки.

Материалы: чёрная шариковаяручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бумага.

    Народная расписная картинка-лубок.Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)

Восприятие однофигурных,двухфигурных и многофигурных композиций народных лубочных картинок.

Основные содержательные линии. Красотаи разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Народныелубочные картинки как своеобразные портреты одного, двух героев в композиции. Композиционные,графические, декоративные и колористические особенности народного лубка.Главные из них — чёткий графический рисунок, который часто держится на чёрномконтуре с множеством разнообразных штрихов, передача пространства, размер иместо текста.

Творческое задание сиспользованием графических приёмов чёрного контура, штрихов и цветовой гаммылубочной картинки.

Материалы: графические.

 

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

 

     Вода — живительная стихия. Проектэкологического плаката: композиция, линия, пятно (1 ч)

Восприятие произведенийживописцев XIX—XX вв. И.Айвазовского, П.Петровичева, Е.Востокова, графиковТ.Лящука, К.Пюсса, народного мастера В.Денисова из Холуя.

Основные содержательные линии.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота иразнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство иразличие. Использование различных художественных материалов и средств  длясоздания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Природнаястихия — вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды иязык плакатного искусства, особенности его графического, цветового икомпозиционного решения.

Творческое задание сиспользованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна).

Материалы: (по выбору).

    Повернись к мирозданию. Проектэкологического плаката в технике коллажа (1 ч)

Восприятие произведенийотечественных художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н.Чарухина, В.Говоркова.

Основные содержательные линии.Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов исредств для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства сосновами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Средствахудожественной выразительности плаката (лаконичность, ограниченность цвета,условность и простота изобразительных элементов, чёткость и хорошая читаемостьтекста, декоративность).

Творческое задание сиспользованием подготовленных материалов.

Материалы: цветная бумага,вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фломастер.

    Русский мотив. Пейзаж:композиция, колорит, цветовая гамма, пространство (2 ч)

Восприятие произведенийрусских художников-пейзажистов XIX—XX вв. А.  Саврасова, Б.Домашникова,П.Фомина и народного мастера

Т.Милюшина из Холуя, их колорит в передачепримет весны.

Основные содержательные линии.Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве.Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы,характерного для среднерусской полосы и северных регионов России, впроизведениях изобразительного искусства. Разнообразные средствавыразительности в создании образа весенней природы (колористическая гамма,состояние освещённости, уровень линии горизонта).

Работа по художественно-дидактическимтаблицам «Композиционные схемы пейзажей», «Цветовая гамма произведенийвернисажа».

Творческое заданиес использованием известных живописных средств художественной выразительности(композиция, колорит, цветовая гамма, освещение) и подготовительных материаловпредыдущих уроков.

Материалы:кисть, акварель, гуашь, бумага.

    Всенародный праздник —День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образызащитников Отечества (1 ч)

Восприятиепроизведений живописца П.Корина и скульптора А.Бичукова, которые передаютнастроение праздника Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.

Основные содержательные линии.Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые вискусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительностьобъёмных композиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Диалог об искусстве.Эстафета поколений и историческая перспектива подвига нашего народа в ВеликойОтечественной войне 1941—1945 гг. и памяти о нём.

Творческое заданиес использованием известных средств выразительности и художественных материалов.

Материалы: (повыбору).

 

    «Медаль за бой, за труд изодного металла льют». Медальерное искусство:образы-символы (1 ч)

Восприятиеизображений орденов и медалей для награждения за заслуги в защитесоциалистического Отечества и другие военные заслуги в период ВеликойОтечественной войны 1941—1945 гг. Основные содержательные линии.

Основные темы скульптуры.Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,линия, форма, объём, ритм.

Диалог об искусстве.Медальерное искусство. Особенности лаконичного решения орденов и медалей,применение символов, эмблем и аллегорий.

Творческое заданиес использованием известных средств художественной выразительности и приёмовработы с пластилином.

Материалы:пластилин.

    Орнаментальный образ ввеках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие инациональные особенности (2 ч)

Восприятиепроизведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусстваразных стран.

Основные содержательные линии.Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция,средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствахприродных, географических условий, традиций, религиозных верований разныхнародов (на примере изобразительного и декоративно – прикладного искусстванародов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты:композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве.Особенности орнаментов народов России и мира. Орнамент как неизменный участникповседневной жизни человека. Выразительные средства орнаментальной композиции(ритм, симметрия, цвет, фактура).

Творческое заданиена подбор орнаментов бытовых предметов, костюмов, интерьеров разных стран мира.

Материалы:иллюстрации из журналов, фотографии, ресурсы Интернета.

 

5. Формы контроля, критериии нормы оценки знаний обучающихся

       Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и уменияостанутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатятих  последующую жизнь.

Типы контроля результатов обучения:

внешнийконтроль учителя за деятельностью учащихся;  

взаимныйконтроль учащихся;

самоконтроль.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

промежуточный контроль: самостоятельные работы, опрос, проверка выполнения домашней работы  идр.

итоговый контроль:  итоговая контрольная работа, защита творческой работы и др.

Способы проверки и оценки результатов обучения:

творческиеработы; индивидуальные и групповые.

 

 Критерииоценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

¾     Активностьучастия.

¾     Умениесобеседника прочувствовать суть вопроса.

¾     Искренностьответов, их развернутость, образность, аргументированность.

¾     Самостоятельность.

¾     Оригинальностьсуждений. Критерии и система оценки творческой работы.

¾     Какрешена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (какорганизована плоскость листа, как согласованы между собой все компонентыизображения, как выражена общая идея и содержание).

¾     Владениетехникой: как ученик пользуется художественными материалами, как используетвыразительные художественные средства в выполнении задания.

¾     Общеевпечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданногообраза, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.Аккуратность всей работы.

 

      Характеристика цифровой оценки (отметки)

 

Отметка5(«отлично»)

 

1.      учащийсяполностью справляется с поставленной целью урока;

2.      правильноизлагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

3.      допускаетсяне более одного недочета, умеет рассказывать о живописныхработах с использованием ранее изученных терминов и понятий

4.      верно,решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой всекомпоненты изображения;

5.      владеетосновными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью;

6.      умеетподметить и передать в изображении наиболее характерное;

7.      работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом;

8.      самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания потеме,

 

 Отметка4 («хорошо») – уровень выполнения требований вышеудовлетворительного:

 

  1. учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  2. владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников;
  3. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  4. умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное;
  5. работа выполнена достаточно  аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.;

 

Отметка3(«удовлетворительно»)

 

1.      учащийсяслабо справляется с поставленной целью урока;

2.      допускаетнеточность в изложении изученного материала;

3.      достаточныйминимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;

4.      работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников

5.      работа выполнена неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту ит.д.

 

Отметка2 («плохо») – уровень выполнения требований нижеудовлетворительного:

 

1.      учащийсядопускает грубые ошибки в ответе;

2.      несправляется с поставленной целью урока;

3.      плохо владеетосновными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью;

4.      обучающийсяне может самостоятельно выполнитьпродуктивные задания по теме;

5.      работа выполнена небрежно.

 

Внекоторых случаях за одну работу учитель может поставить две отметки:

 1– за творческий замысел композиции (полнота раскрытия темы, оригинальность, каксогласованы между собой все компоненты изображения);

 2– за владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, какиспользует выразительные художественные средства, аккуратность 

     всей работы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет