МБОУДО «Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова» г. Курска
Работапреподавателя по классу флейты Самойленко Т. А.
натему:
«Краткийобзор методической литературы для флейты»
г.Курск 2023
Вданной работе произведён краткий анализ литературы, посвящённой проблематикеметодики обучения игре на духовых инструментах и, в частности, игре на флейте.
Ксожалению, долгое время (вплоть до 30-х годов ХХ века) советская методическаялитература находилась в т.н. «вакууме». Не проводились научные исследования, неписались работы, посвящённые методике обучения игре, как на флейте, так и надуховых инструментах вообще.
Долгоевремя советская школа игры на духовых инструментах придерживалась традицийстаронемецкой исполнительской школы. И это негативно сказалось на развитииисполнительской школы у нас, т.к. какие-либо новые веяния в исполнительстве,появление каких бы то ни было молодых исполнителей, выходящих «за рамки»общепризнанной старонемецкой школы – отвергалось, не приветствовалось.
Поэтомунельзя недооценивать вклад, который сделали: Розанов в своих лекциях, Н.Платонов («Школа игры на флейте»), Диков («Общая методика игры на всех духовыхинструментах»), Федотов («Методика обучения игре на духовых инструментах»), Ю.Должиков – в своих статьях, посвящённых проблемам исполнительства на флейте,Терёхин и Апатский («Методика игры на фаготе») и многие другие.
Нельзяне сказать об исследованиях, проведённых в области акустики. Например, книгаПорвенкова «Акустика музыкальных инструментов», книга «Музыкальная акустика».
Сталипоявляться в больших количествах работы, статьи, посвящённые педагогическимвопросам. Тому подтверждением может стать статья В. Березина «Начальный периодобучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностямиучащихся».
Весьанализ методической литературы, посвящённой проблемам исполнительства нафлейте, будет проводиться на работах отечественных авторов. Причиной томуявляется отсутствие переводов книг зарубежных авторов.
Таксложилось, что полноценной, целостной методики обучения игре на флейтекакого-нибудь одного автора нет (имеется в виду отечественная исполнительскаяшкола). Есть только ряд статей, освещающих отдельные методические вопросы.
Ввиду нехватки определённой информации касательно исполнительства, мы вынужденыобращаться к методикам игры на фаготе, тромбоне, кларнете и др.
Поэтомув своём анализе научно-педагогической литературы мне не избежать обращения кнекоторым главам «Методики игры на фаготе» Терёхина и Апатского, «Методикиобучения игре на тромбоне» Сумеркина и мн. др.
Начатьсвой анализ мне бы хотелось со статей Ю. Должикова, одна из которых посвященапроблеме постановки исполнительского дыхания, а другая — штрихам иартикуляции.
Ю.Н.Должиков в своей статье о дыхании (эта статья находится в сборнике «Вопросымузыкальной педагогики», выпуск 4) даёт довольно полное и точное представлениео типах дыхания, какие типы дыхания предпочтительнее при исполнении, в чёмнедостатки других типов дыхания. Так же он даёт ряд практических советовотносительно «правильной» постановки дыхания и т.д.
Но,на мой взгляд, для полного и глубокого изучения данной проблемы, этой статьинедостаточно. В ней допущены некоторые неточности, и поэтому есть необходимостьв рассмотрении этих вопросов у других авторов. Например, это «Школа игры нафаготе» Терёхина и Апатского, а точнее глава, посвящённая вопросу о дыхании, «Методикаобучения игре на тромбоне» Сумеркина. Кстати, у Сумеркина предлагается большоеколичество упражнений для освоения навыков постановки «правильного»исполнительского дыхания.
Что же касается другой статьи Ю. Должикова о штрихах и артикуляции, то в нейисчерпывающе изложены основные виды артикуляции и дан расшифрованный переченьнаиболее распространённых музыкальных штрихов. Для более широкого ознакомленияс данным вопросом можно воспользоваться лекциями Докшицера, посвящённых артикуляциии штрихам при игре на трубе, можно воспользоваться и вышеуказанной «Методикойобучения игре на фаготе» Терёхина и Апатского.
Еслибрать для анализа работы Платонова, то есть «Методику обучения игре на флейте»,и его «Школу игры на флейте», то его методика содержит очень много спорныхмоментов в отношении выбора учеников, занятий с ними. Некоторые положения изэтой книги просто устарели. Например, постановка инструмента (Платонов придерживалсятрадиций постановки инструмента «на прижиме», в современных европейских школахигры на духовых инструментах всё больше и больше приверженцев «бесприжимной» постановки)и т.д.
Егоже «Школа игры на флейте» долгое время остаётся своеобразной «настольной»книгой каждого флейтиста , как начинающего, так и зрелого. В «школе» оченьудачно подобран и сбалансирован художественный и технический материал, тудавходят наиболее популярные и мелодичные произведения, которые очень нравятсядетям.
Чтоже касается вопросов, связанных с работой над художественным и техническимматериалом, то они достаточно хорошо раскрыты у Федотова в его «Методике обученияигре на музыкальных инструментах». Он предлагает распределение занятийучеников, то есть сколько и какими видами упражнений ученик должен работать втечение дня. Выделяет пунктами основные моменты, которые должен учитыватьпреподаватель в своей работе с учениками – это и психологические аспекты, исистематичность занятий учеников и мн. др.
Психологическими физиологическим возрастным особенностям посвящена статья Березина «Начальныйпериод обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастнымиособенностями учащихся». В этой статье сделан акцент на то, каким качествамидолжен обладать педагог, на что он должен обратить особое внимание в своейработе с учениками. Эта статья очень полезна для начинающих педагогов, но, ксожалению, и она уже несколько устарела в связи с тем, что в нашем XXIвеке дети развиваются в физиологическом плане гораздо быстрее, но при этоммногие из них имеют серьёзные проблемы с моторикой и усидчивостью.
Длятех, кому интересна физическая сторона звукообразования и интонации, томуследует прочесть книги «Музыкальная акустика» (1954г.) и «акустика музыкальныхинструментов» Порвенкова, где описана эволюция строя.
Список использованной литературы:
1. Н. Платонов «Школа игры на флейте»(Москва, «Музыка» 1986 г.)
2. Н.Платонов «Методика обучения игре нафлейте» (Москва, «Музыка» 1979 г.)
3. Ю.Должиков « Артикуляция и штрихи при игрена флейте» («Вопросы музыкальной педагогики» вып.10, Москва «Музыка» 1990 г.)
4. Ю.Должиков «Техника исполнительскогодыхания флейтиста» («Вопросы музыкальной педагогики» вып.4, Москва «Музыка»1984 г.)
5. Н. Федотов «Методика обучения игре намузыкальных инструментах»
6. Терёхин, Апатский «Методика обучения игрена фаготе»
7. Сумеркин «Методика обучения игре натромбоне»
8. Березин «Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся»(«Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность», 1991г.)
