X-PDF

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения(Начальная школа)

Поделиться статьей

Активизацияпознавательной деятельности на уроках литературного  чтения.

Значение чтения икниги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно.Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное местоотводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению. Интерес ккниге и показать не только ее роль в жизни человека, но и вооружить ребенкаумением читать. Сформировать сознательного читателя-ребенка — совсем не простаязадача перед начальной школой. Уметь читать в широком смысле этого слова -значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл, — говорил великийпедагог К.Д. Ушинский. — Читать — это еще ничего не значит; что читать и какпонимать читаемое — вот в чем главное. Сформировать сознательногочитателя — ребенка — совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е.чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятияхудожественного и научно-познавательного текста, детской книги, научитьработать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

В школезакладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируютсяих личности, отношения к себе, к окружающим, культурная компетентность.

Дети от природы –очень любознательный народ, но всё чаще в школах можно увидеть картинку строк из стихотворения В. Берестова:

У маленьких учеников

Спросил художникТокмаков:

«А кто умеетрисовать?»

Рук поднялось – несосчитать.

Шестые классы.Токмаков

И тут спросилучеников:

«Ну, кто умеетрисовать?»

Рук поднялосьпримерно пять.

В десятом классеТокмаков

Опять спросилучеников:

«Так кто ж умеетрисовать?»

Рук поднятых и невидать.

А ведь ребята всамом деле

Когда-то рисоватьумели,

И  солнце налистах смеялось.

Куда же всё этодевалось?

Поэтому передучителем начальных классов стоит огромная задача : превратить маленькогодошкольника в юного исследователя, владеющего информацией и ищущего её, помочьсознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательнойдеятельности ( без принуждения и вознаграждения),сделать так, чтобы сохранитьего  интерес к  знаниям  и учению на протяжении всей жизни.

Но в последнеевремя я всё чаще сталкиваюсь с проблемой негативного отношения детей к чтениюпроизведений на уроках литературного чтения. Всё это связано с тем, чтотрадиция чтения детям вслух «уходит», библиотека для большинства детейстановится местом, где многие ребята занимаются рассматриванием красочныхжурналов, а не прочтением познавательной литературы. А ведь благодаря урокамчтения, формируются такие понятия как доброта, честность, взаимопонимание,чувство долга и многое другое. И если ребёнок хорошо овладел таким предметом как чтение, то и другие дисциплины будут осваиваться им успешно.

В связи с этим, науроках отвожу большое внимание формированию основополагающей читательскойкомпетентности внедрением различных способов активизации познавательнойдеятельности младших школьников.

Для активизациипознавательной деятельности часто использую информационные технологии. Мояпрактика показывает, что при условии продуманного применения новыхинформационных технологий в рамках традиционного урока появляютсянеограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебногопроцесса. У детей в большей степени развивается воображение, мышление.Информационные технологии могут включаться в любой этап урока: введение новыхзнаний, обобщение, контроль. Компьютер помогает вовлечь ребят в литературноетворчество, является огромным стимулом в учении. Так как дети с интересомпринимают участие в поиске информации в Интернете, подготовке сообщений,докладов, составлению презентаций.

На уроках часто используюскороговорки – в качестве речевых разминок. А для их поиска пользуюсьразличными Интернет –ресурсами.

Так же на чтениивовлекаю детей в игровую деятельность. Игра имеет огромное значение дляуточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентовучебной деятельности- умение действовать  в соответствии с правилами, подчинятьсвои действия действиям других участников игры. Чем младше учащийся начальнойшколы, тем больше места на уроках должна занимать игра. Во время игры дети имеютвозможность высказывать неправильные суждения и не получают за этоотрицательных оценок, не боятся сделать что- то не так как обычно. Многиеученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя иочень переживают после этого. В игре отсутствие знаний или их неточностьрастворяется в сюжете, поэтому ребёнок не опасается сказать что- то не так. Науроках используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки»,«Тише- громче», «Медленно- быстро» и другие. Очень нравятся детям игры-драматизации, где ребята инсценируют, изображают героев с помощью мимики,жестов. Драматизация важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка.Знакомство с приёмами драматизации начинаю с первого класса с инсценировкисказок. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от такихпроблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, болезнь публичноговыступления. Играя, ребёнок самовыражается, самоутверждается. Очень нравятся науроках речевые игры со стихами. В них есть сюжет, есть действие. Вместе сдетьми продумываем каждое движение, рифмуем целые слова и строки:

Ши- ши- ши-зашумели камыши.

Часто применяюигру «Укрась слово» -подобрать к существительному как можно большеприлагательных.

В качестве ещеодной из форм  активизации учащихся на уроке чтения использую групповую работу.Дети работают в командах с лидером (выбирают сами учащиеся, назначаю сама). Ониучатся подчиняться, прислушиваться, другие- руководить. Особенно такую работулюблю проводить на нетрадиционных уроках: урок- викторина, урок- путешествие,урок- сказка, на которых проявляется интерес школьника и читательские интересыи умения. Обстановка в классе на таких уроках соответствует образу, введённомув дидактику К. Д. Ушинским: «Нужно позволять кассу свободно бурлить ,волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны дляуспеха учения, мёртвая тишина на уроках недопустима. Важно позволять ученикамзадавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классесвободно и непринужденно».

Ребята судовольствием выполняют творческие задания, в этом нам помогают рабочие тетрадипо «Литературному чтению».Предлагаю упражнения для развития видеть проблему:

*продолжинезаконченный рассказ;

*составь небольшойстишок по рифмам;

*составь рассказот имени другого персонажа;

*опиши один изпредметов, героев.

Вслед завыявлением проблемы идет поиск решения. Поэтому на уроках используюмини-проекты, которые укладываются в один урок.

Для повышениякачества знаний  младших школьников на уроках чтения разрабатываюиндивидуальные задания по модульному принципу, то есть выбирая задания изразных учебных пособий, разноуровневого содержания и с учётом психолого-педагогических особенностей. Такие индивидуальные задания дают возможность включатьсяв активную и эффективную учебно- познавательную деятельность, работать сдифференцированной по содержанию программой. Идёт индивидуализация контроля,самоконтроля, консультирования. А чтобы уроки не были скучными  и ученики неуставали, сочетаю и комбинирую различные формы контроля. Главной задачейкоторого ставится: научение самостоятельному поиску и исправлению ошибок,нахождению правильного ответа. Контроль провожу в виде:

*опроса покарточкам;

*проверочных работразноуровневого характера;

*опроса свыборочной системой ответов;

*тестов.

Для качественногоконтроля на уроках постоянно меняю различные виды деятельности:

-решениелогических задач(речевые разминки)

-игра (загадки,кроссворды, ребусы)

-работа с текстом

— практическаяработа

В практическойработе используются различные оздоровительные упражнения: самовнушение, хоровоечтение; музыка; изобразительное искусство; работа с природным материалом. Этаработа способствует снижению утомляемости, повышению эмоционального настроя,работоспособности. А это в свою очередь, способствует укреплению здоровьяучащихся – важной составной частью здоровьесберегающей работы учителя.Психологический климат на уроке очень важен. Поэтому употребляю на урокахтолько такие слова , которые не унизят, а помогут ученику поверить в себя, всвои силы. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, ас другой- появляется дополнительный стимул для раскрытия творческихвозможностей каждого ребёнка на уроке.

Для  подведенияитогов всего сказанного провела диагностику качества знаний младших школьников.Анализируя результаты исследования можно отметить, что знания стали болееглубокими и разносторонними. То есть большинство учеников в классе повысилизнания по предмету. Существенно повысилось владение смыслом, умение оперироватьпонятиями.

Фамилия, имя

Средний балл

Уровень успеваемости

1

Беляева Александра

5,0

высокий

2

Боровая Мария

5,0

высокий

3

Бузунова Алиса

4,0

высокий

4

Бурковская Светлана

5,0

высокий

5

Горынцева Жанна

5,0

высокий

6

Горобец Руслана

5,0

высокий

7

Евдокимова Милана

5,0

высокий

8

Комарова Илона

3,8

средний

9

Корюковец Настя

5,0

высокий

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

10

Коржавина Дарья

5,0

высокий

11

Леготина Анна

2,5

низкий

12

Лысцев Матвей

5,0

высокий

13

Милькова Дарья

3,8

средний

14

Патюкова Мария

4,0

высокий

15

Паутова Вера

4,8

высокий

16

Родыгин Егор

5,0

высокий

17

Рожнова Таисия

5,0

высокий

18

Слотина Александра

3,5

средний

19

Солодовник Камилла

4,8

высокий

20

Спиридонов Иван

5,0

высокий

21

Сырорыбов Егор

2,8

низкий

22

Телицын Андрей

4,8

высокий

23

Трапезников Савелий

4,5

высокий

24.

Титов Артём

2,5

низкий

25.

Ушакова Полина

3,0

средний

26.

Шилова Стефания

3,0

средний

27.

Щукина Алина

2,5

низкий

Оценку усвоениязнаний даю сама по пятибалльной шкале, путём вывода среднего балла по всемпоказателям (приложение №1).

Интерпретациярезультатов:

Высокий уровеньусвоения знаний -4,0- 5,0 (18 человек-  67 %)

Средний уровень-3,0- 3,9 ( 5 человек- 18%)

Низкий уровень-2,5 -2,9 ( 4 человека- 15%)

Также провела очередную проверку по технике чтения и получила соответствующиерезультаты:

Изменениятехники чтения показывают положительную динамику. Снижается количество детейчитающих ниже нормы. Но «поле» деятельности ещё огромно, так как есть дети снизкой познавательной активностью. Есть над чем работать, выискивать для этоговсё новые и новые методы и формы работы, а значит учиться самой.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет