Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад № 27 «Путене»
Моргаушскогорайона Чувашской Республики
Конспектиндивидуальной
непосредственно- образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ОНР 3 ур.р.р.,старшая группа.
«ЗвукС»
Составила:
учитель-логопед
МихайловаЕлена Юрьевна,
высшаяквалификационная категория.
Тема:«Звук С».
Цель:автоматизация звука С в словах и предложениях.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
-закреплениенавыка правильного произношения звука С в прямых слогах, словах, предложениях;
-активизироватьслова с данным звуком в речи ребенка;
-упражнятьв умении подбирать слова на заданные слоги;
-формироватьумение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа;
-упражнять в употреблении падежных форм (винительного и дательного).
2.Коррекционно-развивающие:
-развиватьфонематический слух;
-развитиеречевого дыхания;
-развитиеартикуляционной, общей и мелкой моторики.
3.Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать усидчивость;
-воспитыватьсамоконтроль за речью;
-формироватьположительную мотивацию к занятиям.
Оборудование:логоигрушка – лягушка Клава, Су –Джок шарики, мнемотаблица «Падежи»,мнемотаблица «Звуки», коврик-травка, настенный домик, предметные картинки созвуком С, деревянная лесенка.
Ходзанятия:
Организационный момент.
Логопед:
-Арина, сегодня в гости к нам пришла лягушка Клава (логоигрушка). Она хочет стобой поиграть, а ты с ней?
Даваймы ей сегодня покажем все, что ты умеешь и научим ее всему тому, что знаешь ты.
-Ариша,послушай меня, пожалуйста, и скажи, что общего в словах: собака, самолет, оса (ответребенка-звук с).
-Правильно,а теперь скажи предложением.
Дыхательная гимнастика.
Дляначала встанем прямо и подышим. Правой ладошкой два раза дотрагиваемся доноса, делаем 2 коротких вдоха, а затем 4 длинных выдоха на согнутых ногах,при этом руки опускаем вниз на каждый выдох. (Затем это упражнение повторяемлевой рукой, по 3 подхода с каждой рукой).
-Молодчина,понравилось? Клаве тоже понравилось, как ты это упражнение выполняла.
Артикуляционная гимнастика с элементамибиоэнергопластики.
-Клавамне говорит, что будем делать зарядку для язычка, но непростую, а с руками.
Смотри,Клава тебе улыбается, и ты ей улыбнись (упражнение «Улыбка»). Руки отводим встороны.
УКлавы нет зубов, покажи ей, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение «Заборчик»).Ладони сводим вместе перед собой.
Давайнаучим Клаву показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем по язычку(упражнение «Накажем непослушный язычок»). Делаем хлопки перед собой при выполненииданного упражнения.
Давайтеперь наш язычок пожалеем. Произносим слоги пя-пя-пя. Растираем ладони.
Почистимнижние зубки. Кисти обеих рук опущены вниз, водим кистями из стороны всторону.
Атеперь положи на нижнюю губку плоский язычок, вот и получилась лопатка! (упражнение«Лопатка»). Ладони вытягиваем перед собой.
УсталаКлава, решил она отдохнуть. И язык наш устал. Положи язык на нижнюю губу иподуй на него (упражнение «Ветерок»). Ладони сжаты в кулак, при выдохе мыразжимаем кулачки.
Язычкустало холодно от ветра, он спрятался за нижние зубы. Теперь прикрой ротик иподуй на язычок. Ребенок произносит звук С. Раскрытые ладони подносим к губам.
Давай поиграем в игру «Внимательные ушки».
Ябуду называть тебе звуки, как только ты услышишь звук С, то сразу же сжимаешь в ладошах Су-Джок шарики — А,О,Т.С,Ш,С,П,Ф, СА,ФА,ША,ТА,ДА,СА (использую посленекоторых попыток экран).
Характеристика звука. Работа по таблице.
РасскажиКлаве, что ты знаешь о звуке С. Ребенок дает ответ (Звук согласный, глухой, можетбыть твердым и мягким).
Работас мнемотаблицей.
-Атеперь давай вспомним, как правильно произносится звук С.
Смотримартикуляционный уклад звука С. Ответ ребенка: губы растянуты, между зубкамиесть щель, кончик языка упирается в нижние зубки, воздух проходит посередине языка.
-Ариша,а какой воздух выходит теплый или холодный? (ответ ребенка)
-Докажи, что он холодный? (включаем тактильные ощущения).
Произношение звука
Атеперь давай произнесем звук С долго. Работа с маленьким мячом: катим по столупроизносим долго звук С, отбиваем его по столу произносим звук С отрывисто.
Затемрисую пальцем букву С на щеке ребенка, на лбу, на ладони. Арина при этомпроизносит звук С.
Автоматизация звука вслогах. «Лесенка».
-Клава принесла с собой лесенку.Будем подниматься по ней?
-Клава тебе будет говорит слоги, а тыза ней повторяй и поднимайся по лесенке указательным и средним пальцем правойруки (затем левой руки).
(Двумя пальцами ребенок поднимаетсяпо лесенке, проговаривая слоги – са, спускается со слогом сы, поднимается затемс двумя слогами -са и -сы).Отрабатываем так все слоги-са,сы,со,су,сэ.
Автоматизация звука всловах. «Собери подарки».
Перед ребенком выкладываемпредметные картинки.
-Ариша, давай соберем подарки для Клавы.Я тебе буду называть слог, а ты постарайся найти слова с этим слогом средикартинок (СА- сани, самолет, оса; СЫ- сын, сыпь, бусы; СО- сок, Соня, колесо;СУ-суп, сумка.
Физкультминутка « Лягушка».
Ребенокстоит на коврике-травке. Каждое предложение обыгрывается движением.
Вот такие мы лягушки,
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Ну давай, давай, дружок.
Еще попрыгай 1,2,3!
На меня ты посмотри!
Руки вверх и тут же вниз
И опять давай садись!
Работа с настенным домиком. Параллельно игра «Один-много»
Предметные картинки достаем изконверта, который принесла Клава.
Сначала проговариваем картинки, затем закрываем окошки. Ребенок называет поочереднокартинки, спрятавшиеся в домике.
1.Назовикартинки слева направо в верхнем ряду (самолет –а когда много, как мы говорим?)
2.Назовикартинки справа налево в нижнем ряду ( коса- а когда много, косы)
3.Назовикартинки первого столбика (сын-сыны)
4.Назовикартинки второго столбика (суп-супы)
5.Назовикартинки третьего столбика (оса-осы)
6.Вспомни,где были спрятаны бусы.
7.Сейчася опишу тебе предмет, тебе надо узнать его и открыть нужное окно.
(Этовоздушный транспорт, он похож на большую птицу) — Самолет.
Игра «Измени слово».Работа с мнемотаблицей «Падежи».
К падежной схеме подбираем однукартинку и работаем с ней. Выбор делает сам ребенок. Меняем слово по падежам(именительный – винительный — дательный), подбираем к нему прилагательные иглаголы. (Это самолет. – Клава видит что? самолет – Клава радуется чему?-самолету).
Затем составляем предложение с даннымсловом по схеме.
Рефлексия.
Клава очень рада, что познакомилась с тобой. А ты ей хочешь что-нибудь сказать? Ты с ней так хорошо поиграла,познакомила со своим звуком. Что это за звук? (С). Какие слова ты запомнила?Что тебе понравилось сегодня, может было то, что не понравилась? Были для тебятяжелые задания? Клава с тобой прощается и надеется на скорую встречу.
