Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей»Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ«Лицей»)
Конспект урока по окружающему миру по теме «Где живут белыемедведи?»
«Школа России», 1 класс
Урок-путешествие по предмету
«Окружающий мир» в 1 классе.
Темаурока: «Где живут белые медведи».
Типурока: урок открытия нового знания
Цельурока:
Созданиеусловий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
развитиепознавательного интереса о животном мире этих районов;
контролированиеуровня усвоения программного материала.
Задачи:
Образовательные: формироватьу учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей схолодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природнымиусловиями и животным миром;
Воспитательные: воспитыватьлюбовь к природе, бережное отношение к ней;
Развивающие: формироватьспособность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствоватьисследовательские навыки.
Целевыеустановки урока (планируемые достижения учащихся)
Предметныерезультаты:
знать,что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан иАнтарктида;
находитьна глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их;
приводитьпримеры животных холодных районов.
Метапредметныерезультаты:
пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить;
осуществлятьсамоконтроль;
рассматриватьи сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мирехолодных районов;
устанавливатьсвязь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
отвечатьна итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностныерезультаты:
пониматьнеобходимость охраны животных холодных
районов.
Универсальныеучебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируютпознавательные цели; логические – осуществляют поискнеобходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, повоспроизведению в памяти).
РегулятивныеУУД:
Определятьи формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Учитьсяработать по предложенному учителем плану.
Учитьсяотличать верно выполненное задание от неверного.
Учитьсясовместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Учитьсятехнологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Коммуникативные: умеютобмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации иучителя; работать в парах.
Методыи формы обучения: частично-поисковый; фронтальная ииндивидуальная; парная.
Дидактический материал иоборудование:
· Картинки с изображением белого медведя и пингвина
· Глобус
· презентации;экран; глобус; рисунки с изображением животных Северного Ледовитого океана,Антарктиды записи песен «Колыбельная медведицы»(словаЮ.Яковлева, музыка Е. Крылатова), «Пингвины»(слова Н.Соловьёвой, музыкаМ.Протасова)
снежинки;карточки для самостоятельной работы; рисунки Муравей Вопросик и МудраяЧерепаха; слайды из презентации «Где живут белые медведи?»
ХОДУРОКА
1. Орг.момент
Послушайте,какая тишина!
Этов школе начались уроки.
Мыне будем тратить время зря
Иприступим все к работе!
2.Актуализация знаний.
-Ребята, улыбнитесь друг другу, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Тихосели.
-Пусть этот урок принесет вам новые знания, а нашим гостям хорошее настроение.
-Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок? (показывают зеленогоцвета карточки)
3.Самоопределение кдеятельности
-Сегодня мы совершим путешествие на родину двух вами любимых героев измультфильмов.
Нопрежде мы должны определить тему нашего урока, куда мы отправимся. А в это нампомогут загадки.
1. После осени пришла
Исугробы намела. (Зима)
2. Он всевремя занят делом
Он не можетзря идти
Он идет икрасит белым
Все, чтовидит на пути. (Снег)
3. В миреесть 4 брата: юг, восток, конечно запад.
Кто жчетвертый властелин
Царь снегов,морозов, льдин? (Север)
4. Можеткто-то не поверит,
5. Любятхолод эти звери
6. Шубокбелых не снимают,
7. В шубкахспят, едят, играют,
8. Даже вшубках рыбу ловят.
9. Где вывидели такое?
10. Если знаешь, тоответь:
11. Это северный….(Медведь)
-Итак, кто догадался, какая тема урока сегодня? (зима-снег- север-медведь)
ГДЕЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
-Перед нами и нашим путешествием поставлены учебные задачи:
1. Гденаходятся самые холодные районы Земли?
2. Кто живетв холодных районах Земли? (приводить примеры животных этих районов)
-Для дальнейшей работы нам с вами понадобится один предмет.
Наноге стоит одной
Крутит,вертит головой.
Нампоказывает страны
Реки,горы, океаны? (Глобус)
-Что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли)
-К нам пожаловали еще гости.
—Какзовут этого медвежонка? Пингвиненка? Это Умкаи Лоло. Они приглашают нас к себе в гости, на родину. Вы согласны?
— А где жеони живут? Чтобы знать, какие вещи взять с собой в дорогу, мы должны узнать:где живут белые медведи и пингвины?
4.Работа по темеурока
— На Земле есть очень холодный район — побережье СеверногоЛедовитого океана. Северный полюс. Большая часть его постоянно покрыта льдом иснегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными здесь островаминазывают Арктикой.
Найдём на глобусеи физической карте Арктику.
Учитель показывает на глобусе и карте расположение Арктики иприкрепляет на доску карточку с названием территории.
Ладошками на глобусе покажите север. Молодцы!
— Этатерритория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткоелето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почтикруглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярнаяночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до -60градусов.
Мы с вами побывалив северной части земного шара в гостях у Умки. А теперь отправимся в гости кптицам пингвинам, в гости к Лоло.
— А теперь наглобусе найдите противоположную сторону от севера.
— Это Южный полюс.
Как вы думаете,раз полюс южный, какая там температура? (очень холодно) Эква́тор (через нем. Äquator ← лат. aequator ← лат. aequo «выравнивать, уравнивать») — условная линиясечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси её вращения[ Экваторделит поверхность земного шара на Северное и Южное полушария.
Антарктида лежит накрайнем юге земного шара. Антарктида– наиболее суровая область земного шара, для которой характерны низкиетемпературы воздуха, сильные ветры, снежные бури и туманы. Весь год её земляпокрыта снегом.
Зимой температура опускается до – 80 градусов. ВАнтарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода.
Южный полюс холоднее из-за того,что расположен на возвышении (в среднем 2000 м над уровнем моря) — а чем выше,тем всегда холоднее — и удален от морского побережья, в то время как Северный полюс находитсяна уровне континента и со всех сторон окружен океаном, который выступает вкачестве теплового резервуара.
Учитель на карте и глобусе показывает расположение Антарктиды иприкрепляет карточку с названием территории на доску. Антарктида– наиболее суровая область земного шара, для которой характерны низкиетемпературы воздуха, сильные ветры, снежные бури и туманы.
Весь год её земля покрыта снегом.
Зимой температура опускается до – 80 градусов.
— Зимойтемпература опускается до -80 градусов. Самая низкая температура на Земле былазафиксирована 21 июля 1983г на станции «Восток» -89.2*С Лето здесь холоднеенашей зимы (-12 градусов).
— Можемсделать вывод: Арктика и Антарктида являются самыми холодными районами Земли.
-А теперь давайте подумаем, какие вещи нам необходимо взять с собой в дорогу?
СЛАЙД(Карточки)
Итак,мы утеплились, взяли необходимые вещи и отправляемся дальше.
— Несмотря на то,что в Арктике и Антарктиде очень холодно, там можно встретить некоторыхживотных, постоянных жителей.
— Давайтепосмотрим: кто живёт в Арктике, Северном Ледовитом океане и Антарктиде?(учебник, стр.10-11) 1,4 группа назовет, какие животные обитают в Антарктиде,2,3 группа – в Антарктиде.
— Пришло времяотдохнуть.
5. ФИЗМИНУТКА.
Жили-были тримедведя в северном краю
И ныряли тримедведя в ледяную полынью.
Снегом шкуркунатирали,
Дружно чистилибока.
Но носы неотстирали
До сих пор ещепока.
— А какие носы убелых медведей?
-Сейчас, вниманиена экран!
(СЛАЙД «Умка»)
Умка и Лолоприготовили для вас, ребята, задания, которые помогут вам узнать об их родине иживотных, которые там обитают.
6. Работа в группах (2 мин)
1 И 2 группы у васзадание – помочь малышам-детенышам найти свою маму. В папке листы, на которыевы прикрепите картинки с изображением детенышей.
3и 4 группыработают с научным текстом.
3-я– текст «Белый медведь» наклеивают на лист А4
4-я – текст«Пингвин»
— Давайте послушаем ребят из 1и 2 групп.
7. ФИЗМИНУТКА
(СЛАЙД «Песня о белых медведях»)
Продолжаем работать. Слушаем выступление3и 4 групп.
В группах работают корреспонденты.
1. Сообщениео белом медведе (Дрожжин М.)
2. Презентацияо пингвинах (Фирсова А.)
-Ребята, а хотите посмотреть, как в Антарктиде ходят в школу пингвинята?
(СЛАЙД«Лоло»)
-Кто может представлять опасность для пингвинов?
-Пингвины – очень забавные птицы. И мы хотим вам, дорогие гости, подарить песнюо пингвинах.
(СЛАЙД«Песня о пингвинах»)
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-Предлагаю закрепить те знания, которые вы получили сегодня на уроке. И еще разпоговорить о тех животных, которые обитают в холодных, суровых районах нашейпланеты.
Работаемпо группам:
1группа– отметить животных, которые живут в Арктике (пингвин, песец, овцебык, полярнаясова).
2группа-творческое задание: вспомните, какие мультфильмы, сказки изображены. Какие таместь животные и разделить их по полюсам, отправить их на родину.
3группа– отметить животных, которые живут в Антарктиде (морской леопард, альбатрос,пингвин, белый медведь).
4группа– подчеркните красной линией слова, относящиеся к Арктике, а зеленой линией- кАнтарктиде (Северный Ледовитый океан, пингвины, моржи, треска, ледяная рыба,альбатрос, белый медведь, южный морской слон).
9. ПРОВЕРКА.
(Называюти показывают на доске картинки).
(СЛАЙД-Карточка)
-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы хором будете отвечать «да» или «нет».Готовы?
-На Южном полюсе медведь любит громко песни петь? (нет)
-Медведь в воде не замерзает, ведь шкура у него не промокает? (да)
-Пингвин зимою не скучает, ведь отлично он летает? (нет)
-Пингвины плавают, ныряют,
Имлапы-ласты помогают? (да)
МОЛОДЦЫ!
10. РЕФЛЕКСИЯ
-Скажите, ребята, мы справились с задачами, которые ставили в начале урока:
1. Гденаходятся самые холодные районы Земли? (еще раз ладошками показали на глобусе)
2. Ктоживет в холодных районах Земли? (приводить примеры животных этих районов)
3. Что помогает животным выживать в суровыхрайонах?
а)наличие подкожного жира;
б) жироваясмазка шкуры и перьев;
в)питание за счет моря;
г)пища с большим содержанием белка.
4. Могут либелые медведи охотиться на пингвинов? (Белые медведи не могут охотиться на пингвинов, так какони живут в разных местах земного шара).
-А теперь поднимите правую руку те, кто считает, что на уроке получили нужныеполезные знания?
-Поднимите левую руку, кто считает, что хорошо работал на уроке?
-А поаплодируйте те, кому урок понравился?!
-За отличную работу и хорошую дисциплину Умка и Лоло угощают вас сладостями.
-Спасибо за урок!!! Молодцы!
