X-PDF

Налоговое бремя и несостоятельность госсектора

Поделиться статьей

Налоговое бремяэто меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств науплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремениопределяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупномунациональному продукту. Среднийуровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40—45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщикаотражает долю его совокупного дохода(выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую вбюджет

Данныйпоказатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства.Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортныхорганизациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии,и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяетувеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливатьмотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупностиприводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятияи росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговойбазы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально ростуставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы напоследующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступленийсначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого пороговогозначения налогового бремени — уменьшается

Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся уналогоплательщика после уплаты налогов вследствие чего неизбежно уменьшаютсяинвестиции в производство и снижается заработная плата производственногоперсонала.

Следуеттакже отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многихпредпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов)и переводить капиталы в теневую экономику.

Коэффициент эластичности налогов. Для характеристики уменьшения налоговых поступлений подвлиянием определяющих экономических факторов (валовой национальный продукт,доходы населения и др.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичностиналогов (Э):

гдех — начальный уровень анализируемого фактора; ∆х: — прирост значенияанализируемого фактора; у — начальный уровень налоговых поступлений (всехналогов, группы налогов или отдельного налога); ∆у — прирост налоговыхпоступлений.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколькопроцентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего факторана 1%.

Если ∆х = 0,01х, то Э = 100 • (∆у/у). При ∆у = 0,01 у будемиметь Э = 1,0. Единичнаяэластичность свидетельствует о том, что налоговые поступления в бюджет (вовнебюджетные фонды) изменяются пропорционально изменению анализируемогофактора.

При ∆у < 0,01 у имеем Э < 1,0 — налоги неэластичны,то есть налоговые поступления изменяются в меньшей степени, чем анализируемыйфактор.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

При ∆у > 0,01у Э > 1,0 — налоги эластичны, то естьналоговые поступления увеличиваются (изменяются) более быстрыми темпами, чемвеличина анализируемого фактора.

Исследование эластичности отдельных видов налогов при проектировании налоговойсистемы позволяет найти ее оптимальный вариант, обеспечивающий максимизациюпоступлений налогов при заданном налоговом бремени или минимизацию налоговогобремени при заданном уровне налоговых поступлений (например, в частности,выявление оптимального соотношения налога на прибыль и налога на пользованиенедрами). Такие исследования позволят также находить оптимальные с точки зренияроста налоговых поступлений направления экономического развития в сферахпроизводства и потребления (например, повышение конкурентоспособности товара наоснове улучшения его качества и расширения границ товарного рынка даетвозможность увеличить сбор налога с продаж).

Несостоятельность госсектора

Государство в современной рыночной экономике — это ипредприниматель, и крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Ононепосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблениитоваров и услуг.

Но практика показывает, государство не всегдасправляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество. Этинеудачи в экономической теории обозначаются словом “failures”, которое вконтексте рассуждений государстве обычно переводится как “провалы”, “фиаско”,“несостоятельность” или “дефекты”.

“Провалы” государства — это возможность принятиягосударственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны илинежелательны с точки зрения интересов общества. Необходимо подчеркнуть, чтоздесь речь идет не об ошибках или коррумпированности государственныхчиновников, а о проявлении самой природы государственных органов.

К “провалам” государства относятся следующие:

1. Недостаток объективной информации для принятияоптимальных или желательных для общества решении. Взаимоотношениягосударственных органов и негосударственных экономических организаций строятсятаким образом, что последние всегда стремятся манипулировать информацией,поступающей в государственные органы. Например, приступая к крупнымэкономическим проектам, например, к финансированию строительства большогопредприятия совместно с частным капиталом, государственные органы хуже знаютсостояние и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают наэтом рынке.

2. Бюрократизм в принятии экономических решений. Современноегосударство является очень сложным социальным организмом, и принятие решенийвсегда требует длительных и трудных согласований между различными ведомствами.Сложная процедура сбора информации и согласования зачастую оборачиваетсянеспособностью государства принять своевременное и желательное для обществарешение.

3. Недостаток контроля общества над бюрократией. Этосамый существенный “провал” государства. В силу профессионализацииуправленческих функций и многих других причин высшие государственные структуры,особенно не избираемые исполнительные органы, приобрели известную автономностьот общества даже в самых демократических странах. Это позволяет бюрократиив процессе экономического управления преследовать собственные цели, чащевсего—цели упрочения своего высокого положения в обществе, получениядополнительного государственного финансирования и расширения (увеличения)бюрократических структур. Государственные органы часто ведут своеобразный“торг” между собой в связи с принятием важных экономических решений. Например,какая-либо структура исполнительной власти добивается согласия других органовна поддержку ее экономических инициатив в парламенте в обмен на содействие врешении других вопросов. В современной теории это называется “бюрократическийрынок”. Поэтому решения, которые принимают государственные органы, часто служатинтересам огромного государственного аппарата или его частей, а не общества вцелом.

4. Несовершенство политического процесса. Всовременном демократическом обществе принятие экономических решений очень тесноувязано с политическими интересами властных структур и организаций. Примероммогут служить экономические последствия избирательного цикла: перед выборамигосударственные органы склонны смягчать экономическую политику, напримерувеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономическиерешения обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла. Ещеодним примером влияния политического процесса на экономику являетсялоббирование региональных интересов в ущерб интересам всего общества.

5. Недостаток мотивации к эффективному и рациональномуведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. Вотличие от частного предпринимателя, руководитель государственной структурыиспытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкиваетсяс угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобымаксимизировать разницу между затратами возглавляемой им структуры (оплатойработников и служащих, расходами на сырье, материалы и энергоносители и т. д.)и результатами ее деятельности, например рыночной стоимостью произведеннойпродукции. Напротив, предпосылкой “выживания” государственных структурчасто является именно наличие огромных штатов и большого бюджетногофинансирования: чем крупнее структура, тем труднее государству ее реорганизоватьили ликвидировать. Поэтому расширение, а не экономическая эффективность илиудовлетворение потребностей общества является главным мотивом деятельностигосударственных структур.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет