X-PDF

Конспект по физике на тему: Давление в жидкости и в газах. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Поделиться статьей

Урокфизики в 7-м классе по теме: Давление в жидкости и в газах. Расчетдавления жидкости на дно и стенки сосуда

Цели урока

Продолжить формирование:

обеспечить освоение учащимися знаний о давлении в жидкости и газах;

доказать, от чего зависит давление жидкости;

рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда;

развивать практические умения при работе с приборами, наблюдать и делать выводы в процессе проведения экспериментальной работы, практических заданий;

способствовать развитию познавательного интереса у учащихся;

воспитывать умение работать в коллективе;

способствовать научного мировоззрения учащихся.

МО (методы обучения)

ФОПД (формы организации познавательной деятельности)

Словесные, наглядные, практические

Фронтальная, групповая, индивидуальная..

оборудование

сосуды с водой и молоком, сосуд с легко деформируемым дном,  линейка

ОС(обратная связь)

Выполнение экспериментальных заданий (определение от чего зависит  и не зависит давление  жидкости)

Самостоятельная работа (решение задач по вариантам)

Решение кроссворда

ДЗ (домашнее задание)

Читать параграфы 37, 38, выучить определение

СУМ (содержание учебного материала)

Актуализация знаний

Мотивационный этап

Получение доказательств о существовании давления жидкости

Вывод формулы для вычисления давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Экспериментальная работа

Закрепление

Подведение итогов

 

 

 

 

 

Ход урока:

Здравствуйте,ребята! Сегодня урок физики проведу у вас я, зовут меня Зоя Павловна.

Название этапа

деятельность

учитель

учащихся

1. Этап актуализации знаний

1.Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем –выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)

2. Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущих уроках. Какой закон вы изучили на предыдущих уроках?

 

? Какова его формулировка?

 

? Где на практике применяют закон Паскаля?

? Зная о законе Паскаля, люди применяют его во вред окружающей среде. Приведите примеры.

3. А теперь ответьте,

о какой физической величине идёт речь в пословицах “Иголка маленькая, да больно колется. Ножик туп – хозяин глуп”?

? Какой буквой обозначается давление, в каких единицах измеряется?

? Какую физическую величину называют давлением?

 

Мы повторили формулу расчета давления. (р=F/ S)

 

? А сейчас мне ответ серьёзный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте от острых каблуков?

? Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

Учащиеся, стоя за партами, выполняют дыхательную гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Мы изучали на прошлом уроке закон Паскаля. Значит в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.

— Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.

— выполняют учащиеся в парах

— индивидуально у доски

— Надувание воздушных шаров, камер (мячей и колёс), водопровод и т.д.

— Взрывы атомных бомб.

— Речь идёт о физической величине – давление.

— Обозначается буквой р(пэ), измеряется в паскалях (Па)

— Величину, равную отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

 

— Силу, которую прикладывают перпендикулярно поверхности.

— Сила тяжести и вес.

— Площадь каблуков маленькая, давление оказываемое большое.

Сила давления – вес.

— Копыта лося раздвоены, при ходьбе площадь увеличивается, а следовательно давление уменьшается.

2. Мотивационный этап

4.Вы уже знаете: твёрдые тела оказывают давление.

? От чего зависит давление твёрдых тел?

5.Вы уже знаете газы оказывают давление. Как газы оказывают давление?

 

? От чего зависит давление газов?

А как вы думаете, жидкости оказывают давление?

6. И так тема нашего урока «Давление жидкости.  Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Запишите тему урока.

Цель нашего урока: Доказать, что жидкости оказывают давление.

Узнаем, от чего зависит давление жидкости;

Как можно рассчитать давление жидкости;

Где в природе мы встречаем давление жидкости.

  — Давление твёрдых тел зависит о т силы давления, площади опоры.

— Молекулы газа ударяются о стенку сосуда и в этот момент оказывают давление. Молекул много поэтому давление газов достаточно большое.

— От объёма сосуда, массы газа, температуры газа.

— Учащиеся высказывают свои мнения.

 

 

— Учащиеся записывают тему урока.

— Учащиеся дают ответы о том, что им интересно узнать.

3. Получение доказательств о существовании давления жидкости

7.Итак, мы выдвинули гипотезу:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

жидкости оказывают давление.

Как проверить эту гипотезу?

Посмотрите, у меня есть сосуд, вместо дна резиновая плёнка (легко делается из пластиковой бутылки и воздушного шарика) и стакан с водой. Может, у кого-то возникла идея доказательства выдвинутой гипотезы. (Если никто не догадался, сама провожу опыт и прошу прокомментировать то, что они видят).

Опыт: воду наливают в сосуд с легко деформированным дном.

Какие выводы вы можете сделать?

 

8.Давление, которое оказывает покоящаяся жидкость, называется гидростатическим.

Обозначается давление жидкости латинской буквой р-“пэ”.

Итак, мы ответили на вопрос, есть ли давление, и частично выяснили, от чего оно зависит.

9. Выведем формулу для расчета жидкости. Для этого используем заготовки, которые лежат у каждого на столе.

(используется структурно-логическая схема “лесенка”) (см. в приложении 1).

Вверх:

1-ступень. Общая формула расчёта давления.

2-я ст. Сила давления. Какая сила оказывает в данном случае давление?

Как её рассчитать?

3-я ст. g – величина постоянная, а как можно рассчитать массу?

4-я ст. (вершина) Как можно определить объём?

Жидкость принимает форму сосуда поэтому если знать, как рассчитать объём сосуда в который налита жидкость, можно так же найти объём жидкости. Формулы расчёта объёмов разных тел вы будете изучать в курсе геометрии, поэтому сегодня я вам запишу формулу расчёта объёма.

V = Sh, S – площадь основания сосуда, h – высота сосуда (высота налитой в сосуд жидкости).

Вниз :

3-я ст. Подставим в формулу расчёта массы значение для объёма.

2-я ст. Подставим в формулу расчёта силы тяжести только что полученное значение массы.

1-я ст. В формулу расчёта давления подставим полученное сейчас значение силы тяжести.

10.Мы получили формулу расчёта давления жидкости ..

      Из формулы расчета давления жидкости выразим плотность жидкости и высоту столба жидкости.

11. Выполним экспериментальную работу, которая покажет, от чего зависит давление жидкости. Для этого пододвиньте к себе сосуды с жидкостями. У вас на столах лежит алгоритм выполнения данной работы. Итак работаем по алгоритму

1 ряд. В одинаковых сосудах разное количество воды.

2 ряд. В разных сосудах одинаковое количество воды.

3 ряд. В одинаковых сосудах на одном уровне разные жидкости.

р = ρgh

 

В ходе экспериментальной работы выполним необходимые измерения. Рассчитаем давление жидкости в каждом сосуде, сравним результаты и сделаем выводы.

Итак, давление жидкости зависит от  высоты столба жидкости, от плотности жидкости, но не зависит от формы сосуда.

11. А сейчас мы с вами закрепим формулу для нахождения давления жидкости, для этого выполним самостоятельную работу по вариантам. Текст задач на экране, решение задачи вы оформите в технологических картах, которые лежат у вас на столе.

12. Проверка. Ребята называют ответы. После этого, на экране появляется ход решения.

13. Ребята, как вы думаете, где в природе мы встречаемся с давлением жидкости. (ответы детей)

Конечно, это дно морей и океанов. Чем глубже мы опускаемся на дно, тем давление жидкости становится больше. Человек без специальной подготовки может погружаться на дно до 80 метров. Все вы, наверное, знаете такую рыбу как камбала. Как вы думаете, почему камбала имеет такую форму? (ответы детей)

Действительно, камбала живет на дне морей и океанов. Из-за сильного давления жидкости камбала приобрела такую плоскую форму.

— Учащиеся высказывают предположения. (Если кто-то говорит правильно, ему предоставляется право подтвердить это экспериментально).

 

— Плёнка прогибается. Значит, жидкости оказывают давление.

Чем больше жидкости, тем сильнее прогибается плёнка, значит и давление больше.

 

— Сила тяжести жидкости.

Итог

Мы поработали с вами хорошо. Итогом нашего урока будет решение кроссворда.

Решив кроссворд, у нас на экране появилось слово «СПАСИБО».

Спасибо я хочу сказать вам за проведенный урок.

Дом. задание 37-38. Повторить

Оценки:

Дети решают кроссворд совместно с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/412667/img2.jpg

1.Единицаизмерения давления 2.Величина, характеристика вещества, от которой зависитдавление. 3. Физическая величина, о которой мы сегодня говорили. 4. Физическаявеличина, от которой зависит давление жидкости на определённом уровне. 5.Агрегатное состояние вещества, о давлении которого мы говорили. 6.Рыба, живущаяна дне, которая может переносить огромное давление воды. 7. Прибор, при помощикоторого измеряется давление.

 

 

 

 

 

 

Кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/412667/img2.jpg

1.Единица измерения давления2.Величина, характеристика вещества, от которой зависит давление. 3. Физическаявеличина, о которой мы сегодня говорили. 4. Физическая величина, от которойзависит давление жидкости на определённом уровне. 5. Агрегатное состояниевещества, о давлении которого мы говорили. 6.Рыба, живущая на дне, котораяможет переносить огромное давление воды. 7. Прибор, при помощи которогоизмеряется давление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дана формула для вычисления давления жидкости

1.     р= ρgh

2.     Сосудыразные, высота столба жидкости и жидкость одинаковы

3.     ρ=               (Найтив таблице, стр. 50 учебника

4.     g=10н/кг

5.     Измерьтевысоту столба жидкости в каждом сосуде и запишите

                            h1=                      h2=

6.    Подставьтеданные в формулу для вычисления давления и вычислите

                            р1=                      р2=

7.     Сравнитерезультат

 

                            р1=                      р2=

 

8.     Сделайтевывод:

Давлениежидкости зависит от……

 

 

 

Дана формула для вычисления давления жидкости

1.     р= ρgh

2.     Сосудыразные, высота столба жидкости и жидкость одинаковы

3.     ρ=               (Найтив таблице, стр. 50 учебника

4.     g=10н/кг

5.     Измерьтевысоту столба жидкости в каждом сосуде и запишите

                            h1=                      h2=

6.    Подставьтеданные в формулу для вычисления давления и вычислите

                            р1=                      р2=

7.     Сравнитерезультат

 

                            р1=                      р2=

 

8.     Сделайтевывод:

Давлениежидкости зависит от……

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет