Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение
«Средняя школа №36 имени Гавриила Романовича Державина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
для 8 классов
Количество часов:
8 класс — 34
Всего часов: 34 часа
Составитель: Иванова М.В.,
учитель немецкого языка
Великий Новгород
2022
Содержание
1. Пояснительная записка |
3 |
2. Цели и задачи обучения 3. Общая характеристика учебного предмета 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5. Планируемые результаты освоения программы |
4 6 7 10 |
6. Содержание учебного курса |
13 |
7. Тематическое планирование |
14 |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение |
16 |
|
|
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Немецкийязык» как второй иностранный для обучающихся с задержкой психического развитияопределяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся сзадержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом образовательныхпотребностей и запросов участников образовательных отношений.
Она содержит дифференцированные требования крезультатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворениеобразовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся сЗПР, уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющегополучить ООО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моментузавершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений повозможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий являетсяустойчивость форм адаптивного поведения.
Образовательная программа, адаптирована для обученияобучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития,индивидуальных возможностей, обеспечивает коррекцию нарушений развития исоциальную адаптацию.
Рабочая программа по предмету «Немецкий язык» каквторой иностранный для обучающихся 8 классов составлена с учетом следующих нормативныхдокументов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования» (в ред. ПриказовМинобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712
Федерального компонента государственного стандартаобщего образования (с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643,от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609, от 07.06.2017 N506)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарноэпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных организациях (с изменениями идополнениями);
Постановлением Главного государственного санитарноговрача РФ от 28.09.2020 № 28 Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха иоздоровления детей и молодежи».
Программа ориентирована на использование УМК М.М.Аверина, Ф.Джина, Л. Рормана «Немецкий язык. Второй иностранныйязык» серии «Горизонты», М.: «Просвещение».
Актуальность программы определяется прежде всего тем,что готовность к обучению иностранному языку у детей с ОВЗ несколько снижена,что обусловлено сниженной познавательной активностью, недостаточностьювнимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями,отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания, и учащиеся всилу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоитьпрограмму по немецкому языку в
соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемого кучащимся общеобразовательных школ.
Особенности речевой деятельности детей с ОВЗ 7 вида,изучающих немецкий язык:
затруднения при чтении;
неумение выделить главное в информации, затрудненияпри ее анализе, сравнении, обобщении, систематизации;
нарушения фонематического слуха и звуковой стороныречи;
недостаточная сформированность графоматорных играмматических навыков;
бедность и неточность словаря;
недостаточная дифференцированность слов по семантике,повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование;
сложности в овладении операцией речевогопрогнозирования (ребенок должен понять смысл предшествующей части слова,предложения, проанализировать грамматические требования к пропущенной части,извлечь из долговременной памяти речевые элементы;
выраженные трудности при работе с текстом,аудировании, говорении, составлении рассказа по сюжетной картинке, описаниипредметов;
просчеты в действиях, необходимых для правильноговыполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, большоеколичество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушениепоследовательности действий и опускания отдельных звеньев задания.
Исходя из данных особенностей, при планировании уроковкроме традиционных целей (образовательной, воспитательной и развивающей)возникает еще и коррекционная.
2. Цели и задачи обучения
В современной школе предмет «Иностранный язык» входитв область «Филология» и является средством познания языка и культуры другихнародов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка,предопределяет цель обучения немецкому языку как одному из языковмеждународного общения.
В соответствии с государственным стандартом основногообщего образования изучение немецкого языка в основной школе направлено наформирование и развитие коммуникативных умений, понимаемых как способностьличности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых исоциокультурных знаний, речевых навыков в совокупности составляющих – речевых,языковых, социокультурных и учебно-познавательных умений и навыков.
Речевые умения и навыки – готовность и способностьосуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности(говорении, аудировании, чтении и письменной речи).
Языковые умения и навыки – готовность и способностьприменять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические)и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения всоответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными дляобщеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способомформирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурные умения и навыки – готовность испособность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаниякультуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев врамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам ипсихологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлятьродную культуру и культуру страны/стран
изучаемого языка, выделять общее и различное вкультурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т.е.стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторыкоммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Универсальные учебные умения – готовность испособность осуществлять автономное изучение иностранных языков, специальныеучебные навыки и умения, способы и приемы самостоятельного овладения языком икультурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная целиобучения немецкому языку в учебном заведении реализуются в процессеформирования, совершенствования и развития коммуникативных умений всовокупности составляющих.
Развитие и воспитание у школьников понимания важностиизучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться имкак средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальнойадаптации дает возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны,развивать национальное самосознание, а также способствует взаимопониманию междупредставителями различных сообществ.
Достижение школьниками основной цели обучениянемецкому языку способствует их развитию как личностей. Участвуя в диалогекультур, учащиеся развивают свою способность к общению. Они вырабатываюттолерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся болеетерпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу,пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции нато, что не согласуется с их убеждениями. Овладение немецким языком, и этодолжно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокоговзаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе—к болееглубокому осмыслению культурных ценностей и специфики своей культуры и
народа, ее носителя, его самобытности и местасобственной личности в жизни социума.
Таким образом, главные цели курса соответствуют тому,что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования по иностранному языку, а сам курс полностьюсоответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примернымпрограммам по немецкому языку для основного общего образования.
Основными задачами реализации содержания обученияявляются:
формирование и развитие коммуникативных умений в основныхвидах речевой деятельности;
формирование и развитие языковых навыков;
формирование и развитие социокультурных умений инавыков.
Все вышесказанное свидетельствует о полномсоответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиямосновных федеральных документов.
Основными задачами коррекционно-развивающего обученияявляются:
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Повышение уровня их умственного развития;
Нормализация учебной деятельности;
Коррекция недостатков эмоционально-личностногоразвития;
Социально-трудовая адаптация.
Особенности коррекционно-развивающего обучения попрограмме 7 вида
Поскольку допустимо составление общего плана длякласса с включением в него блоков-заданий для ребенка с ОВЗ, нуждающегося в индивидуальномподходе и дополнительном внимании, то главное — отразить в ходе урокатраекторию деятельности отдельного ребенка, находящегося в классе детейнормы.
Адаптация программы происходит за счет сокращениясложных понятий и терминов; основные сведения в программе даютсядифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученикимогли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросамучащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьникамив результате практической деятельности. Так как новые элементарные навыкивырабатываются у таких детей крайне медленно, то для их закрепления требуютсямногократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовыеумения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основунакладывается необходимая теория, которая нередко осваивается в практическойдеятельности.
Коррекционно-развивающее обучение предполагаетразвитие способностей и возможностей ребенка и исправление имеющихсянедостатков специальными педагогическими и психологическими приемами:
В начале года предполагается анкетирование навыявление личностных качеств (мотивация, заинтересованность, проблемы, личныепредпочтения).
В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежитобучение чтению. Письмо же на всех этапах обучения используется только каксредство обучения, способствующее более прочному усвоениюлексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении иустной речи.
В лексический минимум не включаютсямалоупотребительные слова, а лучше расширить интернациональную лексику, которуюлегко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки,кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.
Переводить при чтении, поскольку при переводеосознается смысл прочитанного, и исчезает боязнь пред незнакомым текстом.
На любом типе урока разрешается пользоватьсятетрадями, учебниками, словарями (при необходимости увеличивается время навыполнение учебной задачи).
При необходимости видоизменяется домашняя работа(сокращается текст для чтения, изменяются задания к упражнениям и т.д.) илидается индивидуальное задание.
При устном опросе ребенку с ОВЗ задается более легкийвопрос.
Особые критерии в оценивании.
Используется игровая деятельность, которой будут радывсе обучающиеся.
Учитывается стиль общения:
соотношение побуждения воспитанников к деятельности(комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующейинтерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.) и принуждения (напоминание оботметке, резкие замечания и т.д.);
такт педагога;
психологический климат в группе (умение поддержатьатмосферу радостного, делового общения);
самоорганизация педагога (собранность, настрой, педагогическая гибкость инаходчивость, оптимистический подход и т.д.).
Большую роль в создании ситуации уверенности являютсяразного рода поощрения.
3. Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык (в том числе немецкий) входит вобщеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средствомобщения, без которого невозможно существование и развитие человеческогообщества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствахкоммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышениякоммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологическойподготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» какобщеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формированиикоммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлятьиноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
межпредметностью (содержанием речи на иностранномязыке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы,искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимоовладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка:лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой
умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цельобучения и как средство приобретения сведений в самых различных областяхзнания).
Являясь существенным элементом культуры народа –носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный языкспособствует формированию у школьников целостной картины мира. Владениеиностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников,способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиямпостоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозоручащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общемуречевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковыхучебных предметов, способствующих формированию основ филологическогообразования школьников.
МАОУ «Школа №36» отводит 1 учебный час в неделю дляизучения немецкого языка как второго иностранного языка в 8 классах,т. е. на этапе основного (общего) образования.
Таким образом, на изучение немецкого языка выделяется34 часа в учебном году в 8 классах. Адаптированная программа для детей 7 видане предлагает сокращение тематических разделов основного курса немецкого языка.
Рабочая программа нацелена на реализациюличностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурногодеятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе немецкому).
В качестве интегративной цели обучения рассматриваетсяформирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности иреальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиватьсявзаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитаниешкольников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центручебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей,возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурнойсоставляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечитькультуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культурестраны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственнойстраны, умение ее представить средствами иностранного языка, включениешкольников в диалог культур.
Первой содержательной линией учебного предмета«Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевойдеятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей — социокультурныезнания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в теснойвзаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенциикак цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.
Основной линией следует считать коммуникативныеумения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком наданном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагаетовладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессеговорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания инавыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений.Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурнымизнаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечиваютвзаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанныеосновные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушаетединство учебного предмета «Иностранный язык».
4. Описание ценностных ориентиров содержанияучебного предмета
Задачи воспитания и социализации учащихся |
Ценности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность; любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; осознание своей культуры через контекст культуры немецко- язычных стран; стремление достойно представлять родную культуру; первоначальные представления о правах человека; знание правил поведения в классе, школе, дома; отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убеждённость в приоритете общечеловеческих ценностей; знание правил вежливого поведения, культуры речи; уважительное отношение к собеседнику, к его взглядам; адекватные способы выражения эмоций и чувств; различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений; стремление избегать совершения плохих поступков; почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, к семейным ценностям и традициям; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим; этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, готовность прийти на помощь; представление о дружбе и друзьях; внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; стремление иметь собственное мнение, принимать свои собственные решения |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей уважение к труду и творчеству старших и сверстников; навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; взаимопомощь при работе в паре и группе; осознание знаний и способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества; положительное отношение к учебному процессу; умение вести себя на уроках; познавательные потребности; потребность расширять кругозор; проявлять любознательность; умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; способность оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление рационально использовать время; умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания (совместную работу); стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. |
Формирование ценностно го отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности; потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
жизнь; родная земля; окружающий мир, экология; развитие интереса и ценностного отношения к природе. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представле- ний об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество; умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности; стремление к опрятному внешнему виду |
Воспитание уважения к культуре народов немецкоязычных стран |
культура и язык народов немецкоязычных стран; толерантность; интернационализм, интерес и уважительное отношение к НЯ и культуре народов немецкоязычных стран; потребность в приобщении к мировой культуре (через чтение); элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры; стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников; умения вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками; уважительное отношение к чужому мнению; потребность и способность представлять культуру родной страны; стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки; уважительно относиться к собеседнику, его мнению |
5. Планируемые результатыобучения немецкому языку
В соответствии с Примерной программой поиностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения,предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной,познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
Планируемые результаты соотносятся с четырьмяведущими содержательными линиями и разделами предмета «Немецкий язык как второйиностранный»:
1) коммуникативные умения в основных видахречевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомленность;
4) общеучебные и специальные учебные умения.
Коммуникативные умения по видам речевойдеятельности
В русле говорения
Диалогическая форма речи
Выпускник научится:
• вести диалог (диалог этикетного характера,диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) встандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики,соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести диалог-обмен мнениями;
• брать и давать интервью;
• вести диалог-расспрос на основе нелинейноготекста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Монологическая форма речи.
Выпускник научится:
• строить связное монологическое высказываниес опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова,план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
• описывать события с опорой на зрительнуюнаглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальныхлюдей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанноготекста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основепрочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться с опорой на нелинейныйтекст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
• описывать картинку/ фото с опорой или безопоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
• кратко излагать результаты выполненнойпроектной работы.
В русле аудирования
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основноесодержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученныхязыковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную тему в воспринимаемом наслух тексте;
• использовать контекстуальную или языковуюдогадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
В русле чтения
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержаниенесложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковыеявления (ознакомительное чтение);
• читать и находить в несложных аутентичныхтекстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления,нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и внеявном виде (поисковое чтение);
• читать с полным и точным пониманиемсодержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров(изучающее чтение).
Выпускник получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственнуювзаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
• восстанавливать текст из разрозненныхабзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
В русле письма
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры, сообщая осебе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство,национальность, адрес и т. д.);
• писать короткие поздравления с днемрождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета,принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов,включая адрес);
• писать небольшие письменные высказывания сопорой на образец/ план.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью ихиспользования в собственных устных высказываниях;
• писать электронное письмо (e-mail)зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
• писать личное письмо вответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в странеизучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичнуюинформацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;давать совет и т. д. (объемом 50–100 слов, включая адрес)
• составлять план/ тезисы устного илиписьменного сообщения;
• кратко излагать в письменном видерезультаты проектной деятельности;
• писать небольшое письменное высказывание сопорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• правильно писать изученные слова;
• правильно ставить знаки препинания в концепредложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знакв конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательногопредложения;
• расставлять в личном письме знакипрепинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми встране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетаниянемецкого языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно, безфонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить словаизучаемого иностранного языка;
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложенийпо их интонации;
• читать вслух небольшие аутентичные тексты,построенные на изученном языковом материале, демонстрируя понимание текста, ссоблюдением правил чтения и соответствующей интонации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства иэмоции с помощью интонации;
• адекватно, без ошибок,ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения ихритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий,специальный, альтернативный и разделительный вопросы).
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем текстеизученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета);
• употреблять в устной и письменной речи в ихосновном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания,реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные;
• распознавать и образовывать родственныеслова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы всоответствии с решаемой коммуникативной задачей:
• читать про себя тексты, включающие какизученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать ихосновное содержание, находить в тексте нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать и образовывать родственныеслова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основнойшколы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• распознавать и употреблять в речи внескольких значениях многозначные слова;
• знать различия между явлениями синонимии иантонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуацииобщения;
• распознавать и употреблять в речи наиболеераспространенные фразовые глаголы;
• распознавать и употреблять в речи различныесредства связи в тексте для обеспечения его целостности;
• использовать языковую догадку в процессечтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, посходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам.
Социокультурная осведомлённость
Выпускник научится:
• употреблять в устной и письменной речи вситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета,принятые в странах изучаемого языка;
• понимать социокультурные реалии при чтениии аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать социокультурные реалии присоздании устных и письменных высказываний;
• находить сходство и различие в традицияхродной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
• выходить из положения при дефиците языковыхсредств: использовать переспрос при говорении.
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, прогнозироватьсодержание при чтении и аудировании.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать перифраз, синонимические иантонимические средства при говорении;
Общеучебные и специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
• работать с информацией: поиск и выделениенужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменнойинформации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать с разными источниками наиностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами,литературой;
• самостоятельно работать в классе и дома.
• находить ключевые слова и социокультурныереалии в работе над текстом;
• семантизировать слова на основе языковойдогадки;
• осуществлять словообразовательный анализ;
• пользоваться справочным материалом(грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковымсловарями, мультимедийными средствами);
• участвовать в проектной деятельности меж- иметапредметного характера.
6. Содержание учебного курса
8 класс
Название раздела |
Кол-во часов для освоения |
Содержание раздела, основные изучаемые вопросы |
Знакомство |
5 |
Достопримечательности и формулы приветствия немецкоязычных стран. |
Мой класс |
5 |
Школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов, числа и номера телефонов. |
Животные |
4 |
Множественное число существительных; названия животных, цветов, континентов и частей света; словарное ударение, краткие и долгие гласные. |
Маленькая перемена (повторение) |
1 |
Делают учебные плакаты. Составляют диалоги, оперируют активной лексикой в процессе общения. Читают и воспроизводят стихотворение. Играют в грамматические игры. |
Мой день в школе |
5 |
Указание времени. Порядок слов в предложениях с указанием времени. Названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов. Краткая и долгая гласная. |
Хобби |
5 |
Рассказ о своих увлечениях. Модальные глаголы. Глаголы с приставками. |
Моя семья |
4 |
Рассказ о семье, профессиях. Страноведческая информация о семьях в Германии. Притяжательные местоимения sein, ihr, unser. Профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство. Работа со статистической информацией. |
Сколько это стоит? |
4 |
Знакомство с немецкой традицией составления списка подарков ко дню рождения; подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей. Спряжение глаголов essen, treffen, möchten, порядок слов в предложении: рамочная конструкция. |
Большая перемена (Повторение) |
1 |
Читают, понимают комикс и разыгрывают похожие ситуации. Учатся говорить на немецком языке в быстром темпе. Повторяют грамматические правила в игре. Читают и пишут открытку с места отдыха, знакомятся с немецкой традицией писать подобные открытки. |
7. Тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в разделе |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид контроля |
Знакомство (5 часов) |
||||
1 |
1 |
Знакомство. Приветствие. Города немецкоязычных стран |
1 |
|
2 |
2 |
Основные правила чтения. Алфавит |
1 |
|
3 |
3 |
Личные местоимения. Спряжение глаголов |
1 |
|
4 |
4 |
Вопросы с вопросительным словом. Порядок слов. Интонация простого предложения. |
1 |
|
5 |
5 |
Контрольный тест по теме: «Знакомство». |
1 |
Тест |
Мой класс (5 часов) |
||||
6 |
1 |
Введение новой лексики по теме «Мой класс». |
1 |
|
7 |
2 |
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе. |
1 |
|
8 |
3 |
Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе в диалогической речи. |
1 |
|
9 |
4 |
Знакомство с числительными от1- 1000. Беседа по телефону. Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности». |
1 |
|
10 |
5 |
Контроль речевых и лексико-грамматических навыков по темам: «Мой класс». |
1 |
Тест |
Животные (4 часа) |
||||
11 |
1 |
Знакомство с лексикой по теме «Животные». Животные России и Германии |
1 |
|
12 |
2 |
Беседа о домашних животных. Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. Цвета. |
1 |
|
13 |
3 |
Множественное число имен существительных. Интервью. |
1 |
|
14 |
4 |
Контрольная работа по теме: «Животные». |
1 |
Контрольная работа |
Маленькая перемена (1 час) |
||||
15 |
1 |
Аудирование, чтение, построение диалогов на тему «Перемена в школе». |
1 |
|
Мой день в школе (5 часов) |
||||
16 |
1 |
Введение лексики по теме «Мой день в школе». Обучение трём видам чтения. |
1 |
|
17 |
2 |
Рассказ о своём распорядке дня. |
1 |
|
18 |
3 |
Чтение с полным пониманием прочитанного. Текст Единая Школа в Хайдельберге. Беседа по прочитанному. |
1 |
Монолог |
19 |
4 |
Беседа о расписании уроков на неделю. Рассказ о любимых учебных предметах. |
1 |
|
20 |
5 |
Контрольная работа по теме: «Мой день в школе». |
1 |
Контрольная работа |
Хобби (5 часов) |
||||
21 |
1 |
Введение лексики по теме: «Мое свободное время. Мои увлечения». Глаголы с изменяемой корневой гласной |
1 |
|
22 |
2 |
Модальный глагол können. Глаголы с отделяемой приставкой |
1 |
|
23 |
3 |
Порядок слов: рамочная конструкция Занятия в свободное время |
1 |
|
24 |
4 |
Чтение текстов. Развитие навыков диалогической речи |
1 |
|
25 |
5 |
Контрольная работа по теме: «Хобби». |
1 |
Контрольная работа |
Моя семья (4 часа) |
||||
26 |
1 |
Введение лексики по теме: «»Моя семья». |
1 |
|
27 |
2 |
Профессии. Притяжательные местоимения sein, ihr, unser |
1 |
|
28 |
3 |
Словообразование. Профессии мужского и женского рода. Семьи в Германии и России. |
1 |
|
29 |
4 |
Контрольная работа по теме: «Моя семья». |
1 |
Контрольная работа |
Сколько это стоит? (4 часа) |
||||
30 |
1 |
Введение лексики по теме «Сколько это стоит?». |
1 |
|
31 |
2 |
Мои желания. Покупки. Аудирование. Чтение диалога «Покупки в Киоске». Диалогическая речь |
1 |
|
32 |
3 |
Чтение с извлечением информации. Карманные деньги. |
1 |
|
33 |
4 |
Контрольная работа по теме: «Сколько это стоит?» |
1 |
Контрольная работа |
Большая перемена (1 час) |
||||
34 |
1 |
Урок повторения и обобщения ранее изученного материала за год. |
1 |
|
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Линия УМК дляучащихся:
1.1 Примерныепрограммы по иностранным языкам
1.2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт общего образования по иностраннымязыкам (в ред. Приказа Минобрнауки России № 39 от 24.01.2012)
Методическая литература для учителя:
2.1. Немецкий язык. Времяграмматики. Артемова Н.А.,2013
2.2. Контрольные задания. Немецкийязык. 5-6 классы, М., Просвещение, 2013
2.3. Немецкий язык. Сборникупражнений по грамматике для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. -Просвещение, 2009
2.4. Краткий грамматическийсправочник немецкого языка. М.М.Васильева, М.,Просвещение, 2010.
3.Контрольно-измерительные материалы:
3.1 М.М. Аверин ,Ф Джин Рабочая тетрадь « Горизонты» 9класс.М.: Просвещение,
2012
3.2 М.М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк Е. Р. Харченко Немецкийязык. Аудиодиск. М.:
Просвещение, 2012.
3.3 Н.А.Артёмова Т.А.Гаврилова Немецкий язык:времяграмматики.Пособие для
эффективного изучения и тренировки грамматики для младших школьников.
М.:Эксмо, 2011.
3.4 И.Л.Бим Сборник упражнений по грамматике 5-9класс.М.:Просвещение, 2007.
3.5 А.В.Овчинникова 500 упражнений по грамматикенемецкого языка.
М.:Просвещение, 1999.
3.6 Н.А. Коляда Немецкий язык: упражнения, правила,тексты для начальных классов. Ростов н/Д:Феникс, 2009.
3.7 Э.Н. Большакова Немецкие праздники и обычаи:Учебное пособие для изучающих
немецкий язык.СПб.:Антология, 2003.
4. Материально-техническое оснащение:
0.1 Ноутбуки учебные Acer TravelMate
0.2 Ноутбук учителя Acer
0.3 МФУ лазерное Lexmark mx410
0.4 Интерактивная доска Interwrite/Smartboard вкомплекте с проектором
0.5 Классная доска
0.6 Столы учительские
0.7 Кресло учителя
0.8 Столы ученические одноместные в комплекте со стульями.
5.Интернет-ресурсы:
5.1 http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;
5.2 http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
5.3 http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
5.4 http://www.1september.ru – газета «Немецкий язык», издательство «Первое сентября»;
5.5 http://www.openclass.ru – методические рекомендации по использованию ЦОР;
5.6 http://www.goethe.de – сайт Гёте-института;
5.7 http://www.vitaminde.de/ – журнал для изучающих немецкий язык;
5.8 http://www.kaleidos.de – страноведческие материалы.
