Подготовкак уроку
Опытысделать утром до начала уроков
1. Температураиспарения.
Одинаковое количество воды налить в двастакана. Один поставить на батарею, один около окна.
2. Поверхностьиспарения:
Одинаковое количество воды налить в стакани в тарелку, поставить на батарею.
I. Организационный момент.
Слайд 1
II. Актуализация знаний.
Разгадайте загадки.У всех этих загадок ответ «лёд».
Ваша задача: «разгадать»,о каких свойствах льда в них говорится.
1. На дворе горой, а в избе – водой.
Лёдтвёрдое тело, имеет и сохраняет свою форму.
2. Валяется камень на мёрзлой земле, егоподберёшь – исчезает в тепле.
Свойствольда превращаться в воду при температуре выше нуля градусов.
3. Без досок, без топоров, через речку мостготов. Мост – прозрачное стекло: скользко, весело, светло.
Ледтвёрдое и прозрачное тело; лед скользкий.
4. Вода, да и по воде же и плавает.
Лёдлегче воды, поэтому плавает на её поверхности.
— Какиеещё свойства льда мы не назвали?
Лёдхолодный, хрупкий, бесцветный, плохо проводит тепло.
— Каклюди используют свои знания о свойствах льда?
III. Целеполагание.
— Какойстала доска. Влажной
— Какойона станет через пару минут? Сухой
Детинаблюдают, как высыхает классная доска.
Намне раз приходилось наблюдать, как высыхает мокрое бельё, как исчезают лужипосле дождя.
— Кудадевается вода с классной доски, из белья и луж?
Цель: изучитьсвойства воды в газообразном состоянии.
IV. Работа по теме урока.
Учебник, стр. 72,чтение с комментированием.
Вода,испаряясь, перемешивается с частицами воздуха.
Частицывоздуха так малы, что мы их не видим невооружённым глазом. Не можем мыразглядеть среди них и частицы водяного пара. Следовательно, водяной пар –прозрачный бесцветный газ без запаха. Он, как и воздух, невидим. Переход водыиз жидкого состояния в водяной пар называют испарением. Испаряется не только вода,но и лёд. Испарение льда идёт медленнее, чем испарение воды в жидком состоянии.В природе вода и в жидком, и в твердом состоянии постоянно испаряется споверхности земли.
Хрестоматия «Почему высыхают лужи?»
Выводы:
1) испарение воды связано с движением её молекул;
2) чем выше температура, тем быстрее идётиспарение (результаты опыта № 1);
Слайд 2
3) испарение идёт там, где вода соприкасаетсяс воздухом, поэтому, чем больше поверхность соприкосновения, тем быстрее идётиспарение (результаты опыта № 2);
Слайд 3
4) в ветреную погоду испарение идёт быстрее,так как молекулы воды удаляются от поверхности, освобождая место другим.
— Вкакое время года – весной или летом – лужи высыхают быстрее и почему?
— Гдечеловек использует знания об испарении воды?
Водаиспаряется, когда сохнет бельё. Сохнут вымытые полы, посуда. Люди просушиваютоштукатуренные сырые стены строящего дома. Заготавливая дрова на зиму, ихсначала просушивают. На полях сушат зерно. Электрический фен применяют длябыстрой сушки волос.
Знанияо том, что температура влияет на испарение воды, люди используют и тогда, когдаслучится беда – и намокает редкая, старинная книга. Сушат её в специальномморозильнике. Вода в морозильнике испаряется очень медленно, поэтому книга, нетеряет своей формы в процессе такого испарения. То есть не коробится.
Вприроде вода постоянно переходит из жидкого состояния в газообразное.
Ноособенно быстро этот процесс идёт при кипячении, когда вода нагревается до 100градусов выше нуля.
Водянойпар, который образуется при кипячении воды, – настоящий силач. Когда вода вчайнике кипит, водяному пару становится тесно, он начинает подбрасывать крышкувверх-вниз, чтобы через щёлку вырваться на свободу. Люди давно проведали промогучую силу пара и даже сделали паровые машины, в которых заставляли пар работать.
Слайд 4
Рабочий процесс паровой машины обусловленпериодическими изменениями упругости пара в полостях её цилиндра,объём которых изменяется в процессе возвратно-поступательного движенияпоршня. Пар, поступающий в цилиндр паровой машины расширяетсяи перемещает поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется спомощью кривошипно-шатунного механизма во вращательное движение вала.
Парова́я маши́на – тепловой двигатель внешнего сгорания,преобразующий энергию водяного пара в механическую работу возвратно-поступательногодвижения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широкомсмысле паровая машина – любой двигатель внешнего сгорания,который преобразует энергию пара в механическую работу. Паровая машина вместес рядом подсобных машин и устройств называется паросиловой станцией.
Слайд 5
Парохо́д – судно, оснащённое поршневой паровой машиной илипаровой турбиной в качестве тягового двигателя. Пароход, движимый паровойтурбиной, называют турбоходом, или, точнее, паротурбоходом – в отличие отгазотурбохода – судна, оснащённого газовой турбиной и являющегосяразновидностью теплохода. Слово «пароход» ввёл в употребление русский морскойофицер П. И. Рикорд, участник первого официального рейса первого русского парохода,построенного на базе баржи «Елизавета» в 1815 году.
Слайд 6
Парово́з – автономный локомотив с паросиловой установкой,использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы былипервыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятиелокомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз являетсяодним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза вистории трудно переоценить.
— Есливодяной пар – прозрачный, бесцветный газ, что же мы тогда видим, когда вчайнике закипает вода?
Учебник, стр. 73 – 74
Водянойпар – бесцветный прозрачный невидимый газ. Как и все газы, он не имеетпостоянной формы и стремится занять всё доступное пространство.
V. Домашнее задание.
1. Учебник,стр. 72 – 74.
2. ТПО,№ 38, 39.
3. ВРТ ответить на вопросы на стр. 75
VI. Подведение итогов.
Тест «Вода и ей свойства»(Распечатать из файла)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Изучить свойства воды в газообразном состоянии
-
2 слайд
-
3 слайд
Скорость испарения
-
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
