Творческоеобъединение «Юный краевед»
Пояснительнаязаписка
Внеурочная (внеурочная) деятельность – понятие, объединяющее все видыдеятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразнорешение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательногопроцесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочнаядеятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемаяво внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательномдосуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой тусферу, в условиях которой можно максимально развить или сформироватьпознавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечитвоспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент ихдеятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять всвободное от обучения время.
Неоценимымисточником развития и воспитания личности являются инновационные формывнеурочной деятельности, среди которых особо следует выделить краеведение.
Впоследнее время мы все чаще начинаем обращаться к духовным ценностям прошлого,пытаемся восстановить прерванную связь времен, видим острую необходимостьизучения своих национальных корней, как непрестанного источника нашегонравственного здоровья. Любовь к родине это и есть то самое, что во многомопределяет жизненную позицию человека и гражданина.
Краеведение – это самое важное средство связи обучения ивоспитания с жизнью, оно содействует не только развитию детей в областикраеведения, но и, нравственному, эстетическому и физическому воспитаниюучащихся.
Программатворческого объединения – «Юный краевед»направлена на более глубокое и подробное изучение истории родного края.Учащиеся откроют для себя новые до настоящего времени не изведанные страницыистории Рязани и Рязанской области, сформируют целостное представление овзаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны, воспитываяв себе интерес к историческому поиску.
Настоящая программа составлена наоснове следующих нормативных документов:
1) Закон Российской Федерации от29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный компонентгосударственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 №1089);
4) Федеральный перечень учебников,рекомендованных к использованию в школе;
5)Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы
6) Письмо МинобрнаукиРоссийской Федерации от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организациивнеурочной деятельности при введении федерального государственногообразовательного стандарта».
Цель программы:
Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим икультурным ценностям Рязанского края.
Задачи:
Обучающие:
· Формировать уобучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; оличностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внеслисоотечественники в историческое и культурное наследие города, края;
· Прививатьмладшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать иописывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
· Формированиегражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
·
Развивающие:
· Развиватькоммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
· Способствоватьразвитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
· Расширятьисторический и экологический кругозор учащихся;
· Развиватьинтерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению еготрадиций;
·
Воспитательные:
· Способствоватьпробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным иприродным ценностям города;
· Содействоватьформированию социально активной, нравственной личности с гражданскимсамосознанием.
· Воспитатьбережное отношение к природному, историческому и культурному наследию,сохранению исторической памяти.
Принципы реализации программы:
— признание приоритета воспитательныхзадач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов края, города;
— выделение этапов краеведческойподготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретныхобразовательных и воспитательных задач;
— понимание краеведения каккурса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный,противоречивый, но целостный единый мир;
— обращение к реалиям повседневной жизнижителей Рязанского края, решение воспитательных и образовательных задачкурса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированногоподхода при определении сущности изучаемого предмета;
Методы обучения:
1. Словесный — передача необходимойдля дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный — просмотр презентаций,фильмов, посещение экспозиций и выставок музея.
3. Игровой — создание специальныхситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагаетсянайти выход.
4. Поисковый — сбор информации поинтересующей теме.
5. Исследовательский — изучениевещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развитиямыслительной, интеллектуально — познавательной деятельности.
6. Проектный – работа учащихся надиндивидуальным краеведческим проектом.
7. Демонстрационный – устноеизложение темы музейного занятия сочетается с показом экспонатов,мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем …).
8. Вопросно – ответный(эвристический).
9. Ролевой метод.
10. Метод погружения в прошлое.
11. Метод театрализации.
12. Проблемный метод.
13. Практический метод.
Направлениепрограммы: туристско-краеведческое.Краеведческая работа по данномунаправлению направлена на расширение кругозора учащихся. Происходит знакомствос жизнью родного Рязанского края. Происходит воспитание любви к малой родине,истории ее истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людейпрошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, справедливость.
Новизна и оригинальность программы состоит в том, что при организации работыиспользуются разнообразные формы ее проведения. Учащиеся участвуют в проектнойдеятельности, составляя свои собственные проекты по различным краеведческимтемам. Так же совместно с учителем совершают виртуальные экскурсии поРязанскому краю, посещают музеи, встречаются с героями Рязани военных лет.
Актуальностьпрограммы состоит в том, что впоследнее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащенияучащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формированиегражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль внравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, являетсяинтегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы иобеспечивает межпредметные связи.
Отличительной особенностью программы является то, чтоона носит интегрированный характер и включает в себя: этнографию; историческое,географическое и литературное краеведение. От других подобных программ ееотличает адаптация к конкретному Рязанскому краю, городу Рязань.
Формы занятий: ведущей формой организации занятийявляется индивидуально-групповая.
Форма обучения: очная.
1. Викторины на знание понятий икраеведческих терминов.
2. Экскурсии в музеи Рязани.
3. Виртуальные экскурсии по Рязанскимдостопримечательностям и природным заповедникам.
4. Просмотр видеофильмов о Рязанскомкрае в годы войны, о музеях Рязани.
5. Проектная деятельность (защитаиндивидуального краеведческого проекта.
6. Работа в школьном музее.
7. Подготовка сообщений,презентационных материалов.
Педагогическая целесообразность состоит втом, что при организации работы используются разнообразные формы, методы ипринципы, которые в своем полном составе полностью реализуют самые важные изначительные функции краеведения: культуроформирующая(краеведение решает важнейшую задачу освоенияи сохранения исторической памяти человечества, первоначально на уровне памятиродовой, местной, т.е. наиболее близкой человеку), культурообъединяющая (краеведениесодействует объединению жителей определенного края в живой социальный организм.Человек, занимающийся краеведением, наследует созданное трудами предков иформирует духовный кругозор потомков),воспитательная (краеведение продолжает традицию уважительного отношения к своимпредкам, к опыту предшествующих поколений), просветительская (связывает науку,просвещение и культуру, краеведение всегда органично включает в себяпропагандистско-популяризаторскую деятельность в ее самых разных формах. Причемэта деятельность существует в краеведении не наряду с научно-исследовательской,а неотрывна от нее), нравственная (когда человек приходит в краеведение и лучшеузнает свой край, он по-особому чувствует связь с жизнью родной земли, азначит, и ответственность за сохранение и передачу ее исторической памяти).Такая комплексная реализация функцийкраеведения, показывает его удивительную универсальность, имеет глубокоепознавательное, мировоззренческое значение. Желание познать то, что ближе всего– основа интереса и ко всему остальному, путь к пониманию и развитию общихпредставлений о мире и обществе.
Возраст детей/Срокиреализации программы
Курсрассчитан на 2 года обучения для детей 7–9 летнего возраста. Необходимостьвведения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностеймладшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребностисовременного общества в высоко культурном и образованном подрастающемпоколении.
Даннаяпрограмма предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательныхрезультатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результатыпервого уровня (приобретение школьниками социальныхзнаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Элементарныесоциальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваиватьисторическую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностяхродного города, постигают этику поведения в музее, расширяют представление осебе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и сжизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев.Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения кприроде, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий ВеликойОтечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способахсамостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результатывторого уровня (получение школьниками опытапереживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) — 2, 3 класс.Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашегообщества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизациимежличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляетсявозможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение кдругим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений ксвоей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам,героическим страницам её прошлого.
Результатытретьего уровня (приобретение школьниками опытасамостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеютреальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этомувремени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретениенеобходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской ипроектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам.Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственногоотношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе.
Достижениевсех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательныхэффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей),в частности:
· формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданскойкомпетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения вдружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
· формирования у детей социокультурной идентичности: страновой(российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Врезультате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальныхучебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностныхрезультатов.
Придостижении личностных результатов у школьника будутсформированы:
· Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения кшколе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной исоциальной действительности;
· познавательный интерес к новому материалу и способам решения новойзадачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности,в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознаниесвоей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, таки поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства скультурой города и края.
Придостижении метапредметных результатов у школьника будутсформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные,коммуникативные):
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускникполучит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихсянаправлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного,деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимисяспособами интеллектуальной, в том числе учебной и практическойдеятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни ипозволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми дляразвития личности и ее социокультурной позиции.
Этопредполагает:
— освоениезнаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения,хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде,материальной и духовной культуре родного края;
— освоение знаний о музейной экспозиции;
— повышение уровня коммуникабельности исоциализация личности;
— развитие гражданских качеств,патриотического отношения к России и своему краю, формированиеличностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельнойлюбви к родному месту жительства;
— стремление использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, вформировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
По завершению курса обучения учащиесябудут обладать следующими качествами:
— самостоятельно мыслить и умениеотстаивать свое мнение;
— владение культурой речи и культуройобщения со сверстниками и взрослыми;
Будут уметь:
— соотносить даты событий историиРязанского края с основными периодами отечественной истории;
— рассказывать о важнейших событияхистории Рязанского края и их участниках, отраженных в памятниках культурногонаследия;
— использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности и повседневной жизни;
— понимать причины и значения событий иявлений повседневной жизни;
— высказывать собственные суждения онаиболее значительных событиях и личностях местной истории, обисторически-культурном наследии Рязанского края;
— извлекать необходимую информацию изразличных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средствмассовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различныхинформационных носителях.
Содержание разделов и тем:
Учебно – тематическое планирование
2 класс:
№ П/П |
Тема занятия |
Часы |
Форма проведения |
Контроль |
|||
Общ. |
Теор. |
Практ. |
|||||
1 |
Вводное занятие. Знакомство с правилами работы на занятиях. |
2 |
1 |
1 |
Игра |
Викторина |
|
2 |
Создание уголка в классе по краеведению |
2 |
|
2 |
|
Создание классного уголка |
|
3 |
Мой край на карте Родины |
3 |
1 |
2 |
Представление проектов |
Командное соревнование |
|
4 |
Символика Рязани |
1 |
1 |
|
Викторина |
|
|
5 |
Традиции Рязанского края |
2 |
1 |
1 |
Просмотр учебного фильма |
|
|
6 |
Рязанский костюм |
1 |
1 |
|
Фото выставка |
Беседа |
|
7 |
Природа Рязанского края |
3 |
3 |
|
Викторина |
|
|
8 |
Красная книга Рязанской области |
3 |
Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
|
Проект. Работа с красной книгой Рязанской области |
|
|
9 |
Виртуальная экскурсия в Окский заповедник |
1 |
|
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
10 |
Знаменитые люди Рязани |
2 |
1 |
1 |
Проект |
|
|
11 |
Поэты Рязанской земли |
2 |
1 |
1 |
Проект |
|
|
12 |
Конкурс чтецов на Стихи С.Есенина. |
1 |
|
1 |
Конкурс |
|
|
13 |
Виртуальное знакомство с памятниками Рязани |
3 |
|
3 |
Просмотр учебного фильма |
Представление проектов |
|
14 |
Достопримечательности Рязани |
3 |
|
3 |
Просмотр учебного фильма |
Представление проектов |
|
15 |
Театры Рязани |
3 |
1 |
2 |
Викторина |
Беседа |
|
3класс:
№ П/П |
Тема занятия |
Часы |
Форма проведения |
Контроль |
|||
Общ. |
Теор. |
Практ. |
|||||
1 |
Музеи Рязани |
3 |
1 |
2 |
Просмотр учебного фильма |
Викторина |
|
2 |
Музеи Рязанской области |
3 |
1 |
2 |
Просмотр учебного фильма |
|
|
3 |
Виртуальное путешествие в Рязанский Кремль |
1 |
|
1 |
Экскурсия |
|
|
4 |
Путешествие по улицам Рязани |
3 |
|
3 |
Виртуальное путешествие |
|
|
5 |
«7 чудес Рязани |
1 |
1 |
|
Фото-проект |
Представление проектов |
|
6 |
Виртуальная экскурсия в государственный музей-заповедник С.А.Есенина » |
1 |
|
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
7 |
Виртуальная экскурсия по озерам Мещеры |
1 |
|
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
8 |
Поездка в Окский биосферный заповедник |
1 |
|
1 |
Поездка в Окский заповедник |
|
|
9 |
Виртуальное знакомство с рекой Пра |
1 |
|
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
10 |
Посещение Рязанского Кремля |
1 |
|
1 |
Посещение Рязанского Кремля |
|
|
11 |
Виртуальная экскурсия в Свято-Иоанно-Богословский монастырь (с.Пощупово, Рыбновский район) |
1 |
|
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
12 |
Виртуальная экскурсия по усадьбе фон Дервиза (с.Кирицы, Спасский район) |
1 |
|
1 |
Виртуальная экскурсия |
|
|
13 |
Заключительное занятие по теме «7 Чудес Рязани» |
1 |
1 |
|
Создание классной стен газеты |
Беседа. Представление проектов |
|
14 |
«Здравствуй музей» |
1 |
|
1 |
Посещение школьного музея |
|
|
15 |
День города |
3 |
|
3 |
Игра соревнование. |
|
|
16 |
История нашей школы |
3 |
3 |
|
Школьный концерт |
Выставка рисунков-эмблема школы. |
|
17 |
Рязань в годы ВОВ |
3 |
1 |
2 |
Проект |
Представление проектов |
|
18 |
Славные воины земли Рязнской |
3 |
1 |
2 |
Фото-проект |
Выставка рисунков |
|
19 |
Встреча с ветеранами Рязани |
1 |
|
1 |
Встреча с ветеранами |
Сочинение — рассуждение |
|
