X-PDF

Программа творческого объединения Юный краевед

Поделиться статьей

Творческоеобъединение «Юный краевед»

Пояснительнаязаписка

Внеурочная (внеурочная) деятельность – понятие, объединяющее все видыдеятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразнорешение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательногопроцесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочнаядеятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемаяво внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательномдосуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой тусферу, в условиях которой можно максимально развить или сформироватьпознавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечитвоспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент ихдеятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять всвободное от обучения время.

Неоценимымисточником развития и воспитания личности являются инновационные формывнеурочной деятельности, среди которых особо следует выделить краеведение.

Впоследнее время мы все чаще начинаем обращаться к духовным ценностям прошлого,пытаемся восстановить прерванную связь времен, видим острую необходимостьизучения своих национальных корней, как непрестанного источника нашегонравственного здоровья. Любовь к родине это и есть то самое, что во многомопределяет жизненную позицию человека и гражданина.

Краеведение – это самое важное средство связи обучения ивоспитания с жизнью, оно содействует не только развитию детей в областикраеведения, но и, нравственному, эстетическому и физическому воспитаниюучащихся.

Программатворческого объединения – «Юный краевед»направлена на более глубокое и подробное изучение истории родного края.Учащиеся откроют для себя новые до настоящего времени не изведанные страницыистории Рязани и Рязанской области, сформируют целостное представление овзаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны, воспитываяв себе интерес к историческому поиску.

 

 

 

Настоящая программа составлена наоснове следующих нормативных документов:

 

1) Закон Российской Федерации от29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральный компонентгосударственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 №1089);

4) Федеральный перечень учебников,рекомендованных к использованию в школе;

          5)Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016  2020 годы

         6) Письмо МинобрнаукиРоссийской Федерации от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организациивнеурочной деятельности при введении федерального государственногообразовательного стандарта».

 

Цель программы:

Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим икультурным ценностям Рязанского края.

Задачи:

Обучающие:

·        Формировать уобучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; оличностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внеслисоотечественники в историческое и культурное наследие города, края;

·        Прививатьмладшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать иописывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

·        Формированиегражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

·         

Развивающие:

·        Развиватькоммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

·        Способствоватьразвитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

·        Расширятьисторический и экологический кругозор учащихся;

·        Развиватьинтерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению еготрадиций;

·         

Воспитательные:

·        Способствоватьпробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным иприродным ценностям города;

·        Содействоватьформированию социально активной, нравственной личности с гражданскимсамосознанием.

·        Воспитатьбережное отношение к природному, историческому и культурному наследию,сохранению исторической памяти.

 

Принципы реализации программы:

— признание приоритета воспитательныхзадач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов края, города;

— выделение этапов краеведческойподготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретныхобразовательных и воспитательных задач;

— понимание краеведения каккурса, позволяющего учащимся  увидеть край как сложный, многообразный,противоречивый, но целостный единый мир; 

— обращение к реалиям повседневной жизнижителей Рязанского края,  решение воспитательных и образовательных задачкурса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированногоподхода при определении сущности изучаемого предмета;

 

Методы обучения:

1.     Словесный — передача необходимойдля дальнейшего обучения информации.

2.     Наглядный — просмотр презентаций,фильмов, посещение экспозиций и выставок музея.

3.     Игровой — создание специальныхситуаций, моделирующих реальную ситуацию,  из  которой ребятам предлагаетсянайти выход.

4.     Поисковый — сбор информации поинтересующей теме.

5.     Исследовательский — изучениевещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развитиямыслительной, интеллектуально — познавательной деятельности.

6.     Проектный – работа учащихся надиндивидуальным краеведческим проектом.

7.     Демонстрационный – устноеизложение темы музейного занятия сочетается с показом экспонатов,мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем …).

8.     Вопросно – ответный(эвристический).

9.     Ролевой метод.

10.  Метод погружения в прошлое.

11.  Метод театрализации.

12.  Проблемный метод.

13.  Практический метод.

Направлениепрограммы: туристско-краеведческое.Краеведческая работа по данномунаправлению направлена на расширение кругозора учащихся. Происходит знакомствос жизнью родного Рязанского края. Происходит воспитание любви к малой родине,истории ее истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людейпрошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, справедливость.

 

Новизна и оригинальность программы состоит в том, что при организации работыиспользуются разнообразные формы ее проведения. Учащиеся участвуют в проектнойдеятельности, составляя свои собственные проекты по различным краеведческимтемам. Так же совместно с учителем совершают виртуальные экскурсии поРязанскому краю, посещают музеи,  встречаются с героями Рязани военных лет.

 

Актуальностьпрограммы состоит в том, что впоследнее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащенияучащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формированиегражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль внравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, являетсяинтегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы иобеспечивает межпредметные связи.

 

Отличительной особенностью программы является то, чтоона носит интегрированный характер и включает в себя: этнографию; историческое,географическое и литературное краеведение. От других подобных программ ееотличает адаптация к конкретному Рязанскому  краю, городу Рязань.

Формы занятий: ведущей формой организации занятийявляется индивидуально-групповая.

Форма обучения: очная.

1.     Викторины на знание понятий икраеведческих терминов.

2.     Экскурсии в музеи Рязани.

3.     Виртуальные экскурсии по Рязанскимдостопримечательностям и природным заповедникам.

4.     Просмотр видеофильмов о Рязанскомкрае в годы войны, о музеях  Рязани.

5.     Проектная деятельность (защитаиндивидуального краеведческого проекта.

6.     Работа в школьном музее.

7.     Подготовка сообщений,презентационных материалов.

 

Педагогическая целесообразность состоит втом,  что при организации работы используются разнообразные формы, методы ипринципы, которые в своем полном составе полностью реализуют самые важные изначительные функции краеведения: культуроформирующая(краеведение решает важнейшую задачу освоенияи сохранения исторической памяти человечества, первоначально на уровне памятиродовой, местной, т.е. наиболее близкой человеку), культурообъединяющая (краеведениесодействует объединению жителей определенного края в живой социальный организм.Человек, занимающийся краеведением, наследует созданное трудами предков иформирует духовный кругозор потомков),воспитательная (краеведение продолжает традицию уважительного отношения к своимпредкам, к опыту предшествующих поколений), просветительская (связывает науку,просвещение и культуру, краеведение всегда органично включает в себяпропагандистско-популяризаторскую деятельность в ее самых разных формах. Причемэта деятельность существует в краеведении не наряду с научно-исследовательской,а неотрывна от нее), нравственная (когда человек приходит в краеведение и лучшеузнает свой край, он по-особому чувствует связь с жизнью родной земли, азначит, и ответственность за сохранение и передачу ее исторической памяти).Такая комплексная реализация функцийкраеведения, показывает его удивительную универсальность, имеет глубокоепознавательное, мировоззренческое значение. Желание познать то, что ближе всего– основа интереса и ко всему остальному, путь к пониманию и развитию общихпредставлений о мире и обществе.

 

 

 

Возраст детей/Срокиреализации программы

 

Курсрассчитан на 2 года обучения для детей 7–9 летнего возраста. Необходимостьвведения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностеймладшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребностисовременного общества в высоко культурном и образованном подрастающемпоколении.

Даннаяпрограмма предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательныхрезультатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результатыпервого уровня (приобретение школьниками социальныхзнаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Элементарныесоциальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваиватьисторическую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностяхродного города, постигают этику поведения в музее, расширяют представление осебе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и сжизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев.Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения кприроде, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий ВеликойОтечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способахсамостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результатывторого уровня (получение школьниками опытапереживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) — 2, 3 класс.Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашегообщества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизациимежличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляетсявозможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение кдругим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений ксвоей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам,героическим страницам её прошлого.

Результатытретьего уровня (приобретение школьниками опытасамостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеютреальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этомувремени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретениенеобходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской ипроектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам.Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственногоотношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

Достижениевсех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательныхэффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей),в частности:

·                    формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданскойкомпетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения вдружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

·                    формирования у детей социокультурной идентичности: страновой(российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Врезультате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальныхучебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностныхрезультатов.

Придостижении личностных результатов у школьника будутсформированы:

·        Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения кшколе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной исоциальной действительности;

·        познавательный интерес к новому материалу и способам решения новойзадачи;

·        ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности,в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи;

·        основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознаниесвоей этнической принадлежности;

·        ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, таки поступков окружающих людей;

·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

·        эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

·        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства скультурой города и края.

Придостижении метапредметных результатов у школьника будутсформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные,коммуникативные):

Регулятивныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихсянаправлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного,деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимисяспособами интеллектуальной, в том числе учебной и практическойдеятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни ипозволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми дляразвития личности и ее социокультурной позиции.

          Этопредполагает:

          — освоениезнаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения,хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде,материальной и духовной культуре родного края;

— освоение знаний о музейной экспозиции;

— повышение уровня коммуникабельности исоциализация личности;

— развитие гражданских качеств,патриотического отношения к России и своему краю, формированиеличностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельнойлюбви к родному месту жительства;

— стремление использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, вформировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

 

По завершению курса обучения учащиесябудут обладать следующими качествами:

— самостоятельно мыслить и умениеотстаивать свое мнение;

— владение культурой речи и культуройобщения со сверстниками и взрослыми;

 

Будут уметь:

— соотносить даты событий историиРязанского края с основными периодами отечественной истории;

— рассказывать о важнейших событияхистории Рязанского края и их участниках, отраженных в памятниках культурногонаследия;

— использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности и повседневной жизни;

— понимать причины и значения событий иявлений повседневной жизни;

— высказывать собственные суждения онаиболее значительных событиях и личностях местной истории, обисторически-культурном наследии Рязанского края;

— извлекать необходимую информацию изразличных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средствмассовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различныхинформационных носителях.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов и тем:

Учебно – тематическое планирование

2 класс:

№ П/П

Тема занятия

Часы

Форма проведения

Контроль

Общ.

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами работы на занятиях.

2

1

1

Игра

Викторина

2

Создание уголка в классе по краеведению

2

 

2

 

Создание классного уголка

3

Мой край на карте Родины

3

1

2

Представление проектов

Командное соревнование

4

Символика Рязани

1

1

 

Викторина

 

5

Традиции Рязанского края

2

1

1

Просмотр учебного фильма

 

6

Рязанский костюм

1

1

 

Фото выставка

Беседа

7

Природа Рязанского края

3

3

 

Викторина

 

8

Красная книга Рязанской области

3

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

 

Проект. Работа с красной книгой Рязанской области

 

9

Виртуальная экскурсия в Окский заповедник

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

10

Знаменитые люди Рязани

2

1

1

Проект

 

11

Поэты Рязанской земли

2

1

1

Проект

 

12

Конкурс чтецов на  Стихи С.Есенина.

1

 

1

Конкурс

 

13

Виртуальное знакомство с памятниками Рязани

3

 

3

Просмотр учебного фильма

Представление  проектов

14

Достопримечательности Рязани

3

 

3

Просмотр учебного фильма

Представление  проектов

15

Театры Рязани

3

1

2

Викторина

Беседа

 

 

 

3класс:

 

№ П/П

Тема занятия

Часы

Форма проведения

Контроль

Общ.

Теор.

Практ.

1

Музеи Рязани

3

1

2

Просмотр учебного фильма

Викторина

2

Музеи Рязанской области

3

1

2

Просмотр учебного фильма

 

3

Виртуальное путешествие в  Рязанский Кремль

1

 

1

Экскурсия

 

4

Путешествие по  улицам Рязани

3

 

3

Виртуальное путешествие

 

5

«7 чудес Рязани

1

1

 

Фото-проект

Представление  проектов

6

Виртуальная экскурсия  в государственный музей-заповедник С.А.Есенина »

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

7

Виртуальная экскурсия  по озерам Мещеры

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

8

Поездка в Окский биосферный заповедник

1

 

1

Поездка в Окский заповедник

 

9

Виртуальное знакомство с рекой Пра

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

10

Посещение Рязанского Кремля

1

 

1

Посещение Рязанского Кремля

 

11

Виртуальная экскурсия в  Свято-Иоанно-Богословский монастырь (с.Пощупово, Рыбновский район)

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

12

Виртуальная экскурсия по  усадьбе фон Дервиза (с.Кирицы, Спасский район)

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

13

Заключительное занятие по  теме «7 Чудес Рязани»

1

1

 

Создание классной стен газеты

Беседа. Представление  проектов

14

«Здравствуй музей»

1

 

1

Посещение школьного музея

 

15

День города

3

 

3

Игра соревнование.

 

16

История нашей школы

3

3

 

Школьный концерт

Выставка рисунков-эмблема школы.

17

Рязань в годы ВОВ

3

1

2

Проект

Представление  проектов

18

Славные воины земли Рязнской

3

1

2

Фото-проект

Выставка рисунков

19

Встреча с ветеранами  Рязани

1

 

1

Встреча с ветеранами

Сочинение — рассуждение

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет