Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад № 4 «Сказка»
Педагогический проект
Сталинградская битва
Автор(ы): Фомичева Т.В., воспитатель
Рудницкая Д.Н., воспитатель
Протвино
2023
Содержаниепроекта
1. Целеполагание
Прошло много лет с тех пор, какокончилась Сталинградская битва, но мы помним, храними чтим подвиг защитников Сталинграда. Город-геройВолгоград имеет героическое прошлое. Подвиг героев Сталинграда известен всемумиру. С этой земли начался отсчет наших побед над фашистскими захватчиками.Поэтому, необходимо донести до детей важность и значимость этой битвы и оценитьто, что сделала наша армия под Сталинградом.
2. Участники проекта: воспитатели, музыкальныеруководители, дети средней группы, родители.
3. Цель проекта:
Воспитание в детяхчувства патриотизма как важнейшего духовно — патриотического качества.
4. Задачи проекта:
1. Дать детям представление о Сталинградскойбитве, ее значении в ходе истории войны.
2. Познакомить с именами и подвигами героев, защищавших город Сталинград.
3. Познакомить с памятникамизащитникам Сталинграда в Волгограде.
4. Развивать умения воспринимать ипонимать содержание патриотической музыки и военной лирики.
5. Воспитывать в детях гордость заисторическое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу.
6. Активизироватьработу среди родителей по пропаганде патриотического воспитания и толерантностиу детей.
5. Видпроекта: исследовательский
6. Длительностьработы над проектом: 2недели (23.01.2023-06.02.2023)
7.Обеспечениепроектной деятельности (методическое, материально-техническое)
-методическиересурсы:
1. Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н.Е.Вераксы, М. 2014 г.
2. Ресурсы сетиинтернет:
https://www.1tv.ru/doc/pro-voynu/gorod-v-ogne
https://yandex.ru/video/preview/1954901418979482241
3. Фондметодического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека
• иллюстративныйматериал;
— материально-техническиересурсы:
— ноутбук,
— театрализованнаязона;
— экран,
— медиапроектор
— костюмы героев
8. Предполагаемыеитоги реализации проекта, результат.
Дети приобрели знания об истории города, запомнилиимена известных героев, которые защищали город Сталинград, знают проМамаев курган и самый известный монумент «Родина-мать зовёт!».
Проявили интерес и прониклись событиямивоенных лет, отразили свои впечатления в продуктивной деятельности и итоговоммероприятии. Цели и задачи проекта выполнены.
9. Предметисследования.
История обороны Сталинграда
10. Методы проекта.
-познавательная деятельность
-наблюдение
-чтение художественной литературы
-презентация
-просматривание видеороликов
-драматизация
11.Этапыработы над проектом
I этап ( Подготовительный ).
— Работа с методическим материалом повопросам нравственно-патриотического воспитания, выбор темы,постановка целей, путей решения.
— Выяснение уровня знаний и интересау детей по данной теме.
— Беседы с родителями на тему «Войнав жизни вашей семьи».
— Предложение родителям принятьактивное участие в данном проекте.
— Сбор видеоматериала,фотоматериала, аудиозаписей, печатной продукции
— Нравственная беседа « Кого можноназвать героем».
— Разучивание стихов о войне, о Сталинградской битве.
— Сбор книг и иллюстраций о Сталинградской битве
II этап (Основной ).
Беседа «Сталинградская битва»; «ГероиСталинграда»
Видео экскурсия – «Мамаев курган.Памятники воинской славы»
Презентация «…»
Чтение книги «Истории про Сталинградскуюбитву»
«Война глазами детей» (изобразительнаядеятельность)
Прослушивание и заучивание песен военныхлет (музыкальная деятельность)
Заучивание стихотворений «2 февраля»,«Сталинградский утес», стихотворение М. Найдич.
Разучивание сценки «Молодые бойцы».
III этап (Заключительный).
Итоговое нравственно-патриотическое мероприятие«Сталинградская битва»
Выставка совместного художественного творчества участников проекта « Войнаглазами детей».
Технологическаякарта проекта:
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п.коммуникативная, к.п. познания мира и самопознания, к.п. формирования поведения и отношения, к.п.свободные детской деятельности. |
Беседы: «Беседа о детях – героях войны», «Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны». Рассматривание иллюстраций, фотографий. Д/и «Один – много» (А сколько военных надо, чтобы защищать нашу Родину?), С/р игры: «Мы — военные», И/театрализованная «Молодые бойцы» Просмотр мультфильма «Василёк» |
Познавательное развитие
Культурные практики |
|
Виды Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. коммуникативная, к.п. свободные детской деятельности |
НОД «Сталинградской битве посвящается» Презентация Книги Памяти. Д/и «Кто служит в армии», «Один – много». Р/и «Сложи узор» — звезда, самолет, флаг. Д/и «Собери картинку» (солдаты разных родов войск) |
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. формирования поведения и отношения, к.п. свободные детской деятельности. |
НОД Рисование «Война глазами детей» Свободное рисование боевой техники с использованием трафаретов |
Речевое развитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. игрового взаимодействия, к.п. формирования поведения и отношения, к.п. коммуникативная. |
Чтение и обсуждение Шорыгина «Богданова Надя», М.Агашина «Второе февраля». В. Богомолов «За оборону Сталинграда», «Танк», Н.Мордовина «Мельница», «Дом Павлова»
Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» |
Физическоеразвитие
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. здорового образа жизни, к.п. игрового взаимодействия, к.п. формирования поведения и отношения, к.п.свободные детской деятельности |
И/эстафетные «Полоса препятствий»,«Подвези боеприпасы», «Минное поле». П/и «Не промахнись» М/п игра «Будь внимателен» |
Взаимодействие с родителями воспитанников
Культурные практики |
|
Виды |
Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. формирования поведения и отношения, к.п. коммуникативная |
Беседа как знакомить детей с достопримечательностями и историческими памятниками города. Посещение с детьми Музея — Панорамы Волгоградской битвы и мест боевой славы города. Оформление фотоколлажа «Памятные места Сталинградской битвы в Волгограде ». |
Приложение1
Тематическое занятие в подготовительной группе на тему:«Сталинградская битва. Город – герой Волгоград».
Цель: Расширение представлений детей о событияхВеликой Отечественной войны (битва за Сталинград) через обращение кгероическому прошлому нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить дошкольников с историческимифактами военных лет.
2. Пополнять, расширять и активизироватьсловарный запас детей.
Словарные:
1. Стимулировать речевую активность детей.
2. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство гордости за свойнарод, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
2. Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительнаяработа:
1. Беседа с детьми на тему: «ВеликаяОтечественная Война», на тему «Сталинградская битва».
2. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию на тему «Битваза Сталинград».
5. Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
6. Рассматривание картинок из серии«Дошкольникам о войне».
Методыи приёмы педагогической деятельности: словесные(беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворений), наглядные (демонстрацияфотографий о городе-герое Сталинграде и фотографии военных лет).
Оборудованиеи материал :Мультимедийная техника:ноутбук; фотографии военных лет, запись военной песни «Сталинград»
Ход занятия
— Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о городе- герое Сталинграде.
— Сталинград — это большой город, раскинувшийсяна правом высоком берегу Волги. Город так был назван в честь И.В. Сталина —руководителя государства. Теперь этот город называется Волгоградом, потому чтостоит на реке Волга.
— В конце августа 1942г. в Сталинград ворвалисьдесятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота.
Над городом кружились немецкие бомбардировщики.Они сбрасывали с неба тысячи бомб. Город был охвачен пламенем. Так началосьнаступление на Сталинград. Но взять город с ходу фашистам не удалось. Немцеввстретило стойкое сопротивление военного гарнизона. 25 августа командованиеКрасной Армии объявило город на осадном положении.
Жителей города переселили на левый берег Волги.
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля –
Все пылало над Волгой – рекой.
— В сентябре враги начали штурм Сталинграда.Город постепенно превращался в развалины. Наши пехотинцы и саперы,поддерживаемые танками, огнеметами и бомбардировщиками, сражались за каждыйдом.
— Наши русские бойцы проявили поразительноемужество и самоотверженность, защищая город на Волге.
— Давайте, с вами подумаем и назовем качества,которыми обладали наши солдаты, защищая свою Родину.
— Помогаем мне, называем.
— Правильно, смелость, мужественность, сила,выносливость, отвага, храбрость, ловкость, быстрота, меткость.
— Наши отважные бойцы бились за каждую улицу, закаждый дом. Бились до последнего патрона, до последнего вздоха, до последнейкапли крови!
— Лишь благодаря их отваге в тех тяжелейшихусловиях наша армия смогла выстоять перед напором фашистов.
— Девизом Сталинградской битвы стали слова: «Нишагу назад»!
— Давайте все вместе повторим девиз и запомнимего.
— «Ни шагу назад».
— Сейчас нам Даша прочтет стихотворение.
Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит,
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
— «Ни шагу назад! Ни шагу назад!»
В. Костин.
— Саша расскажет стихотворение, котороеназывается «Битва за Сталинград»
Пламенем город объят,
Рвутся бомбы и мины.
Город лежит в руинах,
Но не сдается солдат —
Бьется за Сталинград!
Бьется за каждый шаг,
Бьется за каждый дом,
Стоны и кровь кругом,
Будь же ты проклят, враг!
— В Сталинграде есть дом, получивший названиедома Павлова. Много наших солдат пало, защищая этот дом. Дом так и не сдалсяврагам, хоть и остались от него одни стены. Этот дом называется по фамилиисержанта Павлова, оборонявшего его до конца. Его не стали восстанавливать. ДомПавлова хранит память о страшной войне!
— В сентябре 1942 г. особенно ожесточенные боишли в районе Мамаева кургана.
— 140 дней фашисты пытались овладеть Мамаевымкурганом. Его склоны были перепаханы бомбами, снарядами, минами.
Но на Мамаевом кургане случилось невероятное.Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. Выбить советских солдатиз-за насыпи железной дороги, пролегавшей у подножия кургана, оказалосьневозможно. До Волги оставалось всего метров 700! Именно их и не смогли пройтифашисты на своем пути к господству над миром.
— 19 ноября 1942г. Красная Армия в районеСталинграда нанесла фашистам сокрушительный удар. Наши войска под руководствомгенералов Рокоссовского и Ватутина перешли в наступление. Наши танки сметаливсе на своем пути.
— Битва за Сталинград завершилась большимуспехом Красной Армии. Противник потерпел поражение. Они потеряли 800 тысяччеловек, 2 тысячи танков, 10 тысяч минометов и 3 тысячи самолетов.
— Немецкая армия во главе с фельдмаршаломПаулюсом была вынуждена сдаться в плен.
— 2 февраля фашисты бежали!
— Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей.Она стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны.
— Давайте с вами ребята еще раз повторим изапомним даты начала и окончания Сталинградской битвы.
Битва за Сталинград началась 17 июля 1942 изакончилась нашей победой 2 февраля 1943 года.
Давно закончилась война,
Но память русская жива.
И каждый знает, стар и млад:
Победу одержал солдат.
И в дальних городах, и в близких
Стоят солдатам обелиски.
Аня Костенко.
— А теперь, ребята, давайте послушаем военнуюпесню «Сталинград» (автор: Анна Вилена).
— О чем эта песня? (слушаю ответы детей).
— Сталинград для всего мира стал символомпоражения фашизма. А так же — символом решающего сражения, способногоопределить всю будущую судьбу его участников.
— Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили назанятии?
— Когда началась Сталинградская битва?
— Как проходил захват города?
— Какие качества помогли советским воинамотстоять свой город?
— Сколько дней длилась Сталинградская битва?
— Чем закончилась Сталинградская битва?
— Прошло 70 лет… Город – герой Волгоград, такоезвание он получил за героизм и мужество его защитников, заново отстроенный,красуется на берегу реки Волги.
— Хочу закончить наше занятие еще одним прекраснымстихотворением.
Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь
И над Волгой стоишь величаво.
Волгоград – наша доблесть и наша любовь!
Волгоград – наша гордость и слава!
В. Костин
Приложение2
Стихотворения
«2 февраля»
(М. Агашина)
В свой срок –непоздно и не рано –
Придёт зима, замрёт земля.
И тык Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц –
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто зим пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль, февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
****
(М. Найдич)
А над Волгою, внебе синем,
Тучи тянутся, как холмы,
За спиной — половина России,
А на самом краешке — мы.
Острый ветер влицо мне дунул,
Как спасения ждал его,
Я в масштабах страны не думал,
Я вчерашний школьник всего.
Вот шинелькупробитую скину:
Жарковато среди огня…
Мне Урал и Сибирь дышат в спину —
И надеются на меня.
Сталинградскийутёс
Борис Палийчук
Есть на Волгеутёс, он бронёю оброс,
Что из нашейотваги куётся.
В мире нет никого,кто не знал бы его,
Он у насСталинградом зовётся!
Там снарядыгремят, там пожары дымят,
Волга-матушка всяпотемнела.
Но стоитСталинград, и герои стоят
За великое правоедело!
Сколько лет нипройдёт, не забудет народ,
Как на Волге мыкровь проливали,
Как десятки ночейне смыкали очей,
Но врагуСталинград не отдали.
Эх ты, Волга-река,- широка, глубока —
Ты видала сраженийнемало,
Но такой лютый бойты, родная, впервой
На своих берегахувидала.
Мы покончим сврагом, мы к победе придём,
Солнце праздничнонам улыбнётся.
Мы на праздникетом об утёсе споём,
Что стальным Сталинградомзовётся.
