МБОУ«Погореловская ООШ»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности
помузыкальному воспитанию для детей старшей разновозрастной группы
«Ложкадеревянная – ложка музыкальная».
(тематическое)
Составила:
музыкальный руководитель
Шестакова Е.В.
д.Погорелово, 2023 г.
Цель:Формирование художественно-эстетического сознания детей через знакомство систорией создания и применения деревянных ложек и разнообразные формы музыкально-исполнительскойи музыкально-игровой деятельности с этими музыкальными инструментами.
Задачи:
1.Расширение знаний и кругозора детей о ложках, как русском народном музыкальноминструменте, используя ИКТ;
2.Воспитание зрительской и исполнительской культуры детей через разнообразныеформы музыкальной деятельности;
3.Развитие звуковысотного слуха и ладового чувства через музыкально-дидактическиеигры и упражнения;
4.Закрепление навыков ансамблевой игры на музыкальных инструментах, развитиечувства ритма у детей;
5.Воспитание социально-коммуникативных качеств личности через музыкально-игровуюи музыкально-исполнительскую деятельность.
Оборудование:проектор, экран, компьютер, муз. центр; ложки (по 2 штуки на каждого ребенка),иллюстрации к детским песням
Ход НОД:
Дети заходят в музыкальный зал под русскую народную мелодию«Метелица», выполняя м-р движения встают в круг.
Музыкально-ритмические движения
топотушки, притопы, кружение
Организационныймомент:
Приветствие «Здравствуйте, ребята»
М.Р:
-Здравствуйте, ребята!
-Здрав-ствуй-те!
-Как ваше настроенье?
-Очень хорошо!
-Пора нам заниматься.
-Да-да-да!
-Мы будем все стараться
-Так же, как всегда.
-Будем танцевать (Пружинка с поворотом)
Ипесни распевать.
Прошу,ребята, вас
Замною повторять.
М.Р: Ребята,сегодня мы с вами поговорим о… А впрочем, отгадайте-ка загадку:
«Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши cладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот!»
Дети: ложка
М.Р: Ложка! И сегоднямы с вами познакомимся с одним из самых популярных в России народныхмузыкальных инструментов – ложкой (показ ложки)
(на столике лежат расписные ложки)
Посмотрите, какие красивые ложки!
Ложки расписные!
Разные какие!
Ложки знает целый мир,
Ложки — русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.
Чудо-мастерам – спасибо!
М.Р: Ребята, мы свами уже давно играем на ложках, а разве ложки нужны для игры, а не для еды?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в далекую старину иузнать, как ложка стала музыкальным инструментом.
Видео «Ложки музыкальный инструмент» https://youtu.be/5ROj81cJsQY
М.Р: Из чегоделали ложки?
Дети: (из дерева)
Какие деревьяприменялись в изготовлении ложек?
Дети: (осина,береза)
Что такое баклуши?
Дети: (заготовкидля ложек)
Как вы понимаетезначение поговорки «Бить баклуши»
Дети: (бездельничать)
Как ложкастановилась красивой?
Дети: (еевытесывали, ошкуривали, разрисовывали, покрывали лаком)
Где применялитакие ложки
Дети: (в игре врусском народном оркестре)
М.р. Ребята,давайте рассмотрим, из каких частей состоит ложка?
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова«Черпать»).
А как держать правильно ложки? (Ответы и показ детей)
Держать за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.
Если ударять ложку об ложку черпаками, получается красивыйзвук, помните, вы уже не раз уже играли в оркестре на ложках? Очень важнобережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игрынужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простыхдо сложных. Сегодня я научу вас одному из сложных приемов. Смотрите внимательнои запоминайте!
Возьмемобе ложки в правую руку, одну — между большим и указательным пальцами, другую –между указательным и средним. А теперь попробуем постучать ими по колену левойноги. Послушайте, какой интересный звук получился. Он звонкий или глухой?
Дети: Звонкий
М.Р:Звонкий.А на что он похож?
Дети: Нацокот копыт
Этотприем так и называется «Лошадка».
М.Р:Предлагаю послушать как звучат ложки в игре оркестра (видео) https://youtu.be/5ROj81cJsQY
Давайтемы сейчас все вместе попробуем поиграть на ложках по-новому.
М.Р: А теперьпопробуем с помощью такого приема поиграть в музыкально-ритмическую игру«Эхо».
Я простучу ритм, аваша задача его повторить.
«цок-цок-ЦОК,
цок-цок-ЦОК,
е-ду,е-ду воле-СОК»
М.Р: Молодцы,ребята, у вас очень хорошо получилось!
М.Р: Теперь мызнаем новые приемы игры на ложках, а значит можем сыграть в оркестре (детямраздаются ложки)
Предлагаю ложки взять,
Чтоб немножко поиграть!
Спинки прямо,
Ноги вместе
Вы готовы стать оркестром? (да)
(ребята рассаживаютсяпарами и под русскую народную мелодию «Ах, вы сени» исполняют игру на ложках: Оркестр:
Лошадка по коленям ритмично,
Лошадка быстрая по коленям и ладони,
колено-ладонь,
Лошадка быстрая по коленям и ладони,
Ложка об ложку слева 3 раза,
Ложка об ложку справа 3 раза
Круговая дуга над головой слева направо
Ложка об ложку в паре с соседом
Ложки вверх!)
М.Р: Ребята,ложки такие красивые применялись не только для игры, но еще для чего?
Дети: для еды
М.Р: Правильно!Такой красивой деревянной ложкой раньше кушали похлебку.
Посмотритевнимательно на мольберт. Перед вами иллюстрации к детским песенкам: Антошка,Каравай, По малину в сад пойдем. Вспомните эти песенки и скажите, в какой изних есть упоминание о ложке?
Дети: Антошка,готовь к обеду ложку!
М.Р: Верно!Герой этой песни все время ходил с большой деревянной ложкой, не любилработать, а любил покушать? (Антошка)
Предлагаю вамисполнить эту веселую песню с помощью голоса и телесной перкуссии.
Дети исполняют песню«Антошка».
М.Р: Молодцы!Ребята, оказывается с ложкой и сытно и весело!
Предлагаю ложкивзять и в игру всем поиграть.
Музыкальнаяигра «Озорная ложка»
Дети становятся вкруг, ложки кладутся на пол по кругу, на одну меньше, чем детей-участников. Подмузыку дети двигаются подскоками по кругу, когда музыка останавливается каждыйдолжен успеть взять ложку, кому не хватило, тот выбывает из игры.
М.Р: Итогзанятия
Ребята, что оложках вы узнали?
Как на них выпоиграли?
Если интереснобыло, вы в ладоши постучите!
Если скучно иуныло, вниз головку наклоните.
