Программа
по самообразованию
Тема: «Развитиемелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные видыдеятельности».
Пояснительнаязаписка
Истокиспособностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действияруками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развитияребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи имышления ребенка.
Развитиенавыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенкатребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнятьмножество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игрыс пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умениеподражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевуюактивность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая ихкороткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой,ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развиваетсяпамять ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук ипоследовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия.Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеетлогически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенокпостоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накоплениеинформации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить ипробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимулразвития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно ссамого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужновыполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забыватьо развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегиватьпуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры скубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами,например, Лего, когда ребенку приходится собирать и разбиратьмелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно,чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевоеразвитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитиемелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»необходима и продиктована временем.
Актуальностьвыбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкаямоторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о егоинтеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловкодержат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Имбывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами,счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепкии аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Детичасто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступныхсверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на егосамооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики икоординации движений руки должна стать важной частью развития детской речи,формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, наскольколовко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшееразвитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, атакже словарный запас.
Что же происходит, когда ребенокзанимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений иритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевыхцентрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевыхзон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры спальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учатвслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активностьребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно егораспределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождаяих короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной,яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развиваетсяпамять ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук ипоследовательность движений. У малыша развивается воображение ифантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целыеистории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцыприобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчитовладение навыком письма.
Цель: Развитиемелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные видыдеятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точностьдвижений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев,кистей рук;
3. Улучшить общую двигательнуюактивность;
4. Содействовать нормализацииречевой функции;
5. Развивать воображение,логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортнуюобстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствоватьпредметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми назанятиях.
— Пальчиковая гимнастика
— Игры с мелкими предметами (камешки,пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
— Завязывание бантиков, шнуровка,застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание,сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
— Работа с карандашом (обводка, раскрашивание,выполнение графических заданий).
— Игры в “сухом бассейне”, наполненномфасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя сдетьми;
-индивидуальная работа с детьми;
— самостоятельная деятельность самихдетей.
План работы на 2017-2018учебный год
Работа с детьми
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Сентябрь |
Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» |
Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук |
Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. |
|
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» |
Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. |
|
Конструирование «Поезд» |
Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. |
|
Д/и «Оденем куклу на прогулку» |
Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. |
|
Октябрь |
Д/и «Чудесный мешочек» |
Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» |
Упражнять в выполнении различных имитационных движений. |
|
Перекладывание из одной емкости в другую |
Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. |
|
Д/и «Сухой бассейн»» |
Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». |
|
Д/и «Прищепки» |
Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. |
|
Ноябрь
|
«Пальчиковая гимнастика «Семья» |
Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» |
Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. |
|
Упражнение «Пуговицы»» |
Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. |
|
Самомассаж «Ручки греем» |
Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. |
|
Игра» Художник» |
Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. |
|
Декабрь |
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» |
Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» |
Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. |
|
Д/и «Рисуем на крупе» |
Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|
Настольная игра «Мозаика» |
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. |
|
Подвижная игра «Лохматый пес» |
Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. |
|
Январь |
Игра «Веселые упражнения с карандашом» |
Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». |
Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
|
Игра «Лепим снежки» |
Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. |
|
Графическое упражнение «Проведи дорожку» |
Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. |
|
Февраль |
Д/и «Массажный мячик» |
Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» |
Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. |
|
Самомассаж «Добываем огонь» |
Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. |
|
Конструирование из палочек «Лесенка» |
Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
|
Д/и «Уложим куклу спать» |
Упражнять в закреплении навыков раздевания. |
|
Март |
Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» |
Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» |
Формировать умения поочередно разгибать пальчики. |
|
Конструирование «Машина» |
Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. |
|
Самомассаж «Стряпаем» |
Развивать умения имитировать скатывание колобков. |
|
Застегивание и расстегивание пуговиц |
Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. |
|
Апрель
|
Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» |
Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» |
Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. |
|
Игра «Спрячь в ладошке» |
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. |
|
Упражнение «Обведи шаблон» |
Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. |
|
Упражнение «Фонарики» |
Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. |
|
Май |
Игра «Собери бусы» Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» |
Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. |
|
Игра «Дарики — комарики» |
Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. |
|
Игра «Где же, где же наши ручки?» |
Развивать умения подражать движениям взрослого. |
|
Складывание в бутылочку |
Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работас родителями:
Сентябрь
Анкетированиеродителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультациядля родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка«Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальныебеседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендациидля родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенкадома.»
Февраль
Созданиекартотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка«Наши с мамой руки»
Апрель
Папка– передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Созданиепальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
*Изучениелитературы по данной теме.
*Подборматериала по теме.
*Оформление картотеки пальчиковых игр.
Изучениеметодической литературы:
Сентябрь-май
1.СоколоваЮ. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2.«Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО«ЭКСМО»,2011.
3.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ«Сфера», 2006.
4.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера»,2006.
5.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкоймоторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Протокол №1
Родительскогособрания первой младшей группы «Умка»
От«10»октября 2019года.
Присутствовало:15 человек
Отсутствовало:4 человека
Тема: «Основныефакторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников вдомашних условиях и условиях детского сада»
Цель: укрепление и сохранение здоровья дошкольников вдомашних условиях и условиях детского сада.
Задачи: 1.формировать у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственности за свое здоровьеи здоровье своих детей;
2. повышать мастерство родителей по использованиюздоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Повесткародительского собрания.
1.Выступление воспитателя Мальцевой С.В. «Основные факторы,способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашнихусловиях и условиях детского сада ».
2.Выбор родительского комитета на учебный год.
Ходсобрания.
По первому вопросу выступила, воспитатель Мальцева С. В. .Софья Вячеславовна рассказала об основных факторах, способствующих укреплению исохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада,о формировании у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности засвое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей поиспользованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Повторому вопросу выслушали отчет родительского комитета по итогам работы запрошлый учебный год.
Решениесобрания.
1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях – 1 разв квартал. Время проведения родительского собрания – 17.30.
2. Утвердить состав родительского комитета группы, обеспечивающей помощь впроведении культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и другихмероприятий.
Председатель– Удалова Ю;
Секретарь — Горева Л;
ГузноваН.
.Председатель:_______(подпись)____________________(расшифровка)
Секретарь:________(подпись)__________________(расшифровка)
Приложение №1
«Основныефакторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников вдомашних условиях и условиях детского сада ».
Здоровье ребёнка с первых днейжизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельствоналагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особуюответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплениюздоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительнозначимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизниродителей.
Таким образом, дальнейшийпоиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников долженпредусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их кздоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад,который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образажизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыковпо различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так ивзрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей ипедагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В основу работы положентехнологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающейдеятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогическойдеятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательномпроцессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьмиинформации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровыйстиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовностьличности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных назнаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Компетентностьздоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности(знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровьюи необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Этопозволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную наосознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношениякаждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Приоритетом нашего учрежденияявляется физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллективпедагогов в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателейфизического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опытпо данному направлению. Однако требования к современному образованию исоциальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение переднеобходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но иразвития.
Поэтому своей целью мыпоставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУпутем создания, теоретического обоснования и практического применения моделиформирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом ихвозрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологииразвития и воспитания.
Задачи работы:
1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектовобразовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий,направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшейценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своегоздоровья и здоровья окружающих.
3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологииобучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплениюздоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений,формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросахформирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационныхформ работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
На базе детского сада созданывсе условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создананеобходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал,физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Дляразвития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков,воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями вкаждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурноеоборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты дляподвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна,оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В «уголках здоровья» накопленбогатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведениюздорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасногоповедения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководствомвоспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своегоздоровья.
В систему работы с детьмивходит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни.Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его вдошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организацииобучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы,акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы,рисование.
Большое значение уделяетсяорганизации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используютсяразличные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классическоймузыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна всочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее времяпредназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий нарасслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и смехотеропии,сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслимбез рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является однимиз факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокийуровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждениивыполняются следующие принципы рационального здорового питания детей:регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания,норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во времяприёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника,травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний впитание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добитьсяопределённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановыемедицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники.Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями,специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условийвоспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Вработе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детейиспользуются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями,такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала«Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляютсяинформационные уголки здоровья «Вот я — болеть не буду», «Как я расту»,проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания спривлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейныеэстафеты. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Положениеродительского комитета в детском саду.
1. Задачии содержание работы.
Родительский комитет создается в целях обеспечения постоянной и систематическойсвязи детского сада с родителями. Задача всестороннего развития детей можетбыть успешно решена только при тесном сотрудничестве педагогов сродителями.
Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе иорганизовывать выполнение всеми родителями законных требований детскогосада.
Количество членов родительского комитета определяется количеством групп вдетском саду: не менее одного представителя от группы.
Из состава родительского комитета избирается председатель и секретарь.
Каждый член родительского комитета имеет определенные обязанности. Каждый членродительского комитета имеет право по своей инициативе или по просьбе родителейвносить на рассмотрение родительского комитета вопросы, связанные с улучшениемработы детского сада.
Родительский комитет помогает детскому саду:
а) в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общихродительских собраний, докладов и лекций для родителей;
б) в установлении связей педагогов с семьями воспитанников;
в) в организации охраны жизни и здоровья детей;
г) организует участие родителей в ремонте помещений, оборудования ихозяйственного инвентаря, в благоустройстве и озеленении участка, визготовлении пособий.
Родительский комитет планирует свою работу в соответствии с планом работыдетского сада и с учётом местных условий. План утверждается на заседанииродительского комитета. Исходя из годового плана, составляются рабочие месячныепланы.
Заседания родительского комитета созываются не реже одного раза в двамесяца.
Решения могут приниматься простым голосованием на заседании родительскогокомитета при наличии 2/3 его членов.
Решения родительского комитета должны согласовываться с заведующей детскимсадом.
Разногласия между заведующей детским садом и большинством родительскогокомитета рассматриваются и разрешаются районным отделом народногообразования.
3.Отчётность и делопроизводство
Родительский комитет подотчетен общему родительскому собранию, которомупериодически докладывает о выполнении ранее принятых решений.
Родительский комитет избирается в течении сентября месяца на общем собранииродителей простым большинством голосов сроком на один год.
Члены родительского комитета, не принимающие активного участия в работе, попредставлению председателя родительского комитета могут быть отозваны решениемобщего родительского собрания до сроков перевыбора комитета. На их местоизбираются другие.
Планы и учёт работы, графики дежурств членов родительского комитета,протоколы заседаний и другая документация хранятся в дошкольном учреждении исдаются по акту при приёме и сдаче дел при смене состава комитете.
