Внеурочнаядеятельность для начальных классов
Цель: Воспитаниепатриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности наоснове народного фольклора.
Задачи: Воспитаниелюбви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора;
Воспитаниенравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости,гордости за свой край;
Развитиетворческих способностей детей на основе разных жанров фольклора.
Закрепление ранееизученных народных игр.
Звучит весёлая музыка. Выбегают два скомороха.
1-й: Здравствуйте,ребята дорогие, маленькие и большие!
2-й: Здравствуйте,гости, милости просим!
1-й: Масленицуширокую открываем!
2-й: Весельеначинаем!
1-й: Я- скоморох Прошка!
2-й: Я Федул – скоморошка,
К нам сюда! Собирайся народ!
Сегодня Вас много чудесного ждёт.
Мы зовём к себе всех.
Всех, кто любит веселье и смех!
Отмечаем нынче мы,
Все хором: Праздник Проводы Зимы!
Прошка: К нам, сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.
Федул:И сейчас, велено для вас, довести такой указ: (разворачивает и читает)
«В этот день, сего числа, как гласит указник,
Детям, взрослым и гостям, всем прийти на праздник!
Непременно все должны быть на проводах Зимы!
Будем мы шутить, играть,
Прыгать, бегать, не скучать.
Будем Зиму провожать
Весну красную встречать!»
Прошка:Весну встретим, город зацветет,
Радость будет людям круглый год! Хоровод: «Ой,вставала я, ранёшенько».
Воспитатель: Ребята,сегодня мы с вами здесь собрались, чтобы встретить весну Масленицу, по народнойпримете, зима весну встречает, заморозить хочет, а сама, лиходейка, со своегохотения только потеет. Встречают масленицу в феврале, а уж февраль солнце налето поворотит, рассечет зиму пополам, сам слывет «бокогреем», да таким, что имедведю в берлоге бок согреет. Вот и день подрастает все заметнее, стоятоттепели, с крыш льет капель. Всё ликует на земле, чувствуя приближение весны.Поэтому и слывет масленица самым веселым, разгульным, предвесенним праздником.
Ребенок: Душаль ты наша Масленица,
Перепелиныекосточки, бумажное тельце,
Сахарныетвои уста, сладкая твоя речь!
Приезжайк нам в гости, на широкий двор,
Нагорах кататься, в блинах поваляться,
Солнцемпотешиться, умом повеселиться.
Речьюнасладиться!
Приезжайк нам на санях козырных
Налошадках вороных-
Кнам на пир пировать да блины поедать!
Славатебе, барыня Масленица!
Слава!
Прошка:А чтотакое масленица, или кто такая Масленица?
Федул:Слово«масленица» всегда ассоциируется с веселыми зимними деньками, наполненнымигамом и шумом, вкусными запахами блинов.
Прошка:Так приходи масленица, приноси, маслица!
Федул:Давайблинов, давай пирогов, давай колбаски,
Ато до пасхи, потом поститься, надо угоститься.
Прошка:ПриходиМасленица скорей!
Нетоми добрых людей!
Масленица ясная, мы на все согласные!
А вы знаете, что Масленицу празднуют втечение недели. Русский народ её величает «честная Масленица», «широкаямасленица», «веселая Масленица».
Прошка:Акаждый день недели имеет свое название. Понедельник на масленичной неделезовется «Встреча».
1-й ребенок: ЕдетМасленица дорогая, наша гостьюшка годовая.
2-й ребенок: Насаночках расписных, на кониках вороных.
3-й ребенок: Живетмасленица семь деньков! Оставайся, масленица, семь годков!
Хоровод: «Амы Масленицу встречали».
Масленица: Поклонземной тебе, люд честной от меня.
Вгоду всего лишь раз, я исстари гощу у вас.
Веселювсех, на карусели катаю, блинами всех угощаю.
Ану взялись все за руки, вот мы и на карусели и покатились еле — еле,
Апотом вокруг бегом. Игра «Карусель».
Масленица: Накатались от души, ох, все гости хороши.
Федул:2-йдень Масленицы называется «заигрышным». В этот день устраиваются масленичныеигрища и потехи. Ждут нас игры, смех и шутки. Не теряйте ни минутки! Эй,ребята, выходите, силу, удаль покажите!
Игры: «Бег вмешках».
Федул:А устроимсоревнование на метелке.
Изберезы или елки? Это сказки или быль? Ведьмы поднимают пыль?
1.Гонкина метелке.
Наснегу рисуется длинная полоса — трасса, вдоль нее расставляются змейкойпластиковые бутылки. Участники садятся верхом на длинные метлы и бегут кфинишу.
2.«Русскаяметла»
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлуудобнее взять без древка, а дальше — все, как в серьезных соревнованиях пометанию копья: определяется дорожка для разбега и линия, за которую «метло-метателю» заступать нельзя.
2Скоморох: Уяпонцев есть сумо, а у нас свои забавы. Приглашаем к участию в старинноерусской забаве «Петушки». Игра «Петушки»
Выбираетсяровная площадка, на которой чертят круг. Участников игры делят на пары. Перваяпара входит в круг, прыгая на одной ноге и придерживая рукой другую, игрокидолжны вытолкнуть соперника из круга. Внимание толкаются не руками, а толькоплечами. Проигравший выбывает из игры.
В круг входит следующая пара игроков, затем победители соревнуются между собой.Выигрывает последний победитель.
Прошка: Воти третий день настал. «Лакомкой» называется.
Ребенок: Какна рукавичке драной, тесто разливалось,
Солнцеблинчиком румяным в печке выпекалось.
Долгона огне сидело, жаром наливалось,
Долгов маслице кипело, солнышко старалось.
Ребенок: Толькозря его к обеду
Подаватьпытаются,
Солнце– прыг с тарелки в небо,
Вонкак улыбается!
Красносолнышко, Ярило,
Ктоты, блин или светило?
Ребенок: ШирокаяМасленица,
Мытобою хвалимся,
Нагорах катаемся,
Блинамиобъедаемся!
Песня «Блины»
Федул: Атеперь, честной народ, на разгульный четверток собирайся!
Коробейник: Заходите,приезжайте! Всё, что надо, покупайте! Народ собирается, ярмарка открывается!
Подбегают дети, берут ложки и платочки: Танецматрешек с ложками
Выбегают леший и кикимора
Кикимора: Здорово,Леший, дед во сто лет!
Леший (приставляетладонь к уху): Что?Как лунь я сед?
Кикимора: Ах,ты, наша защита и оборона!
Леший: Что?Я ощипана ворона? Вот я вас!
Кикимора: Воттетерев глухой!
Леший: Вотдавно бы так! И говорили бы сразу, что молодец холостой!
Кикимора: Ну,а теперь за дело. Повелел мне Мороз людей одолеть, чтобы не пели, не плясали,не играли в игры веселые. Ой, надо говорить потише, а то кто-нибудь услышит.Вон ходит скоморох…
Леший: Какой-какойгорох? Где горох? Я люблю гороховую кашу!
Кикимора: Дане горох, а скоморох!
Леший: Язнаю, как людей одолеть. Давай наберем разного товара – пряников, орехов,пирогов. А перед тем уложим свой товар сон-травой, заговорим да продадим. Ктоиспробует наш — товар тут же уснет. Не будет на ярмарке ни песен, ни танцев.
Кикимора: Здоровоты придумал, дед! Идем скорее свой товар заговаривать и на ложки раскладывать.
Раскладывают и угощают.
Леший: Наорешки глядите,
Набирайтеда едите!
Конфеты,орехи – ребячьи утехи!
Давайте,подходите и других подводите!
Кикимора: Диводивное, чудо чудное, а не товар!
Не ходите ни куда, подходите все сюда!
Леший: Глядите,не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте, даром разбирайте!
Масленица: Ах,что это вы праздник хотите нам испортить,
А ну прочь с глаз моих. (Леший и Кикимораубегают)
Федул: Видно тутраздор глубокий, а у нас четверг широкий.
Широкий,чистый, четвертачок,
Масленица,покажи свою щедрость, одари людей подарками.
Масленица: Что ж, ктозагадку отгадает, тот и приз получает.
Загадки.
Изоконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
Снеба пришел, в землю ушел. (Дождик)
Красноекоромысло через реку повисло. (Радуга)
Безязыка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Старыйдед, ему сто лет, мост намостил.
Пришлакрасна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
Чтоне сеяно весной родится? (Трава)
Маленько,зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Матушкойвесной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
Началибратцы из люльки выбираться.
Наземлю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
Ктовесной к нам прилетает. Птицы. Игра «Воробьи вороны»
Прошка: Эх, масленица разгулялась.
Тути пятница подкралась. Тещины вечерки.
Мыопять блинов наелись и решили засиделись.
Продолжаем веселиться.
Вотканат, он прочный очень,
Сильных,ловких ну и прочих
Приглашаемпоиграть
Перетягиватьканат. Семь на лево, семь на право, будет вам сейчас забава.
«Перетягивание каната».
Федул: Молодцы удальцы! Ребятишки без изъянов, теперь бой для великанов.
«Поднимигирю»
Прошка: Пятыйи шестой день Масленицы называют «Тёщины вечорки» и «Золовкины посиделки». Вэти дни друзья и родные ходят друг к другу в гости, угощают родных и близких.
Федул: Акто не боится с огнем сразиться? Через костер прыгнуть, свою удаль показать?
(Дети прыгают через «костер» (макет)).
А сейчас, а сейчас
Начинаем перепляс.
Подходи сюда, народ,
Тот,кто пляшет — шаг вперед! «Перепляс»
Федул: Воти прощенный день настал, с Масленицей пора прощаться!
Дети подходят к Масленице и прощаются сней: обнимают, просят прощения за нанесенные обиды.
Масленица: Угощаетблинами:
Вотблиночки – блины! Во печах испечены.
Исочные и молочные, и крупчатые и рассыпчатые.
А вот блины со сковородыпресные, кислые – для детворы.
Естьовсяные и пшеничные,
Блиныстоличные,
Навкус отличные. Масленица уходит.
1-й ребенок: Тыпрощай, прощай, наша Масленица,
Тыпрощай, прощай, наша широкая!
2-й ребенок: Тыпришла с добром, сыром, маслом и яйцом,
Сблинами, пирогами да с оладьями!
3-й ребенок: Блинымасляные, шаньги мазаные!
Амы катаемся с горы от зари и до зари!
4-й ребенок: Тыпрощай, прощай, наша Масленица!
Приходи,весна ясная! Приходи весна красная!
С хлебами обильными! С журавлями да ливнями!
1. Благослави,мати, весну заклинати.
2. Жаворонушки,прилетайте-ка. Выход со свистульками.
Федули Прошка: Приди, весна! С радостью!
Сомилостью великой! Со льном высоким!
Скорнем глубоким! Выходит весна.
Весна. Пробилвесны сегодня час, я очень рада видеть вас,
Напразднике со всеми вами повстречаться,
Всеходарить теплом, что б все цвело кругомХоровод «Веснянка»
Весна. УкатилаМасленица. Добрая красавица,
До будущего года. До сырной недели.
А вы здесь остались. Вдоволь наигрались!
За столы скорей идите, всех блинами угостите. Вот и праздничку конец! Кто пел,плясал, тот, молодец! Песня «Самовар» в записи.
