Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Захар Прилепин:
«Белый квадрат»:
нравственное взросление героя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №9 имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта В. В. Лебедева
Работу выполнил ученик 9к класса кузнецов александр
Руководитель: Беляцкая Светлана Владимировна -
2 слайд
Автор рассказа
Евгений Николаевич Прилепиный, родился 7июля 1975г, Ильинка, Рязанская область, РСФСР, СССР — российский политический и общественный деятель, писатель, филолог, публицист. Взявший псевдоним Захар Прилепин, создал немало увлекательных произведений. Среди них важно обозначить «Белый квадрат», написанный автором в 2005 году. -
3 слайд
О чем рассказ?
Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» повествует о невозможности вернуть прошлое, изменить, исправить поступки. Детские воспоминания автора становятся невыносимыми, он пытается успокаивать себя, уверяя в своей невиновности, но простить до конца так и не получается.
Повествование ведется от первого лица, повзрослевший Захар видит призраков прошлого. Призраки являются в виде Саши — юного паренька, который принимал участие в детских забавах. -
4 слайд
Почему рассказ называется именно так?
Дети играли в прятки догонялки, если тебя нашёл водящий, то тебе необходимо добежать до магазина где нарисован белый квадрат и постучать по нему с криком <чур меня!> и тогда ты не становишься водящим, этот белый квадрат перед игрой рисовал кирпичом кто то из ребят. -
5 слайд
Кто такой Сашка?
Хулиганов было хоть отбавляй, а вот 9-летний Сашка был необыкновенный. Красивый, чуткий, приветливый с малышами. И независимый. Даже над злющими братьями Чебряковыми добродушно посмеивался, а ведь они старше его на целый год! Никого не боялся. Раз помчался к заветному квадрату на двери на козе. Вот было смеху. Захарка хотел быть, как он, но так и не получилось. -
6 слайд
Смерть Сашки
Однажды Саша спрятался в пустом холодильнике. Тот «не открывался изнутри». Думали, что в пропаже замешаны Чебряковы. А через 2 дня его нашел школьный сторож. Заледеневшего, мертвого, в мерзлых слезах на щеках. «Квадратный рот с прокушенным языком был раскрыт». -
7 слайд
Взросление Захарки
Захарка вырос, но не перестал мысленно говорить с Сашей, как с другом, опорой. Тот замечает, что Захарка постарел. Это от того, что ищет оправданья за свою жизнь. Саша скуп на слова. Он учит мужеству, стойкости. Тому, что человек один на один и с жизнью, и со смертью. -
8 слайд
Вина Захарки
А кто-то обвиняет маленького Захарку в смерти Сашки? (Никто кроме него самого).
За что он себя винит? (Он винит себя за то, что остался «в стороне».) -
9 слайд
Нравственное взросление героя
Мы видим, как образ одного из главных героев сливается с образом рассказчика.
В детстве беззаботный и веселый Захарка играет в компании с мальчишками. Ему очень нравится Сашка и он хочет быть походим на него. Но, из-за стечения обстоятельств Захарка становится виновником, хоть и косвенно, в смерти Сашки.
На тот момент мальчику было всего 5 лет и он чувствует вину за то, что не нашел Сашку, что не проверил, ушел тот домой или что-то с ним случилось. автор постоянно возвращается к тому дню, но понимает, что прошлое не изменить. С этой тяжестью на душе он живет всю жизнь. И вот сейчас он постаревший Захар, но постоянно разговаривает с воображаемым парнем Сашкой. -
10 слайд
Автор просит прощения у Сашки, но Сашки нет, поэтому и простить некому, в произведении даже можно прочитать такую реплику, где Захар говорит воображаемому собеседнику:
« Я не в силах вынести это, раздели со мной».
Но сам же понимает, что Сашки уже нет, некому ответить, некому простить его, поэтому в книге написано так, последние слова Сашки:
«Нет, Захарка». -
11 слайд
Вывод
Нравственная проблема произведения заключается в том, что человек должен ценить жизнь. Это главное и основное, она дается нам один раз.
