Лингвистическийтурнир
Цель: способствовать овладениюобучающимися русским языком как средством общения в повседневной жизни иучебной деятельности, воспитывать уважение к родному языку, повышать интерес кязыку как явлению культуры, к самому предмету.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся; расширятькругозор учащихся по предмету, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческие способности,коммуникативные умения, правильную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитывающие:
воспитывать познавательный интерес к изучениюрусского языка.
Учитель.
Не секрет, что русский язык считаетсяодним из самых трудных предметов. С одной стороны, знание родного языка даетсячеловеку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. Сдругой стороны, это сложный предмет, и изучение его требует большого труда. Сраннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчаниебабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, песни, прибаутки – этоязык. И так всю жизнь человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни нашаг двигать вперед науку, развитие техники, т.е. саму жизнь. Нам дан вовладение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Слайд 1
Высказывания оязыке
1 команда
Писатель Алексей Николаевич Толстойговорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга послевесеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песнянад колыбелью».
2 команда
«Языку мы учимся и должны учитьсянепрерывно до последних дней своей жизни» — это слова русского писателя Константина ГеоргиевичаПаустовского.
3 команда
«Язык всем знаниям и всей природе ключ» — Гавриил РомановичДержавин.
Слайд 2
Сегодня мы проводим «Лингвистическийтурнир» , в ходе которого выявим знатоков русского языка нашего класса.Класс разделен на 3 команды. Будет несколько конкурсов, за которые вы будетеполучать жетоны. Чья команда наберет больше жетонов, та и победит вЛингвистическом турнире.
А что такое лингвистика? (наука,изучающая законы языка). Сегодня на мероприятии мы с вами ещё разубедимся, насколько могуч наш русский язык.
Главный гость на нашем празднике – ЕгоВеличество Русский Язык.
Желаю удачи. Начинаем.
1 конкурс «Разминка»
Ябуду задавать вопросы, по 3 вопроса для каждой команды. Жетон получает такоманда, которая правильно ответит на все 3 вопроса. Не подсказываем.
Итак, вы готовы?
Дети: Да!
1 команда
-Сколько букв в алфавите русского языка? (33)
— Сколько из них гласных букв? ( 10)
— Назовите их (а,о,у,ы,э,е,е,и,ю,я)
2 команда
— Сколько согласных? (21)
— Какие бывают согласные звуки? (Твердые мягкие,звонкие глухие, парные и непарные)
-А что вы можете сказать про буквы ъ и ь? ( Онизвуков не обозначают)
3 команда
— Назовите звуки, которые всегда мягкие? (Ч Щ Й)
— Звуки, которые всегда твердые (Ж Ш Ц)
— Что мы узнаем по количеству гласных?(количество слогов)
Стихотворения орусском языке
1. Если ты хочешьсудьбу переспорить.
Если ты ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре —
Выучи русский язык.
2. Он твойнаставник, великий, могучий.
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык.
3. Русское словоживет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница —
Выучи русский язык!
2 конкурс «Отгадай пословицу»
Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность,точность. Ваше задание: отгадать пословицу по 2 словам. Устно. Задание наслайде.
За правильно выполненное задание — жетон.
Слайд 3, 4
1. Свет,тьма. (Ученье – свет, а неученье – тьма)
2. Труд,лень. (Труд кормит, а лень портит)
3. Встречают,провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают)
Сценка «Несуразные вещи»
Ребятасейчас покажут, что может случиться, если плохо знать родной язык.
(Детиразыгрывают сценку)
-Здравствуй!
-Привет!
-Что это ты несешь?
-Несу разные вещи.
-Несуразные? Почему они несуразные – то?
-Разные вещи я несу. Разные! Вот несу мел.
-Что не сумел? Ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел — то?
-Мел несу. Мишке. Ему же надо будет.
-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
-Какая жена? Это у Мишки – то жена? А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет»,понадобится, значит.
-Вот оно что…
-А еще у меня для Мишки новость приятная: нашлась та марка, которую он давноищет.
-Тамарка?
-Ага.
-Какая?
-Красивая такая! Зеленая.
-Постой, постой… Это что же: у нее волосы что ли, зеленые?
-У кого волосы?
-Да у Тамарки – то.
-Что – о?
-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»
-Та!Марка! Марка, понимаешь. Та марка нарисована.
-Ага, все – таки нарисована Тамарка. На марке, значит, нарисована Тамарка, да?
-Пока, некогда мне.
-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
3 конкурс «В гостях у басни»
Учитель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы?Конечно, любите. И дети, и взрослые любят смотреть мультфильм. Сейчас мыпосмотрим мультфильм «Слон — живописец» по мотивам одноимённой басни Сергея Михалкова.Я приглашаю вас на особый просмотр мультфильма. Вам надо не просто смотретьмультфильм, но и выполнить творческое задание. После просмотра мультфильма выперечислите слова по теме «Изобразительное искусство», которые встретились вэтой басне. Кто напишет больше слов, та команда и побеждает. Вам дается на это3 минуты
Слова: живописец, пейзаж, полотно,картина, вернисаж, художник, ценители, краски, кисть.
Каждая команда зачитывает слова, считаем ихколичество. Жетон получает та команда, у которой записано 9 слов.
Итак, ребята, вы очень хорошо поработали, давайте мы с вами немного отдохнем, сделаемфизминутку.
4 конкурс «Собери текст»
Учитель: На столе лежат предложения из текста. Вам нужнособрать из отдельных предложений текст, то есть наклеить предложения вправильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой командыпрочитает этот текст вслух.
Команда1
И хвостоторвался от головы и пополз вперед.
Головасказала: «Разойдемся!»
Но толькочто он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Головасказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиныйхвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвостсказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокругдерева, ты с места не тронешься».
(Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала:«Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато вомне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места нетронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и поползвперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.)
Команда2
Соседсказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду ипополам разрежьте всю скотину».
Когда отецумер, сыновья не могли разделиться без спора.
Он сказалим: «Умру, разделите все пополам».
Братьяпослушались соседа, и у них ничего не осталось.
У одногоотца было два сына.
Соседспросил у них: «Как вам отец велел делиться?»
Они пошлисудиться к соседу.
Онисказали: «Он велел делить все пополам».
( Уодного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когдаотец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу.Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велелделить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейтепополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушались соседа,и у них ничего не осталось.)
Команда3
Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажнымшариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрылаТишку.
Вот какой шалунишка!
(Любеподарили котенка. Котёнок сидел на полу и играл с бумажным шариком.Вдругпролетела муха и села на шляпу. Котёнок прыгнул на стул, шляпа упала и накрылаТишку. Видны только белые лапки. Вот такой шалунишка!)
Сценка «Ударение»
Ребятавновь покажут сценку о том, как важно знать русский язык.
Покомнате ходит мальчик, держится за голову.
-Ой, как болит голова, а так хочется в школу пойти, надоело болеть. Нужнопринять лекарство. (Берет бутылочку и читает.) Принимать 3 раза в день по однойстоловой ложке, после приема пищи. (Принимает и начинает пищать).
-Что случилось, Вадим? Почему ты пищишь?
-Я лекарство принял, а там написано: после приема пищи.
-Вадим, но ты неверно прочитал. Принимать после приема пищи, а не пищи.
-Ой, и правда. Учительница в школе говорила про ударение, а я и не слушал.
-теперь я буду внимательнее на уроках.
Учитель: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужносохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть роднымсловом.
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь снего начинается Родина.
На нем мы объясняемся в любви,
Читаем книги, песни распеваем,
Воспоминанья пишем в дневники,
Поэмы и стихи слагаем.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересенрусский язык.
Ребята!
Закончен турнир наш лингвистический.
Настала пора итоги подвести:
Все ваши жетоны подсчитать
И настоящих лидеров назвать.
Посчитайте свои жетоны. Всем спасибо.
Слайд 5
