Государственноебюджетное общеобразовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадскийфизико-математический лицей»
УТВЕРЖДАЮ:
ДиректорГБОУ МО СП ФМЛ
_______________О.А. Макарова
«______»___________________ 2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по второмуиностранному (французскому) языку
(базовый уровень)
9 класс
Составитель:
МаковскаяИ.В. учитель английского ифранцузского языков высшей категории
2022 год
· Настоящая рабочая программа по Второму иностранному языку (французский) для9 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющимиструктуру и содержание курса:
· 1. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
· основной образовательной программы основногообщего образования ГБОУ МО ФМЛ;
· учебного плана на 2021-2022 учебный годГБОУ МО ФМЛ;
- рабочей программы воспитания ГБОУ МО ФМЛ;
· И.А. Сафронова. Примерные программы поучебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2012 г.
· Н.А. Селиванова «Французский язык». Второйиностранный язык. Рабочие
программы. Предметная линия учебников«Синяя птица». 5 – 9 классы. –
М.: «Просвещение», 2019;
· Федеральный перечень учебников, допущенныхк использованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общегообразования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,утверждённым приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020г. №254, сизменениями, внесёнными приказом № 766 от 23 декабря 2020.
· УМК: Э.М. Береговская, Т.В. Белосельская«Синяя птица». Французский язык.
Второйиностранный язык. 5 класс. Учебник для образовательных организаций.
8-е издание.– М.: Просвещение, 2019.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на33 учебных часа, по 1 уроку в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Второй иностранный (французский) язык»
Предметные:
1) Речеваякомпетенция
Говорение(диалогическая речь – 3 реплики со стороны каждогоучастника диалога; монологическая речь – 7-10 фраз).
Выпускник научится:
· вести диалог этикетного характера,диалог-расспрос, брать и давать интервью в стандартных ситуациях неофициальногообщения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятыев стране изучаемого языка;
· строить монологическое высказывание осебе, своей семье, друзьях, интересах и планах на будущее с опорой назрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) врамках освоенной тематики;
· описывать события/картинку/фото с опоройна зрительную наглядность и/или вербальные опоры;
· комментировать и аргументировать своеотношение к прочитанному и прослушанному;
· кратко высказываться с опорой нанелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.д.)
Аудирование
Выпускник научится:
· воспринимать на слух и полностью пониматьречь учителя, одноклассников;
· воспринимать на слух и понимать основноесодержание несложных аутентичных аудиотекстов;
· воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую, запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих какизученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковыхявлений;
· выделять основную тему в воспринимаемом наслух тексте;
· использовать языковую догадку привосприятии на слух аудио- и видеотекстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
· читать и понимать основное содержаниенесложных аутентичных текстов разных стилей и жанров, содержащих отдельныенеизученные языковые явления (объём текста– 600-700 слов);
· читать и находить в несложных аутентичныхтекстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную, интересующуюинформацию – выборочное чтение (объём текстов – 350 слов);
· читать и полностью понимать несложныеаутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, используяразличные приёмы смысловой
· переработки текста: выборочный перевод,языковую догадку, в том числе с опорой на первый иностранный язык (объёмтекстов – 500 слов);
· выразительно читать вслух небольшиепостроенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируяпонимание прочитанного.
Письменная речь
Выпускник научится:
· заполнять анкеты и формуляры, бланки,сообщая о себе основные сведения;
· писать короткие поздравления с опорой наобразец с употреблением формул речевого этикета, принятого в стране изучаемогоязыка (30-40 слов, включая адрес);
· делать краткие выписки из текста с цельюих использования в собственных устных высказываниях, составлять план, тезисыустного или письменного сообщения;
· писать небольшое письменное высказывание сопорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.д.)
2) Языковаякомпетенция
Орфография
Ученик научится:
· применять орфографические правиланаписания слов.
Фонетика
Выпускник научится:
· правильно произносить и различать на слухвсе звуки иностранного языка;
· соблюдать правильное ударение в словах ифразах;
· соблюдать ритмико-интонационныеособенности предложений различных типов: утвердительное, вопросительное,отрицательное, повелительное;
· уметь правильно разделять предложения насмысловые группы.
Лексика
Выпускник научится:
· распознавать и употреблять основныеизученные лексические единицы: слова, словосочетания, реплики-клише речевогоэтикета;
· использовать основные способысловообразования: аффиксация, словосложение, конверсия
· понимать и использовать явлениямногозначности слов, синонимов, антонимов, лексической сочетаемости.
Грамматика
Выпускник научится:
· распознавать и употреблять в речи основныеморфологические формы и синтаксические конструкции второго иностранногоязыка;
· знать признаки изученных грамматическихявлений: временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов,артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,местоимений, числительных, предлогов ,использовать эти правила в устной иписьменной речи;
· знать основные различия систем русского ифранцузского языков.
3) Социокультурнаякомпетенция
Выпускник получитвозможность:
· узнать национально-культурные особенностиречевого и неречевого поведения в своей стране и странеизучаемого языка, применять эти знания в различныхситуациях формального и неформального межличностного и межкультурногообщения;
· распознавать основныенормыречевого этикета и речевых клише, принятые в странеизучаемого языка, и употреблять их вустной и письменной речи
· узнать распространенные образцы фольклора(скороговорки, поговорки, идиомы);
· узнать наиболее известные образцыхудожественной, публицистической и научно-популярной литературы;
· иметь представление об особенностях образажизни, быта, культуры страны второго иностранного языка (всемирно известныхдостопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
· иметь представление о сходстве и различияхв традициях своей страны и страны изучаемого второго иностранного языка;
· понимать роль владения несколькимииностранными языками в современном мире.
4) Компенсаторнаякомпетенция
Выпускник получитвозможность научиться:
· выходить из трудного положения в условияхдефицита языковых средств при получении информации за счёт использованияконтекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса,словарных замен, жестов, мимики.
Метапредметные результаты
· умение самостоятельно определять целисвоего обучения, формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательнойдеятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать альтернативныепути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в соответствии с ситуацией;
· умение оценивать правильность выполненияучебной задачи, находить собственные возможности её решения;
· умение владеть основами самоконтроля,самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности;
· умение адекватно и осознанно использоватьречевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своихчувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
· умение планировать своё речевое инеречевое поведение; умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль,самооценку в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
· владение логическими действиямиопределения понятий, обобщения, установление аналогий и классификации;
· умение устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять ипреобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач;
· владение исследовательскими учебнымидействиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужнойинформации, её обобщение и фиксация;
· навыки и умения смыслового чтения, включаяумение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевымсловам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,устанавливать логическую последовательность основных фактов;
· формирование и развитие компетентности вобласти использования ИКТ- компетенции.
· умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
· работать индивидуально и в группе;
· находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
· формулировать, аргументировать иотстаивать своё мнение.
Личностные результаты
· воспитание российской гражданскойидентичности: патриотизма, любви и уважения, чувства гордости за Родину,осознание своей этнической принадлежности и культурного наследия;
· формирование ответственного отношения кучению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучениюи познанию, осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессиональногопути;
· формирование целостного мировоззрения,соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира;
· формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, егомнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а так жеуважение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народовРоссии и мира;
· формирование готовности и способностивести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
· освоение социальных норм и правилповедения, как со своими сверстниками, так и совзрослыми, в социальной жизни и в обществе
· формирование ценности здорового ибезопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективногобезопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспортеи правил поведения на дорогах;
· формирование основ экологического сознанияи необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде;
· осознание важности семьи в жизни человекаи общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливоеотношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России;
· формирование мотивации к изучениюиностранных языков, осознание возможностей самореализации средствамииностранного языка;
· развитие таких качеств, как воля,целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие,дисциплинированность;
· стремление к лучшему осознанию культурысвоего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителейдругих стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
· готовность отстаивать национальные иобщечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Содержание учебного предмета
«Второй иностранный (французский) язык» для 9 класса
Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная, (игровая, проектная/ исследовательская деятельность)
Название раздела |
Основные виды учебной деятельности |
Вводный курс. Французский язык и Франция. (4 часа) |
Речевая деятельность:Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Овладевают чтением про себя и вслух с полным и частичным пониманием. Ведут диалоги этикетного характера о себе, семье. Называют достопримечательности. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Используют правила чтения букв и буквосочетаний в словах. Осваивают использование определенного и неопределенного артикля (un, une, des, le, la, les), глагола-связки (etre), множественного числа имени существительного и прилагательного. Формируют орфографическую грамотность французской речи. |
1. Жак Тардье и его семья. Внешность членов семьи. Представленная информация была полезной? ДА 59.03% НЕТ 40.97% Проголосовало: 1108 Моя маленькая сестра. Любимые занятия. (4 часа) |
Речевая деятельность: Представляются при знакомстве, узнают имя собеседника, узнают и сообщают о чьей-либо профессии; спрашивают о возрасте и сообщают о своем; рассказывают о своей семье. Овладевают орфографией тематических лексических единиц, выполняют упражнения на списывание. Языковая деятельность: Описывают серию картинок. Распознают и употребляют в речи глаголы в настоящем времени. Оперируют правильным применением личных местоимений. Ведут диалог по теме. |
2.Звенит звонок. Мой класс. Мои школьные принадлежности. Мои преподаватели. Учебные предметы. Расписание. Внеклассные мероприятия. Обязанности по классу. (4 часа) |
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос о классе, о школьном друге, школьных предметах. Составляют монолог-описание, рассказ о персонаже. Формируют умения воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации. Овладевают чтением про себя и вслух с полным и частичным пониманием. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. Осваивают использование числительных (1 — 100), спряжений глаголов первой группы, вопросительной конструкции «Который час?». |
3.День Рождения Сюзанны. Семейные праздники и традиции. Мой день рождения. День рождения родных и друзей. Новый год и Рождество. Подарки. Здоровье. Плохое самочувствие. (4 часа) |
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос о дне рождения друга, о семейном празднике, этикетный диалог о приветствии. Составляют монолог-описание о дне рождения. Формулируют просьбы. Формируют умения воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации. Овладевают чтением про себя и вслух с полным и частичным пониманием. Овладевают коммуникативным письмом: поздравление, ответ на поздравление, календарик с днями рождениями. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. Осваивают использование повелительного наклонения, слитного артикля, оборота «есть/имеется», личных местоимений. |
4.Мы идем в магазин. Мой распорядок дня. Домашние обязанности. Помощь по дому: поход в магазин, на рынок. Евро – денежная единица Франции. Распорядок воскресного дня. Трапеза: завтрак, обед, ужин. Подготовка к новогоднему празднику. Поездки на городском транспорте. (4 часа) |
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос на рынке, запрашивают информацию о цене, количестве, цвете, о времени, расспрашивают друга о воскресной еде. Составляют монолог о походе в магазин, о времени приема пищи. Формируют умения воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации, передавать содержание прочитанного. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. Осваивают использование глаголов 1 и 3 группы, модальных глаголов, предлога (de) для выражения количества. |
5.Мой маленький питомец. Мои домашние животные. Их возраст, питание, привычки. Забота о них. Прогулки с домашними животными на улице. Фильмы о животных. Празднование дня рождения за городом. (4 часа) |
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос о домашних животных, диалоги этикетного характера на дне рождения. Составляют монолог о своих домашних животных, о своем прошедшем дне рождения. Формируют умения воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации, устанавливать логическую последовательность основных сюжетных фрагментов. Передают содержание прочитанного. Оформляют небольшую книжку-брошюру о своих домашних животных. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. |
6.В городе. Окружающий меня мир. Мой город. Мой адрес. Транспорт. Дорога от дома до школы. Портретная характеристика. Описание предметов (форма, цвет). Парки Парижа. Цветочный рынок. Центр им. Ж. Помпиду. Города Франции. Тюль. Празднование рождества в Тюле. (4 часа) |
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос о городе, в котором живет друг, улице, доме, диалог этикетного характера о том, как узнать дорогу. Составляют монолог о своем городе/поселке, о французском городе Тюле. Формируют умения воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации, соотносить достоверность прочитанной информации. Передают содержание прочитанного. Овладевают коммуникативным письмом: письмо французскому другу, оформляют почтовый адрес на конверте. Выполняют презентацию о своем городе, о его истории. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. Осваивают использование прошедшего законченного времени, с глаголами 3 группы. |
7.Я люблю, я не люблю… Мой досуг и увлечения. Досуг и увлечения моих друзей. Мои любимые предметы в школе. Мои любимые занятия вне школы. Мои любимые игры и игрушки. Мои гастрономические предпочтения. Моя комната. Времена года. Здоровье. Визит к врачу. (2часа) |
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос о ближайших планах, спортивных увлечениях, диалог этикетного характера в кабинете врача. Составляют монолог о своем досуге, своих предпочтениях, словесный портрет своего друга. Овладевают умениями воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации, соотносить достоверность прочитанной информации. Овладевают чтением про себя и вслух с полным и частичным пониманием. Овладевают коммуникативным письмом: письмо другу. Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. Осваивают использование ближайшего будущего времени. |
8.Каникулы, это великолепно! Летние и зимние каникулы. Погода. Окружающая природа. Времена года. Любимое время года. Путешествие на поезде. (3 часа)
|
Речевая деятельность: Воспринимают на слух аудиозапись, речь учителя и одноклассников. Дифференцируют звуки. Воспроизводят звучание слов корректно. Соблюдают ударение и интонацию. Ведут диалог-расспрос о любимом времени года. Составляют монолог о своем любимом времени года, о путешествии в другой город. Овладевают умениями воспринимать, понимать, интерпретировать письменный источник информации, передавать содержание прочитанного. Овладевают чтением про себя и вслух с полным и частичным пониманием. Овладевают коммуникативным письмом: электронное письмо/ открытка/ сообщение о себе с целью найти друга по переписке. Выполняют и презентуют творческую работу «Как я провел каникулы». Языковая деятельность: Оперируют активной лексикой. Формируют орфографическую грамотность. Закрепляют использование грамматических явлений, изученных в 5 классе. |
Тематическоепланирование учебного предмета
«Второйиностранный (французский) язык» для 9класса
Основнойформой совместной деятельности педагога и обучающихся является школьный урок,нацеленный на практическую реализацию цели и задач воспитания.
Воспитательныйпотенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты
эмоциональногопереживания, через организацию работы с воспитывающей
информацией, черезпривлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с
открытиями иизобретениями.
Основная цельвоспитания – обеспечение позитивной динамики развития личности
каждогообучающегося. Целевым приоритетом воспитания для обучающихся основной школыявляется развитие социально значимых отношений.
№ |
Название раздела/темы |
Количество часов, отведенных на изучение раздела/ темы |
Целевые приоритеты воспитания |
1. |
Вводный курс. Французский язык и Франция. |
4 |
-повышение интереса к изучению нового языка; -осознание необходимости саморазвития; — восприятие семьи как главного источника счастья и опоры; — желание создавать благоприятный микроклимат в своей собственной семье; — воспитание патриотического чувства к Родине, к ее истории, традициям, природе. -отношение к окружающим как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; — понимание важности бережного отношения к природе, ее дарам; -формирование правильного отношения к своему здоровью; — проявление ответственности за «братьев наших меньших»; — понимание мира как главного принципа человеческого общежития; — отношение к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека; -понимание необходимости правильного планирования своего времени. |
2. |
Раздел 1. Жак Тардье и его семья |
4 |
|
3. |
Раздел 2. Звенит звонок |
4 |
|
4. |
Раздел 3. День рождения Сюзанны |
4 |
|
5. |
Раздел 4. Идем в магазин! |
4 |
|
6. |
Раздел 5. Мой маленький питомец |
4 |
|
7. |
Раздел 6. В городе |
4 |
|
8. |
Раздел 7. Я люблю … Я не люблю … |
2 |
|
9. |
Раздел 8. Каникулы, это великолепно! |
3 |
|
|
Итого: |
33 |
|