Хореография вобщеобразовательной школе
как средствоэстетического воспитания
Хореография — средство эстетического воспитания широкого профиля, её спецификаопределяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачиэстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даётвозможность физического развития, что становится особенно важным присуществующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии,снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитываютнастойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место вфизическом развитии ребёнка, коррекции и формировании правильной осанкиотводится упражнениям классического танца; построение программы предмета«Хореография» по историческому принципу представляет большие возможностисоздания у учащихся единой картины мира в художественно-эмоциональных образах идаёт основу для интеграции хореографии с такими предметами, как: история,литература, МХК, география.
Разработка программы по художественно-эстетическому направлению была начатаадминистрацией школы № 27 в 1994 году при введении уроков хореографии вучебный план МОБУ СОШ № 27 (художественно-эстетического направления). Занятиямузыкой, хореографией, ИЗО были обязательными для всех учащихся. Работа веласьс детьми разных возрастов, начинающих заниматься хореографией впервые: с 1 по8 классы. Навыки, приобретённые учащимися на уроках хореографии в первый годработы, востребовались в различных мероприятиях школы. Например: станцеватьлюбой танец, чтобы «разбавить» стихи и хор на концерте для родителей, заполнитьпаузу в классном или школьном мероприятии и т.д. Затем в школе стали устраиватьбалы, фестивали, академические концерты. На протяжении 8 лет в школе проводятсяфестивали танца на различные темы, посвященные знаменательным датам: Году детства, Году кино, годам патриотического воспитания, году Матери, и другие.
Предлагаю вашему вниманию краткую разработку открытого урока, проведенного воктябре 2022 года в МОБУ СОШ № 27 г. Якутска в рамках методической неделихудожественно-эстетического цикла.
Открытый урок по теме:
«Развитие техники движения и пластики у учащихся младшихклассов на уроке хореографии в МОБУ СОШ № 27 г. Якутска»
Целью данной работы является подробноеизложение открытого урока по предмету «Хореография» (3 б класс МОБУ СОШ № 27) сдетальным описанием движений и комбинаций, используемых на уроках с учётомметодических требований.
Данный урокявляется подготовительным занятием к контрольному уроку I полугодия.В ходе открытого урока показана работа над ритмикой, пластикой, музыкальнойформой (фраза, предложение, период, вступление и заключение), освоением сильныхи слабых долей и пульсацией в ранее изученных движениях и комбинациях. Привыполнении ритмических упражнений и танцевальных движений были использованыразличные рисунки танца: круг, два круга, диагонали, колонны, линии, прочёсы ит.д.
Актуальность изначение работы заключается в практических рекомендациях для профессиональнойдеятельности в области хореографического искусства. Данная разработка открытогоурока адресована преподавателям хореографии и педагогам хореографическихстудий.
План-конспект открытого урока по предмету «Хореография»
по теме «Развитие техники движения и пластики у учащихсямладших классов на уроке хореографии в МОБУ СОШ № 27 г. Якутска»
Цель: закрепить приобретённые музыкально-ритмическиенавыки и двигательные способности.
Задачи:
Образовательные:
-закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
-развитие осмысленного исполнения движений.
Развивающие:
-укрепление опорно-двигательного аппарата;
-развитие танцевально-ритмической координации;
-развитие музыкальности;
-развитие пластико-ритмической памяти.
Воспитательные:
-формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
-формирование чувства ответственности;
-активизация творческих способностей.
Методыобучения:
-практический,
-наглядный (практический показ);
-словесный (объяснение, беседа);
-метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение,установка на успех);
Тип урока: закреплениезнаний, выработка умений и навыков.
Вид урока: совершенствованиезнаний, умений и навыков.
Адресат: учащиеся 3 бкласса МОБУ СОШ № 27 г. Якутска
Материально-техническоеобеспечение урока: хореографическийзал, оснащённый зеркальным полотном, музыкальный центр, индивидуальныековрики.
Ход урока
-Организационныймомент.
Приветствиеучащихся, организация внимания детей, регулировка эмоционального состояния,настрой на продуктивную коллективную работу.
Преподаватель: «Добрыйдень. Вы все заметили, что к нам на урок пришли гости. Попрошу вас волнениеотставить в сторону, работаем в обычном режиме».
Сообщение цели и задачурока.
Преподаватель: «Сегодняшнеезанятие – это подготовка к контрольному уроку за первое полугодие. Отрабатываемвсе пройденные движения, повторяем и закрепляем выученные комбинации. Вашазадача – слушать внимательно музыку и исполнять комбинации и движения строгопод музыку. По ходу урока мы повторим теоретический материал и попробуемприменить его в музыкально-ритмической части урока. Попрошу вас активнопоработать на уроке, внимательно слушать и слышать меня и музыкальноесопровождение. Пожалуйста, стоим, готовы. Поклон».
Практическая часть
Работа на середине зала:
1. Поклон.
2. Марш на месте.
3. Разминка по кругу.
4. Закрепление музыкальной грамоты.
6. Фигурная маршировка.
Этюд включает всебя перестроения по линиям, в колонны, в диагонали, по кругу, марш на месте, вповороте в парах на 90º в сочетании с хлопками на сильную долю и на каждуючетверть и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся чётко слышали началои конец музыкальной фразы.
7. Комбинация притопов и хлопков.
8. Поклон
Заключительная часть урока
Преподаватель: «Наэтом наш урок окончен. Нам есть ещё над чем с вами работать. Может быть, не увсех всё получилось. Я думаю, к следующему уроку вы все соберётесь ипостараетесь. Тем более что этот урок будет контрольным. А сегодня я благодарювсех за хорошую, плодотворную работу».
Преподавательвыставляет оценки.
Заключение
В данной статье рассматривается тема развития техники движения и пластикиу учащихся младших классов на уроке хореографии.
В ходе урокаучащиеся повторяли и закрепляли знания по музыкальной грамоте с применениемэтих знаний при исполнении различных музыкально-ритмических и пластическихдвижений и комбинаций. Приобретенные умения и навыки помогут им в дальнейшем науроках классического и народно-сценического танцев при освоении более сложныхтехнических этюдов. Кроме того, на каждом уроке с учащимися ведется кропотливаяработа над умением контролировать мышечный и суставно-двигательный аппарат,приобретаются навыки координации, воспитывается дисциплинированность,трудолюбие и упорство.
Дети охотно осваивают любое движение, если им понятна логика его дальнейшегоиспользования. Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальнуюось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точностьисполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движенийклассического танца, учащиеся переносят эти правила на исполнение любогодвижения, изучаемого на уроке.
Какпреподаватель уроков хореографии я участвую в методических неделях, марафонах,семинарах для учителей и провожу открытые уроки, мастер-классы на городскихмероприятиях, также участвовал в Республиканском конкурсе «Сердце отдаю детям -2022» и стал обладателем призового места.
Учитель хореографии
Иван ИвановичЧеркашин.
