Муниципальное общеобразовательноеучреждение
« Уразовская средняя общеобразовательнаяшкола №2»
Валуйского района Белгородской области
Интеллектуальная игра по русскому
языку
«Что? Где? Когда?»
Подготовил: учитель русского языка
и литературы Кобыляцкий Д.А.
Уразово 2022
Цели:
Приобщение к искусству слова,пробуждение интереса к русскому языку;
Развитие художественноговосприятия мира, интеллектуального и умственного потенциала учащихся, навыковработы в группах.
Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»
Оборудование: мультимедийная установка,компьютер, круглый стол, волчок, чёрный ящик, танцевальная музыка длямузыкальной паузы,
Наглядность : презентация ( приложение)
Ход мероприятия
Презентация. 2 чтеца:
1 слайд ( фанфары.« Перед вамигромада – русский язык»
2 слайд. 1.Родному
2.Устаревшему
1.Современному
2.Совершенному
1.Красноречивому
2.Оригинальному
1.Музыкальному
2.Удивительному
1.Яркому
2.Запоминающемуся
1.вЫразительному
2.Красивому
1.Универсальному
Вместе: русскому языку посвящается…
3 слайд.2. Лучший из лучших – наш русскийязык.
1. Не потеряй наследство предков –
русский язык.
4 слайд.2.Русский язык
1. красив,
2.певуч,
1.выразителен,
2.гибок,
1.послушен,
2.ловок,
1.вместителен
Ведущий: Мы играем в «ЧТО? ГДЕ?КОГДА?» (слайд 7,муз. заставка)
А теперь о правилах нашей игры.Они просты: каждая команда играет до 6 очков. Помощник ведущего крутит барабан,озвучивает номер вопроса и команды по очереди за 1 минуту дают ответ. Есливдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В томслучае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получитедополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой моментигры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко.
Внимание, зрители и болельщики! Заподсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос.Но, уважаемые знатоки, во время игры вы можете отдохнуть во время музыкальнойпаузы.
Правила понятны? Тогда мы начинаем
Слово предоставляется капитанамкоманд.( представление )
Начинаем первый раунд игры.( слайд 8 муз заставка- крутится волчок.)
Вопросы знатокам
1. На Руси рождественско-новогодниепраздники не обходились без этого обряда. Он заключался в том, что люди,нарядившись в необычные костюмы, обходили дома своих соседей с пением песен. Вэтих песнях славились хозяева дома, содержались пожелания богатого урожая,изобилия. Как назывался данный обряд? (Колядки)
2. Определите по картинке, о какомфразеологизме идёт речь. Дайте толкование этому фразеологизму.
Стреляный воробей (очень опытныйчеловек, которого трудно обмануть).
3. Это слово пришло из французскогоязыка, является производным от «кассэ», что значит «сковородка сручкой». О каком слове идет речь? (Кастрюля)
4. Найдите «лишнее» слово, объяснитесвой выбор.
Лужок, кружок, носок, лесок.
(Носок, так как в данном слове оквходит в состав корня)
5. Почему дуэлянты держали левуюруку поднятой вверх?
(Так как дуэли происходили, какправило, в сумерках, либо на рассвете, либо вечером, то в левой руке онидержали фонарь)
6. Поход продолжался 22 суток. Можно ли прочитать выделенноесочетание числительного с существительным? Ведь собирательные числительныеобразуют только простую форму, а числительное 22 – составное числительное.
( Поход продолжался 22 дня. Либо:
Поход продолжался в течениедвадцати двух суток.)
7. Уважаемые знатоки, у вас сдругом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях.
Задание: дополните фразу: Они друг сдругом…
а) на равной ноге б) на короткойноге в) на близкой ноге г) на одной ноге д) на двух ногах
(Они друг с другом накороткой ноге)
8. Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим:«Расставим все точки над И? Зачем над И ставят точки?
( Точки ставят не над И, а над i.Ранее в русском алфавите, наряду с и, была также буква i (её называли и «идесятиричное» за то, что она могла когда-то обозначить и число 10). Вот надбуквой i и положено было для порядка ставить точку. Отсюда выражение – ставитьточки над и, т.е. «доводить всё до конца».)
9. Озвучьте свой заказ в кафе,если из предложенных в меню блюд вы выбрали:
Суп из щавеля;
Салат из свеклы;
Тефтели;
Блинчики с творогом и сливовымвареньем.
(Суп из щавЕля; салат из свЁклы;тЕфтели; блинчики с творогОм и слИвовым вареньем)
10.Окончился спектакль. Залзааплодировал. Вдруг мой сосед стал кричать: «Бис!». Я ему объяснил, что таккричать нельзя. Почему?
(«Бис» — в переводе с фрацузского«повторить». Повторить спектакль нельзя.)
Черный ящик.
Выражение «пялить глаза» — значитупорно смотреть на что-либо. Если сообразите, на что именно упорно смотрелинаши бабушки, выполняя чисто девичью работу, то назовете предмет, которыйнаходится в ящике.
(пяльцы)
Ведущий подводит итоги.
Чтецы.
24слайд. 1. Мыпронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
25слайд. 2. Ибудем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу —
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!
26слайд. 3. Ребята, слушайте наказ:
Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас:
вместе: Беречь язык родной земли!
27 слайд.
Все участники поют песню БОкуджавы « Давай восклицать, друг другом восхищаться».
