ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ 4 КЛ. 17.02.23
ТЕМА: М.Зощенко «Ёлка». Беседа на нравственную тему. Словесный портрет героя как егохарактеристика. Подробное и краткое описание на основе текста.
Цельурока: работа по содержанию рассказа М.Зощенко «Ёлка»,
составление характеристики героев
Задачи:
Образовательные:
· пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
· отрабатыватьнавык выразительного чтения.
Развивающие:
· корригироватьи развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
· пополнятьактивный и пассивный словарь учащихся;
· развиватьсвязную устную речь учащихся.
Воспитательные:
· воспитыватьуважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Оборудование: иллюстрациик рассказу, портрет М.М.Зощенко, ребус, елка, новогодние шары, надписи, листы опроса, конверты, презентация, кроссворд, таблица на доске, портретыМиньки и Лёльки.
Ход урока
I. Организационный момент
– Весело звенит звонок. Начинается урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
II. Актуализация знаний
-Чтобы узнать тему урока,
1.Отгадайте ребус
2.Пофразам, написанным на слайде, узнайте фио автора
1.Родилсяв семье художника.
2.Стал Георгиевским кавалером.
3.Отправившисьв Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения.
4.Началписать в 8 лет.
-Сформулируйтетему урока.
2.Постановка цели урока:
Работатьпо содержанию текста, составлять характеристику героев
3.Работапо содержанию рассказа М.Зощенко «Ёлка»
–Понравился ли вам рассказ, если да, то чем?
–Где и когда происходят события? (В семье Зощенко, в канун праздника Новогогода)
–Кто главные герои рассказа? (Лёля и Минька)
4.Чтениепо ролям.
5.Физминутка
6. Сопоставление двух главных героев Лёли и Миньки.
Работа в группах.
Найдите слова, которые характеризуют главных героев. Давайте составим таблицу иохарактеризуем Лёлю и Миньку.
1,2,3группа составляют характеристику Лёли, 4,5 – Миньки.
Вспомним правилаработы в группах.
1.Работать дружно.
2.Уважай соседа.
3.Помогай ему.
4.Не кричи, не шуми.
5.Говориспокойно.
Незабывайте их соблюдать.
Выборочное чтение.
Укаждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле,а мальчики Миньке.
|
Девочки |
Мальчики |
|
Леля Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
Минька |
Возраст |
Было 7 лет |
Ударило 5 лет |
Рост |
Высокая, длинновязая |
Удивительно маленького роста |
Характер |
Исключительно бойкая |
Тихий |
Что могут достать? |
Могла высоко достать |
Ничего нельзя достать |
Как ест? |
Моментально съедает |
Откусываю |
Поведение |
Не церемонится |
Чуть не заревел |
6. Работа с иллюстрациями к рассказу.
-Ребята, рассмотрите иллюстрации к тексту, найдите нужный отрывок израссказа к этому рисунку и зачитайте.
(6 рисунков)
1 рисунок – стр…. 2 рисунок – стр…. 3 рисунок – стр…. 4 рисунок– стр…. 5 рисунок – стр…. 6 рисунок – стр…
7.Блиц-турнир (флипчарт)
1. Обиженнаятётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
2. Какхотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
3. Какуюпословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что вкрапиву садиться!)
4. Чтопроизошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
5. Чтохотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
6. Чемуудивилась мама? (Что мы остались одни)
Физминутка
8. Выяснение главного смысла рассказа
«Доброе дело». Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, чтоможно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.
1. Вместес мамой наряжать ёлку
2. Попроситьпастилку
3. Незаходить без разрешения в комнату
4. Признатьсямаме раньше
5. Извинитьсяперед гостями
2) Вкаких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Найдите в тексте.
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого
яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора
говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
— Как вы понимаете эти слова?
Учитель: грубостьи агрессивное поведение приводят к ссоре. Людей, поступивших таким образом, какМинька и Лёля, ждёт одиночество.
3) Чемуучит этот рассказ?
Никогда непоступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
9.Рефлексия
— Чтобы праздники всегда были радостными и веселыми, я вампредлагаю украсить символ Нового года шариками, на которых вы напишите своипожелания, на которые вас подтолкнули герои рассказа «Ёлка». (быть честным, неврать, говорить правду, совершать поступки, быть дружными,
10. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это оченьтрудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
-Приготовитьпересказ от лица Миньки.
