Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Опыт учителя в
управлении конфликтом
в образовательной организации -
2 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
«В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями».
Пифагор -
3 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Конфликт
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон.
Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликтная ситуация — это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо вопросу.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. -
4 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Конфликт =участники +
объект +
конфликтная ситуация + инцидент -
5 слайд
Участники конфликта
оппоненты
противники
сочувствующие
посредники
сторонники
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска -
6 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Р. Л. Кричевский в книге «Если вы – руководитель»возникающие и процессе труда;
вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое поведение, эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Причины возникновения конфликтов -
7 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Причины конфликтов:
физическая несовместимость (20%);
эмоциональная несовместимость (25%);
интеллектуальная несовместимость (55%);
материально-технические;
хозяйственно-организаторские;
социально-психологические;
социально-демографические. -
8 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Причины конфликтов:
1. педагогические ошибки (научная узость , некомпетентность ,отсутствие интереса к предмету, использование неэффективных методов, инструментов педагогического воздействия и др.).
2. необъективность педагогического оценивания знаний учащихся (подмена функций оценок, отметок , предвзятость и несправедливость при их выставлении , манипуляции оценками и др.).
3. нарушение педагогами этики (оскорбления, бестактность , некорректность , превышение тона.) -
9 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Модель конфликта -
10 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
УСТРАНИТЬ КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ;
ИСЧЕРПАТЬ ИНЦИДЕНТ.
РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ – ЭТО:
Исходы конфликтных ситуаций:
предупреждение конфликта;
уход от конфликта;
его сглаживание;
приход к компромиссу;
возникновение конфронтации;
принуждение;
признание своей ошибки. -
11 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Типология конфликтов Р. Дарендорфа -
12 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Виды организационных конфликтов (по объекту)
ИННОВАЦИОННЫЕ
(возникают между сторонниками и противниками нововведений в организации)
СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ (ПОЗИЦИОННЫЕ)
(возникают между людьми и группами людей при выяснении «кто главнее»)
ЦЕННОСТНЫЕ
(возникают между людьми и группами людей, чьи ценности, потребности и представления кардинально отличаются)
РЕСУРСНЫЕ
(возникают при борьбе за ресурсы организации
среди структур)
ДИНАМИЧЕСКИЕ
(возникают при столкновении активных и пассивных стремлений различных групп или личностей) -
13 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Виды организационных конфликтов (по субъекту)ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ
(внутренние конфликты человека)МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
(между отдельными людьми)МЕЖДУ ГРУППОЙ И ЛИЧНОСТЬЮ
-
14 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
1) предконфликтная;
2) осознание конфликта;
3) конфликтная;
4) послеконфликтная фаза.Осознание конфликта
Конфликтные действия
Разрешение конфликта
Возникновение объективной конфликтной ситуации
IV стадия
III стадия
II стадия
I стадияОсновные фазы конфликта:
-
15 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Функции конфликтов -
16 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
«Последствия конфликтов» -
17 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Управление конфликтами – это целенаправленные воздействия:
— по устранению причин, породивших конфликт;
— по коррекции поведения участников конфликта;
по поддержанию необходимого уровня конфликтности, не выходящего за контролируемые пределы.
Решение конфликта — это устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. -
18 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными
Проверка достоверности информации
Уточнение информации и принимаемых решений
Получение информации о конфликте
Сбор данных о конфликте
Анализ полученной информации
Оценка конфликтной ситуации
Выбор способа урегулирования и типа медиаторства
Реализация выбранного способа
Снятие послеконфликтной напряженности отношений
Анализ опыта -
19 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Основные стратегии взаимодействий
в конфликте -
20 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Отрицательные последствия доминирования одной из стратегий -
21 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Основные формы завершения конфликта
Самостоятельно оппонентами
Вмешательство третьих лиц
Затухание конфликта
Разрешение конфликта
Потеря мотива к борьбе
Переориен-тация мотива
Истощение ресурсов сил
Сотрудничество
Компромисс
Уступки одной из сторон
Перерастание в другой конфликт
Переговоры
Урегулирование конфликта
Устранение конфликта
Перевод на другое место работы
Изъятие объекта конфликта
Устранение дефицита объекта -
22 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Подходы в понимании роли
руководителя в конфликте
Первый подход — руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника, а не арбитра.
Второй подход — руководителю необходимо уметь применять все типы посредничества. -
23 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Роли руководителя в разрешении конфликта -
24 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Руководитель
Роль арбитра
Роль посредника
Быстрое обострение конфликта
Очевидная неправота одного из оппонентов
Конфликт протекает в экстремальных условиях
Специфика профессиональных обязанностей
Ограниченность во времени
Невысокая значимость конфликта
Отсутствие четких критериев разрешения ситуации
Хорошие навыки общения оппонентов
Напряженные доконфликтные отношения
Равенство статусов оппонентов
Модели деятельности руководителя
по урегулированию конфликта -
25 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Алгоритм действия
в конфликтной ситуации
Выделите суть проблемы (в чем проблема?)
Посмотрите на нее со стороны.
Поставьте себя на место другого участника конфликта (что бы ты сделал в данной ситуации?)
Найдите конструктивное решение проблемы (что будет оптимальным для тебя и для другого?) -
26 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Предупреждение
конфликтных ситуаций
Создание здорового нравственно-психологического климата.
Умение слушать и слышать собеседника.
Сохранение эмоциональной стабильности, профессиональной компетентности и уважения достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента.
Устранение из делового общения суждений и оценок ущемляющих честь и достоинство собеседника.
Избегание спора, применение уважительной манеры разговора. -
27 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Рекомендации по решению конфликта
Признать существование конфликта,описание его.
Определить возможность переговоров.
Согласовать процедуру переговоров.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
Разработать варианты решений.
Принять согласованное решение.
Реализовать принятое решение на практике. -
28 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Правило зеркала.
Правило выбора.
Правило ответственности.
Правило погрешности.
Правило соответствия.
6. Правило присутствия.
Шесть правил «зоны выигрыша» -
29 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Шесть правил «зоны поражения»
Критикую и осуждаю других, то есть пеняю на зеркало.
Предъявляю претензии к миру вместо того, чтобы осознать происходящее со мной.
Отказываюсь от собственной ответственности за происходящее со мной и стремлюсь переложить ее на других людей или на обстоятельства. Иждивенчески ожидаю, что кто-то придет ко мне и подарит удачу и счастье.
Категорически убежден в собственной правоте и верю в безоговорочную истинность своих концепций, мнений, установок.
Предъявляю претензии к тому, чему не соответствую, то есть хочу обладать тем, что мне не принадлежит.
Я привязан к опыту прошлого и постоянно оглядываюсь назад.
Советы психотерапевта Цветкова -
30 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Будь таким руководителем, какому хотел бы подчиняться сам.
Управляя людьми, будь корректен, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху, замечая продвижение каждого .
Оставайся реалистом и оптимистом.
ЗАПОВЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ -
31 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Прежде, чем сказать, посчитай до десяти,
Прежде, чем обидеть, посчитай до ста,
Прежде, чем ударить, посчитай до тысячи.
Старинная народная мудрость -
32 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.БердскаПобеда над конфликтом в наших руках:
1. Чёткая формулировка требований , правил.
2. Использование координирующих механизмов.
3. Установление общих целей , формирование общих ценностей.
4. Информирование коллектива о политике, перспективах , планах.
5. Установление общепризнанных критериев эффективности.
6. Система поощрения. -
33 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Бердска
Спасибо
за внимание!
