ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЗАЯЦ
Цель: расширять и уточнять знаниядетей о диких животных.
Задачи:
коррекционно—обучающие: учитьсоставлять описательный рассказ о диком животном – зайце покартинно-графическому плану; учить выслушивать обращённую речь, отвечать навопросы полными ответами;
коррекционно—развивающие: развиватьречь через составление ответов на вопросы, обогащать словарь учащихсясравнениями и притяжательными прилагательными;
коррекционно — воспитывающие: воспитыватьбережное отношение к природе, любви к животным.
Оборудование:картинки с изображением диких животных; картинки для выделения « лишнего»;«осколочная» картинка с изображением зайца; карточки-слова; картинный план длясоставления рассказа; схема «части тела зайца», сено в пакетике.
Ходурока
I. Оргмомент.
-Какое время года? Месяц? День недели? Число?
— Какая сегодня погода? Опишите.
-Какой урок? Что мы изучаем на этом уроке?
II. Проверкадомашнего задания.
Надоске картинки с изображением растений.
-Что изображено на доске?
-Чем различаются деревья, кустарники, травы? Что у них общего?
— Назовите общим словом (растения)
— Ав каком месте мы сразу можем увидеть все эти растения? (в лесу)
— Ачто ещё растёт в лесу? (ягоды, грибы) учитель вывешивает на доску.
-Какие ягоды можно встретить в лесу? Какие грибы?
-А что ещё кроме растений мы можем увидеть в лесу? (насекомых, зверей,птиц.).
Учительвывешивает на доску названные изображения.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес.
III. Введениев тему урока.
Учительвывешивает на доску изображения животных
-Всех этих зверей мы можем встретить в лесу. Вы согласны? Какое животное здесьлишнее? Почему?
-Да, животные бывают дикими и домашними. А каких ещё домашних животных вызнаете?
-Чем дикие животные отличаются от домашних?
III . Объявление темы урока.
– Ободном из этих животных мы с вами сегодня будем говорить. А о ком, вы узнаете,если правильно соберете картинки. Детям раздаются «осколочные картинки» (работав парах)
-Изображение какого животного получилось?
Учительзаписывает на доске тему урока: «Дикие животные. Заяц».
— Мысегодня будем говорить о диком животном – зайце, составим о нём рассказ.
II.Изучение нового материала.
-Где живут зайцы? (в лесу) ВЫВЕШИВАЕТСЯ 1 СХЕМА дети её читают
— Узайцев, как и у других животных, есть части тела. Назовите их (вывешиваютсячасти тела зайца)
Ачто отличает зайцев от других животных?
(Естьдлинные уши, косые глаза, короткий хвост, короткие передние и длинные задниелапы, пушистая шерстка.)
-Какие у зайца уши? Какой хвост? Какие глаза?
— Узайца длинные уши, короткий хвост, косые глаза. ВЫВЕШИВАЕТСЯ 2 СХЕМАдети её читают
– Апочему у зайцев длинные уши? (Ими зайцы как локаторами улавливают любойшорох.)
–Почему косые глаза? (Глаза у зайца расположены не близко у носа, а побокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади.)
-Какие у зайцев задние лапы? А передние?
— Узайцев задние лапы длинные. А передние короткие. ВЫВЕШИВАЕТСЯ 3СХЕМА дети её читают
–Почему у зайца задние лапы длинные, а передние – короткие? (Когда заяцубегает от своих врагов –выбрасывает свои длинные задние ноги и делает огромныескачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю или держит своюеду.)
— Акто враг зайца?
— Узайцев много врагов. Волк, лиса, орёл, сова, — все они не прочь полакомитьсявкусной зайчатиной. Лиса и волк охотятся на зайца на земле, а сова, орёлвысматривают зайцев с воздуха. ВЫВЕШИВАЕТСЯ 4 СХЕМА дети её читают
–Чем покрыто тело зайца? (Шерстью.) ВЫВЕШИВАЕТСЯ 5 СХЕМА дети еёчитают
–Какого цвета она летом и ранней осенью? (Буровато-серая.)
–Почему она такого цвета? (Потому что так заяц сливается с травой,сухими веточками, землей.)
–Летом тепло, и у зайца шерсть какая? (Редкая.) Почему? (Чтобыему не было жарко.)
Слово«редкая» вывешивается на доску.
– Ачто происходит поздней осенью и зимой? (Заяц меняет серую шубку набелую.) Значит, заяц линяет.
Слово«линяет» также вывесить на доску.
–Вот он какой становится зимой. (Показать картинку с белымзайцем.) Зимой холодно, и шерсть у зайца вырастает густая, чтобы емубыло тепло, ведь заяц всю зиму на снегу.
Слово«густая» вывешивается на доску.
–Какая естьзагадка о том, какой заяц летом, а какой – зимой? (Летомсерый – зимой белый.)
-Летом шерсть у зайца серая, а зимой — белая. ВЫВЕШИВАЕТСЯ 6СХЕМА дети её читают
– Акто из вас знает, чем питается заяц?
Отгадайтезагадки и вы узнаете, чем питается заяц.
Надземлёй зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко…
Как зовут её? …
(Морковка)
Еслинет её, то щи,
Ты в кастрюле не ищи.
Без неё там будет пусто,
В щах же главное…(Капуста)
Вот и зимняя пора,
Спатьложится мошкара.
Спряталсявеселый рой
Подкоричневой… (Корой)
Онапод осень умирает,
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее — беда:
Она их главная еда.
– Что же естзаяц? (Морковку.) А еще? (Кору деревьев, траву,капустную кочерыжку.)
–Как назвать одним словом: морковь, капустная кочерыжка, кора деревьев? (Растения.) Значит,заяц питается растениями.
Вывеситькарточку со словом «растения» на доску. Прочитать хором.
–Весной и летом зайцу раздолье – сочная трава, корешки. Зайцы совершают набегина ближайшие огороды и едят там морковь, капусту, салат. А вот зимой им приходитсятуго. Зимой основной пищей для них является кора. Своими острыми зубами онисдирают с осин кору, а без коры деревья могут погибнуть, засохнуть. Поэтомулесники, которые оберегают лес и лесных животных, запасают летом траву (косят,сушат ее и ставят вот такие стога). И животные – зайцы, лоси – приходят к этимстогам и едят сено.
– Ачто такое сено? (Сухая трава.)
-Итак, летом зайцы едят зелёную траву, морковь, капусту, зимой – кору деревьев исено. ВЫВЕШИВАЕТСЯ 7 СХЕМА дети её читают
-Летом у зайца рождаются детёныши – зайчата. ВЫВЕШИВАЕТСЯ 8СХЕМА дети её читают
Матьвыкармливает их своим молоком. Пока мама зайчиха ищет себе еду, зайчата сидятпритаившись. Им приходится очень хорошо прятаться, чтобы их не нашли лиса иволк.
![]()
Составлениерассказа про зайца с опорой на схему.
III.Закрепление.
– Мыс вами составляли рассказ о зайце вместе.
–Давайте прочтем текст хором.
— Асейчас нужно выйти к доске и рассказать о зайце всё. Что вы узнали и запомнили.Помогать вам будут схемы и рисунки (вызываются несколько человек)
Надоске:
Заяцживет … (в лесу). У зайца … (косые) глаза,… (длинные) уши, … (короткий) хвост. … (Задние) ногиспасают зайца от врагов. Зимой зайцы … (белые), а летом… (серые).
Работа с вопросами учебника стр.32
– А сейчасдавайте поиграем! Вы уже сможете по описанию, которое мы составили, узнатьзайца? Сейчас проверим!
Надоске плакат с изображением силуэтов животных.
–Найдите среди этих силуэтов заячий.
Детинаходят и называют остальных животных.
IV.Подведение итогов урока.
-Что нового и интересного вы узнали о зайце?




![]()




