X-PDF

План-конспект урока «Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка в 9 классе в игровой форме»

Поделиться статьей

План-конспектурока «Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка в 9 классе в игровой форме»

Предмет,класс: Русский язык, 9 класс

Темаурока: Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка и литературы в игровойформе.

Цельурока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связислов в словосочетании, подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 на тему«Сострадание»

Задачиурока:

Образовательные:

повторениеи обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

отработкаумения определять способы связи слов в словосочетаниях;

закреплениенавыков правописания;

обучениеумению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

развитиемышления и общеучебных навыков и умений;

развитиепознавательной самостоятельности;

овладениенормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитаниеответственности за качество своих знаний;

воспитаниелюбви к родному русскому языку

формированиедуховно богатой, нравственной, эстетически развитой личности черезхудожественные произведения и произведения искусства.

УУД:

ЛичностныеУУД: ориентированиев системе моральных норм и ценностей.

РегулятивныеУУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения впроблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строятречевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия какпо результату, так и по способу действия.

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

ПознавательныеУУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельновыделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строятлогические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемыерезультаты:

Предметные:

Знать:строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличиесловосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь:вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний;определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной иписьменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование;развитие орфографических навыков;

Личностные:воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные:развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповойработы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыковсопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковойматериал, процесс собственной учебной деятельности);

Типурока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологииурока:

Технологияздоровьесбережения.

Технологияколлективного обучения.

Технологиядифференцированного обучения.

Формыработы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальнаяработа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа,дифференцированное задание.

Приемыработы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторениепройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа сосхемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ,решение проблемной ситуации, прием целеполагания, разминка —  «Назвать пароль»,тур «Превращение»,игра «Лингвистический футбол», алгоритмизация, творческоедомашнее задание – сочинение-рассуждение по 9.3 «Сострадание», рефлексия.

Оборудование:раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусковв схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация, мультимедийныйпроектор, экран.

Ходурока.

1.Организационный момент

Для создания психологическогонастроя демонстрируется видеоролик «Звездное небо». На фоне музыки рассказываюлегенду.

Здравствуйте,  ребята. Явам расскажу легенду.

« На земле рождаетсячеловек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, иот этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбратьмежду добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или толькосебя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколькоярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то онабудет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир илюдские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьтесвою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. Ипусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке.

 

2.Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности

Эмоциональная,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебногоматериала.

 

— Начатьурок русского языка я хочу словами Рене Декарта

«Длятого чтобы совершенствовать ум, надо более размышлять, чем заучивать».

-Каквы понимаете смысл этого высказывания?

3.Приемцелеполагания. Сообщение темы, цели.

-Ипусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Мы будем пользоваться этимметодом познания, будем размышлять, анализировать, совершенствовать знания.

4. Актуализация знанийи умений.

-Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил ипонятий.

Игра«Назвать пароль» (разминка)

Расставить ударенияв словах, распределив по столбикам: 1ряд выписать слова с ударением на 1 слог,2 ряд – на второй, 3 ряд — на 3 слог

Цель:проверить владение орфоэпическими нормами.

1слог                            2 слог                       3 слог                        4 слог

краны                        гражданство              каталог                        договорённость

значимый                 партер                         жалюзи

кухонный                 столяр

сливовый                  таможня

банты                        щавель

шарфы                      оптовый

статуя                       эксперт

                                  цемент

                                  досуг

                                  лыжня

 Оценимсебя по ключу на слайде.

Вывод:совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

Игра «Лингвистическийфутбол»  

Ученик приглашается к доске — «встает наворота», класс задает ему вопросы по изученной теме или разделу. Сколько головотбил, такую оценку и получил (о количестве вопросов договариваются заранее).

Грамматическая разминка, отвечаемна вопросы: да — нет.

1 Й — гласный звук. Нет

2 Антонимы слова спротивоположным значением. Да.

3 Дополнение – это главныйчлен предложения. Нет.

4 Глаголы бываютсовершенного и несовершенного вида. Да.

5 Мышь – этосуществительное 1 го склонения. Нет.

6 Диалог — это разговордвух или нескольких лиц. Да.

7 Различаются следующиетипы речи: повествование, описание, рассуждение. Да

8 Синонимы – слова, близкиепо лексическому значению. Да.

9 Морфология – наука осоставе слова. Нет.

10 Предложения, грамматическаяоснова которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.

11 Золотая осень – этобезличное предложение. Нет.

12 Подлежащее отвечают навопросы Кто? Что? Да

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

13 Текст – это несколькопредложений, связанных по смыслу. Да

14 О – это гласный звук.Да.           

15 Лексика изучает звуки ибуквы. Нет

16Ученик – это одушевленноесуществительное. Да.

17 Определение отвечает навопросы косвенных падежей. Нет.

18 А, но, однако — этопротивительные союзы. Да.

19 Причастие – этосамостоятельная часть речи. Да.

20 Себя – это личноеместоимение. Нет.

Кластер-схема«Словосочетание» ( работа в парах)

Обобщимтеоретические знания. Заполните пропуски в кластере.

Каждаяпара заполняет по одному пропуску в схеме-кластере.

1. Синтаксис– раздел науки о язык, изучающий словосочетание и предложение.

2.Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслуи грамматически.

3.Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. Вязыке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствамглавного слова: глагольные, именные, наречные.

5.Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительнойсвязи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточкидля заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово,зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное,наречное.

Проблемнаяситуация.

Словосочетание,как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительнымматериалом. Любое ли сочетание слов является словосочетанием?

Выборочныйдиктант:

Работав группах (дифференцированное задание): 

А(«3»).Выпишите только словосочетания.

В(«5» и «4»). Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответаргументируйте.

Возлелеса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы,часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, виртуозноиграть, играю на компьютере, спустя рукава.

Ответгруппы А: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето,виртуозно играть, играю на компьютере.

Ответгруппы В: возле леса, лес шумит, лес да поле, в течение часа, часыостановились, от засухи и зноя, спустя рукава.

–Почему не все сочетания слов являются словосочетанием? Аргументируйте своёмнение:

Лесшумит, часы остановились – грамматическая основа предложения, между словамипредикативная связь, подлежащее + сказуемое

Лесда поле, от засухи и зноя – однородные члены предложения, между словамисочинительная связь

Втечение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная частьречи

Спустярукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являютсяследующие сочетания слов

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

Давайтепотренируемся: определите тип связи в словосочетании.( 3 человека у доски)

Ещёраз вспомним: согласование, управление, примыкание.

Счастливаяпора, в работе сына, медленно спускаться.

Тур «Превращение» ( Задание 4 ОГЭ)

Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по заменесловосочетаний синонимичными. Задания выполняем самостоятельно

·        Замените словосочетания, построенные на основе согласования,синонимичным словосочетанием со связью управление.

Дружеский совет (совет друга)

Понимающий человек (человек с пониманием)

·        Замените словосочетания, построенные на основе управление,синонимичным словосочетанием со связью согласования.

Красота души (душевная красота)

Добро без корысти (бескорыстное добро)

·        Замените словосочетания, построенные на основе управление,синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Относится с уважением (уважительно относится)

Бросился с бесстрашием (бросился бесстрашно)

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения9.3.

Демонстрация видеоролика «Сострадание». https://youtu.be/eknDzibC8Cs

— О каких же благородных чувствах идет речь в этом мультфильме?(Речь идет о сострадательном, милосердном, заботливом отношении главного герояк бедному мальчику)

— Докажите, что герой проявил сострадание (он помог бедномумальчику согреться, подарив ему свое новое пальто)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (осострадании)

— А почему именно на уроке русского языка мы будем говорить осострадании? (На уроке мы будем готовиться к экзаменационному сочинению-рассуждениюна тему «Сострадание»)

— Совершенно верно. На этом уроке мы будем учитьсявыполнять задание 9.3.

Работа с кластером «Сострадание 2» . 

— В центре кластера тема нашего будущего сочинения -«Сострадание». Подберем

синонимы к слову «сострадание» (жалость, милосердие, сочувствие)

антонимы (бездушие, безучастность, жестокость)

 — Какие ассоциации вызываету вас понятие сострадания? К кому мы прежде всего его испытываем? (старики,сироты, больные люди, животные — страдающие живые существа)

— Что лежит в основе сострадания?Чего мы хотим добиться, сострадая? (желаем освободить  от страданий)

— Каким бывает сострадание)?(искренним, неподдельным, безграничным, глубоким, острым, горячим, безмерным,подлинным, невольным)

— Таким образом, мы подобрали эпитеты к слову«сострадание», которые украсят ваше сочинение.

— Что может сострадание?(возникать, появляться, вызываться)

— Эти слова помогут вам разнообразить речь.

— Что можно с ним делать?

испытывать сострадание

учиться состраданию

чувствовать сострадание

проявлять сострадание

ощущать сострадание

выражать сострадание

— С чем можно сравнить сострадание?Подберите сравнения. (Подобно живой воде, эликсиру жизни, волшебной палочке,преображает ситуацию)

— Итак, мы почти заполнили смысловые поля. Они помогут вам присоставлении тезиса, при оформлении комментариев (кластер «Сострадание»).

— Следующий этап — аргументы.Где мы можем найти аргументы? (на материале текста — 1, в литературе, в историичеловечества, в фольклоре, в окружающем мире — 2)

— Последнее смысловое поле поможет вам сделать вывод.

Зачем же нужно сострадание?(сближает людей, делает человека счастливее, помогает выжить, развивает духовнои эмоционально, укрепляет веру в себя и окружающих)

VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очередивысказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экранана доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

8.Домашнеезадание.

Вамнеобходимо выполнить дома задание 9.3. по теме «Что такое сострадание?» Аргументывозьмите из прочитанных произведений или жизненных наблюдений.

Помните.В начале урока я вам рассказала легенду, только добрый человек может зажечьсвою звезду ярче.

Путь к новому, коткрытиям никогда не бывает слишком легким. Преодолевая трудности, вы тожешагаете вперед, к знаниям. И вот скоро наступят те дни, когда каждый из васдолжен будет показать то, чему он научился за 9 лет в школе. Это дни выпускныхэкзаменов. Как спортсмены-олимпийцы годами готовятся к своему главному старту,так и вы подходите к своей олимпиаде. И самая главная задача на данном этапеобучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет