Муниципальное казённоеобщеобразовательное учреждение
« Мижиглинская ООШ»
План-конспект урока
«ОСНОВНЬШСПОСОбЫ образования слов в русском языке»
Учитель: ГасантаеваЭльмира Амирбековна
(учительрусского языка и литературы)
ВОПРОС
Назовитеосновные способы образования слов в русском
языке.
ОТВЕТ
2020г.
Тема: Основные способы образованияслов в русском языке.
Цель: ознакомить учащихся со способами образованияслов в русском языке, научить определять способ образования слова, вырабатыватьнавык построения словообразовательной цепочки.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Показ презентации.
З. Лаборатория словообразования.
Инсценировка
Слово «дом». Надоело так жить: бытьвсе время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощьюк суффиксам. Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становитсярядом.) Слово «дом»(размышяя). … или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительнымздесь не место. Делать большим — это по моей части.
(Становится на место -ик-.)
Слово «дом»(обрадовавшись). Вот это да!Настоящее волшебство: захочу стать маленьким стану, захочу быть большим — буду!Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а вашихпомощников.
(Все уходят.)
Исследовательская работа.
— Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
— Сегодня на уроке мы узнаем об основных способахобразования слов.
(На натянутуюна Доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)
— Такой способ словообразованияназывается суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
Какую приставку нужно добавить, чтобы измаленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
Как называется этот способ? Запишите схему иназвание способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем -еДин- иокончанием -ый.
— Можно ли образовать от этогоприлагательного глагол суффиксальным способом? Почему?
(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-,суффиксами -я-, -ть-
— Прочитайте на с. 57 учебника названиеэтого способа образования слов. Запишите схему и название.
— Почему в слове бессуффиксный две С?
— Как вы понимаете значение этого слова?
(Учительвешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-,-ть-.)
— Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
Могут ли окончания участвовать всловообразовании? Обоснуйте свой ответ.
— Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.
4. Упражнения 128,129.
5. Лингвистическаяразминка.
Как вы понимаете смысл выражения<<Значение действия у имен существительных вторично>>?
Образуйте от этих глаголов слова бессуффикснымспособом: бегать, поджигать, восходить.
Запишите 3—4 существительных, образованныхбессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.
Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лесмаленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)
6. Итог урока.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиесяподнимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую — еслисогласны.
1. Естьчетыре морфемных способа образования слов.
2. Словоручной образовано суффиксальным способом.
3. Словобег образовано бесприставочным способом.
4. Словопобежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Словолесной образовано от слова лес.
Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способыобразования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12слов, образованных разными способами.
