Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховскаяшкола-интернат № 2»
Конспектурока по предмету «Природоведение»
натему:
«Разнообразиерастительного мира. Части растений.
Средаобитания растений»
Учительнадомного обучения:
СвечникА.Э.
2020 – 21уч. г.
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для:
— ознакомления с разнообразиемгрупп царства растений;
— формирования представлений орастении как о живом организме.
Развивающие: способствовать развитиюумений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствияприродных явлений.
Коррекционные: способствовать развитию речи,обогащению активного словаря, расширению кругозора.
Воспитательные: содействовать воспитаниюбережного отношения к природе.
Оборудование: схемы «Группы растений»,«Строение растений»; презентации; иллюстрации растений, наглядно-дидактическийматериал.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
II. Проверка домашнего задания.
– Какое значение имеетпочва для нас? Почему почву надо беречь?
– К живой или неживой природе можно отнести почву? (в почве есть составляющиенеживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии).
III. Сообщение темы урока ипостановка целей.
– Разгадаем загадки иопределим тему нашего сегодняшнего урока:
1. Не огонь, а жжется. (Крапива)
2. Красненькая матрешка, беленькосердечко. (Малина)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе. (Астра)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза)
6. С моего цветка берет. Пчелкасамый вкусный мед. (Липа)
7. Платье потерялось, пуговкиостались. (Рябина.)
Тема нашего сегодняшнего занятия «Разнообразиерастений. Части растения. Среда обитания растений».
– Сегодня на уроке мыбудем говорить о части живой природы — растениях.
Не спеша живут деревья,
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая ветки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят –
Им ведь нужно так немного:
Свет, Земля, Вода и ветер –
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной!..
(Б. Заходер. «Почему деревья не ходят»)
IV. Актуализацияопорных знаний. Введение в тему.
Беседа.
– Что такое растение?
Растения –это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду,высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе,а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– Какие деревья,кустарники, травы растут в нашем краю?
– Где произрастают дикорастущиерастения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)
– Какие растения называюткультурными (окультуренными людьми)?
– Где растут культурныерастения? (Поле, сад, огород.)
— Какие растения называют дикорастущими?
— Где растут дикорастущие растения? (Лес,луг, поле.)
– Приведите примерыдикорастущих и культурных растений.
— Рассмотрим внимательно схемуклассификации растений (см. приложение).
Практическая работа (ученикраскрашивает и подписывает самостоятельно строение растения, см. приложение).
– Как и у всякого живогоорганизма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимсяопределять органы у растений.
1. Определите орган, который укрепляетрастение в почве. (Корень.)
2. У дерева он один, а у кустарника –много. (Стебель.)
3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет,упадет – почернеет. (Лист.)
4. Яркий, благоухающий… (Цветок).
5. Бывает вкусный, сочный, но бываетсухой, твердый. (Плод.)
6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
(С. Красиков.)
V. Изучениенового материала
1. Царство растений.
Беседа.
– Почему растения считаютживыми организмами?
– Что нужно растению для ростаи развития?
– Мы рассмотрелирастения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют итакие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторыеумудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?
Давайте совершим удивительное путешествиев царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще инаучным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царицаФлора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самыхпростых.
Водоросли –растения, обитающие главным образом в воде. Это очень удивительные растения. Уних нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Онисостоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и впресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы,могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.
– Некоторые водоросливыживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед,а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосена космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистоговещества, который укрепляет организм человека.
Некоторые морские водоросли похожи набурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда небывает листьев, стеблей и корней.
Мхи –небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стеблии листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мхи произошлиот водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловомлесу, в щелях между камнями.
Мох – это не цветковое растение, акоробочка со спорами, которыми мхи размножаются.
Папоротники –растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли икорни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья у папоротника крупные,их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. Вжарких странах листья папоротника растут вверх, как ветка, по нескольку лет.Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовалсяиз отмерших папоротников.
Вспомним бытовавший на Руси праздник ИванаКупалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам,песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета(Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде,расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмоеиюля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущеерастение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы,которые напускали на людей разные беды.
В ночь на Ивана Купалу на высоких холмахзажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгаличерез яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая,всего живого от темных сил.
После этого все начинали веселиться.Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самыесмелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих поречной заводи венках.
Хвойные растения –растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков иплодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна,лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных образуется смола. Она быстропоявляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так иназывают «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.
Цветковые растения –растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самаямногочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда.Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите (демонстрациякартинок и фото).
Цветы всегда были любимы людьми. Онидарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение,признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
(К. Женэ.)
– Могут ли растения растина камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники, похожиена зеленые и оранжевые пятна.)
Физкультминутка (если нужно, всезанятие занимает 25 мин.)
2. Растения в жизни человека.
Беседа.
– Какое значение в жизничеловека имеют растения? (Ответы учащихся.)
Учитель читает стихотворение идемонстрирует рисунки лекарственных растений:
Рассмотри и запомни эти цветы,
В них столько тепла и земной
красоты!
Все, человек, что тебя окружает,
Любит и лечит тебя, охраняет.
Листок подорожника ты не топчи,
Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта.
Банка с малиной мамой открыта.
Это варенье, оно же лекарство,
Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни,
Летом ее насуши, сохрани.
В зимнюю стужу чай завари,
Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом.
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.
Ты, человек, их понимай,
Пользуйся ими, не обижай.
(Н. Д. Коваленко.)
– Какие лекарственныетравы применяются при простуде? (ромашка, шалфей, чабрец, базилик,листья и ягоды малины и др.)
– Какие лекарственныетравы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)
Рассказ учителя отом, как появилась наука о растениях – ботаника.
– С глубокой древностичеловек, собирая, а, затем возделывая растения, познавал их полезные и вредныесвойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различныхзлаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученыеДревней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появиласьнаука о растениях – ботаника, получившая название отгреческого слова «ботане» – «трава».
– Тысячи лет людисобирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы,занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь –будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет снами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения сприродой.
Несмотря на то, что на земном шаре оченьмного растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены вКрасную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? (Ответыученика). Охраняйте их!
VI. Повторение и закрепление изученногоматериала.
– Что значит «живойорганизм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
– Одинаковые ли условиянужны для разных растений? (ответы учащегося.)
(пояснение: капуста,огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка –засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник,виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза –хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые).
– Какие растения называютцветковыми?
– Какие органы есть увсех цветковых растений?
VII. Итогурока. Рефлексия.
– Чем важно для человекаозеленение города?
– Почему полезно дляздоровья совершать прогулки в лес?
– Почему и для чегосоздана Красная книга растений?
– Что полезного для себямы получили сегодня на уроке?
– Пригодятся ли этизнания вам в жизни?
– Пополнили ли вы свойбагаж знаний?
– Получили удовольствиеот урока?
– Я думаю, вы убедились,что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русскийзначит «растения».
VIII. Домашнее задание. Подготовитьрассказ (устно) на тему: «Мой любимый цветок» и нарисовать любимое растение.
Резервный материал (если время осталось):
Просмотр видеофильма «Таинственный лес иего обитатели» (звуки живой природы и прекрасная мелодия – релаксация)
Тестирование.
Тест:
1. Какое из этих растений выращивают всадах?
а) пшеница; б) слива; в) помидор.
2. Какое из этих культурных растений людивыращивают на огородах?
а) рожь; б) ель; в) огурцы.
3. Какое из этих культурных растений людивыращивают на полях?
а) дыня; б) овес; в) яблоня.
4. Какое из этих культурных растений людивыращивают на бахче?
а) свекла; б) арбузы; в) картофель.
5. Как одним словом можно назвать плодысадовых деревьев?
а) овощи; б) фрукты; в) корнеплоды.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-б. 5-б
Дополнительные источники:
1. М.Султанова «Удивительные превращения. Как живут и развиваются растения»;
2. Т.М. Лифанова, Е. Н. Соломина. Природоведение. 6 класс. Учебник дляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основныеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2019;
3. Л.М. Козырева «Тетрадь по развитию речи: овощи, фрукты, ягоды, грибы»;
4. Е.Бортникова «Рабочая тетрадь «Знакомство с окружающим миром»»;
5. Наглядно-дидактическийматериал: «Деревья», «Овощи», «Растения»;
6. В.М. Пакулова, Н. В. Иванова «Рабочая тетрадь «Введение в естественно-научныепредметы. Природа. Неживая и живая»», 5 класс;
7. Презентация«Строение цветковых растений»;
8. Ф.Шопен «Таинственный лес» https://youtu.be/wbE6UWPhUhU
Приложение:
Водоросли
Багрянки (красные водоросли)
Мхи
Папоротники
Хвойный лес
Лиственный лес
Герберы
Маки
Роза
Лишайники
Лишайники на камнях
Лекарственныерастения:
Ромашка аптечная
Чистотел
Тысячелистник обыкновенный
Зверобой
Шалфей лекарственный
Заготовка лекарственных растений
Фотос урока: