Логопедическаяработа специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Необходимостьвсесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектовлогопедической и коррекционной помощи детям в настоящее время является актуальнойпотребностью и задачей дошкольного образования.
Тесная взаимосвязьпедагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильноми четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательногопроцесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единстватребований, предъявляемых детям.
Механизмвзаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятийспециалистов.
Исправление ТНР удетей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя –логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности. Очень значимасовместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическомувоспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей сТНР.
В группахкомпенсирующей направленности при построении системы коррекционной работысовместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят своюработу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, адополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместнойкоррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен наформирование и развитие и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работыдвигательных и речевых сфер. Содержание НОД организация и методические приёмыопределяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представленийлогопеда по разделам программы.
Моделькоррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему.Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольногообразовательного учреждения как системы, включающей диагностический,профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий,надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Содержаниекоррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевогоразвития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечиваютинтеграцию речевого, познавательного, экологического,художественно-эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно-развивающейдеятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так жесамостоятельную деятельность ребёнка с ТНР и ЗПР в специально организованнойпространственно – речевой среде.
Все специалистыработают под руководством учителя-логопеда, который является организатором икоординатором всей коррекционно — развивающей работы, составляет совместно сколлегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляетпостановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, ихавтоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствуетлогопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыкамисловообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка,формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых,а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляютприобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируялогопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (вигровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, атак же в режимные моменты.
Педагог – психологвключает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми сОВЗ по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклоненияв поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитиюэмоций.
Музыкальныйруководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнкамузыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие иорганизационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует ихвнимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкаямоторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания,голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи
Медицинскийработник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системыребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.
Инструктор по ФИЗОрешает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию,направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков,что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно– развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передачедвижений по пространственно – временным характеристикам, совершенствованиеориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможностьзакрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранныхподвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.
