ФИО |
Маляшок Никита Олегович |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6 |
Тема урока |
Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы |
Цель урока |
1.Образовательные: организация усвоения нового материала. совершенствование, расширение известного знания. отработка навыков, закрепление известного способа действий. ознакомление и систематизация знаний прививать интерес к чтению, объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический, обогащать словарный запас учащихся. 2.Развивающие: развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию, развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей, развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности, развитие универсальных учебных действий (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста. анализировать и устанавливать причинно-следственные связи; 3. Воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности воспитание любви к предмету, к чтению, Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Формы работы учащихся |
индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Необходимое тех. оборудование |
Компьютер, проектор |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (регулятивные, личностные, коммуникативные УУД) |
Личностные |
Развитие навыков комментированного чтения и анализа текста. |
личностные: формирование аналитического мышления, формирование навыков развернутого анализа. регулятивные: саморегуляция; целеполагание; умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами; умение самостоятельно определять цели обучения; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение); |
развития своей оценки к жизни и быту героев. Формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; |
Ходурока
Приветствие. Подготовка куроку. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день.Давайте вспомним, с какими видами слов (источниками появления) мыпознакомились. (Общеупотребительные, профессиональные и диалектные слова)
Отлично! Теперь давайте послушаемстихотворение Якова Козловского «Усыновлённые слова».
Был затуманен изадымлен
Их тайный путь,которым встарь
Они от персов илиримлян
Пришли когда-то внаш словарь.
Задумаюсь над словом«сфера»
И удивлюсь опять:ужель
Еще Эллада доГомера
Качала «сферы»колыбель?
И, зажигаясь,словно свечи,
Иноязычные слова
Всегда имели врусской речи
Неущемленныеправа.
И, находясь наславном деле,
Перед другими не втени,
Давным-давно какобрусели,
Усыновленные, они.
Учитель: О чём этостихотворение? (О словах из других языков. Он называет их «усыновлёнными»,потому что многие из них стали общеупотребительными и настолько прочно вошли внашу речь, что мы даже не задумываемся об их происхождении)
Как называются такие слова в языке?(Заимствованные слова).
Как вы понимаете смысл слова «заимствованные»?(Пришедшие из других языков).
Давайте сформулируем цель нашего урока.
Учитель: Вы знаете, что врусском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такоезаи́мствование?
В лингвистике заи́мствование — это процессусвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а такжерезультат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование являетсяважным фактором развития и изменения лексической системы языка.
Чтение теоретического материала §25 (с.67-68).
Учитель: Заимствованные слова составляютне более 10% от общего количества слов русского языка. Заимствование происходитв результате экономических, политических, культурных контактов с другиминародами. Постепенно заимствованные слова входят в число словобщеупотребительных и уже не воспринимаются как иноязычные. В разные эпохи внаш язык проникали слова из других языков. Заимствование слов продолжается исовременным русским языком.
В зависимости от того, из какого языкапришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:
1) заимствования родственные —заимствования из старославянского языка (враг).
2) заимствования иноязычные — заимствованияиз греческого, латинского, английского и многих других языков. А теперь давайтепопробуем определить, какие слова откуда к нам пришли!
(Записывают слова, пытаются определитьязык, из которого те пришли).
Учитель: Как вы думаете,почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всегословарного состава русского языка?
На сколько по-вашему важны заимствованныеслова? (Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служитисточником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, даетназвание ранее неизвестным вещам, используемым в разных областях жизниобщества).
А теперь давайте запишем, что же такоезаимствованные слова (Определение из учебника с. 68).
Учитель: Как вы думаете,другие языки используют процесс заимствования для пополнения своего словарногозапаса?
(Для справки: в арабском языке развитословообразование, он содержит лишь около 1 % заимствованных слов; а ванглийском — около 70 % заимствований).
— Старославянский язык был первымлитературным языком для всех славянских народов и сыграл важную роль в развитиирусского языка. Многие слова сегодня нами уже не осознаются как чужие (время,враг, ответ), но есть и такие, которые используются специально для приданияречи особой торжественности (вражда, дерзать, гражданин). Некоторые слова изстарославянского языка имеют сходство с исконно русскими словами.
Учитель: Посмотрите наТАБЛИЦУ (Задание 1. Из презентации).
Подберите собственные примеры для каждойгруппы слов. (Например: младой- молодой, посредине-посередине, страж-сторож,прах -порох, хлад -холод, нрав-сноровка, глад-голод, краткий-короткий, власть-волость, древо- дерево)
Посмотрите на таблицу (Задание 2. Изпрезентации). Выпишите в тетрадь верные пары. Подчеркните толькозаимствованные слова. По каким признакам вы определили их иноязычноепроисхождение?
Учитель: Одним изисточников пополнения словарного состава языка являются неологизмы. Это словаобозначающие новые предметы и явления, которые возникают в результате измененийв обществе или развития науки.
Например, при возникновении новыхпрофессий появляются новые их обозначающие слова – менеджер, барбер, дизайнер,стример.
С развитием новых технологий появляютсятакие слова как компьютер, интернет, блогер.
Неологизмы обычно являются плодомтворчества всего народа языкотворца, но известны новые слова, введенные воборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так,слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность,промышленность — Н. М. Карамзин;
Учитель: Подумайте, с чем связано появлениеданных ниже слов. (Задание 3 со слайда).
Какие из неологизмов, вашему мнению,образовались в самом русском языке, а какие были заимствованы из иностранныхязыков? (Ответ: Флэшка, мобильник, цифровик)
Появившись в речи, неологизмы носятотпечаток необычности, новизны. Потребность в назывании словом нового предмета(признака, действия) заставляет все чаще употреблять тот или иной неологизм, ион, теряя впечатление новизны, становится общеупотребительным словом. Однакоесли у этого неологизм были синонимы, то он полностью покидает нашу речь.
Одна из черт неологизмов, что они не редкоочень быстро устаревают. Ниже представлен текст из слов, понятных и новых длялюбого подростка 90-х годов. Вам нужно прочитать и определить значениевыделенных слов. (Задание 3 со слайда).
Рефлексия
— Что нового высегодня узнали?
— Важно ли нам знать, что такоенеологизмы?
— Какие слова вы сегодня услышали впервые?
— Чему вы сегодня научились?
Информирует учащихся о домашнем задании.
Домашнее задание: Составьте список из12 слов, которые появились в нашем языке за последние 20 лет.
