Квест — игра как один из методов развитияпредпосылок функциональной грамотности
В современном мире, меняющемся каждую секунду,функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов,способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической,экономической деятельности.
Современный ребенок — это житель XXI века, на которогооказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение вповседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которыхнепрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени.
На начальном этапе обучения главное – развивать умениекаждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез,сравнение, обобщение, классификация.
Но, как же прийти к этому, что сделать, чтобы обеспечитьпродуктивность формирования предпосылок функциональной грамотностидошкольников, какие технологии применять?
Главнаяособенность организации образовательной деятельности на современном этапе — этоуход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ,проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграцииобразовательных областей.
Все этиособенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.Идея квеста идеально подходит для дошкольных образовательных организаций.
Квест -это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения посюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можнотолько последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ кследующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными:активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобыбыть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и нетребующими специальных знаний или умений от игроков.
В 2019-2020учебном году на базе нашего ДОУ была организована стажировочная площадка «Квест-игра,как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ».В рамках работы СП педагогами как нашего ДОУ, так и других ДОУ были разработаныи представлены сценарии использования квест-игры в образовательной деятельностис детьми.
За времяработы в этом направлениями были разработаны и проведены квест-игры по познавательномуразвитию «В поисках цифры 9», «Овощи разные мы знаем, мы их вместе изучаем», посоциально-коммуникативному развитию «Правила дорожные знать каждому положено»,«В поисках чистоты», по художественно-эстетическому развитию «В стране сказок»,«Колобок и все, все, все», «Космическое приключение», «В поисках сокровищ», пофизическому развитию «Зарница», «Спортивная семья» и т.д.
При реализациифизкультурно-оздоровительного направления деятельности дошкольного учрежденияспециалистами ДОУ квест-технология используется с целью пропаганды изакрепления представления детей о здоровом образе жизни.
Традиционно квест-игра проводится с детьми старшего дошкольного возраста в видеразвлечений, приуроченных к календарным и народным праздникам, до вводасанитарно-эпидемиологических ограничений, мы традиционно проводили квест-игрысемейного формата, Ко Дню матери, 8 марта, 23 февраля. Кроме того, квест-игру проводят педагоги групп в рамках непосредственной образовательной деятельности,а так же в рамках нетрадиционной работы с родителями.
Взаключении, хочу, ещё раз, остановится на достоинствах проведения квестов длядетей дошкольного возраста:
1. Квест-играявляется привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание иразвивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формируету детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Формируету детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращатьсяво время работы в группе.
4. Позволяетвоспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболеезначимыми с точки зрения решения образовательных задач.
5. Вквестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми. Дети учатсяоценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу.
6. Квестыпомогают реализовать принцип сотрудничества. Способствуют сплочению коллективадетей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
7. Ребёнкуотдаётся ведущая роль, а педагог лишь направляет его деятельность в нужномнаправление.
8. Входе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграциюобразовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности иформы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельностивзрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активноговзаимодействия с семьями воспитанников.
9. Создаютсякомфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует своюуспешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сампроцесс обучения.
10. Возможностьвведения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленноемножество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест вуникальный продукт.
11. Приобретённыйв ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективноиспользовать в процессе обучения в школе.
12. Возможностьинтерактивной работы с родителями. Активное вовлечение семей воспитанников вобразовательную деятельность ДОО является одним из современных требований.
13. Проведениеквест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружескихвзаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обменаопытом воспитания и организации квестов в семье.
Такимобразом, использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет кформированию основ функциональной грамотности будущего школьника.
Вцелом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуется ли этотпотенциал в дальнейшей жизни — будет зависеть от созданных условий воспитания иобучения.
