Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассветовскаясредняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
30.08.2022 Приказ №142 от 31.08.2022
Заместитель директора поВР Директор школы ЕдрееваЮ.В.__________ СметанкинаН.И___________
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«LEGO-Инженерыбудущего»
Возрастобучающихся: 8-17 лет
Срокреализации программы: 1 год
Составитель- разработчик программы:
ЕдреевВладимир Анатольевич,
педагогдополнительного образования
п.Рассвет, 2022 год
Пояснительная записка.
Дополнительнаяобщеобразовательная программа разработана в соответствии со следующиминормативными документами:
-Федеральный закон «Обобразовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
-Порядок организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от29 августа 2013 года №1008);
-Примерные требования ксодержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образованиядетей (Письмо Минобразования России от 11.12. 2006 № 06-1844);
-Устав и локально-правовые актыМБОУ «Рассветовская СОШ».
Направленность программы: техническая.
Предмет робототехники — этосоздание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на нихтехнических систем и комплексов различного назначения.
Робототехника — этопроектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов -роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
На занятиях по робототехникеосуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO MindstormsNXT 2.0, EV-3, ресурсный (дополнительный) набор. Для создания программы, покоторой будет действовать модель, используется специальный языкпрограммирования NXT-G.
Дополнительная общеобразовательная программа поробототехнике это один из интереснейших способов изучения компьютерныхтехнологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научатсяпроектировать, создавать и программировать роботов. Групповая работа надпрактическими заданиями способствует глубокому изучению составляющихсовременных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективноприменять алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены конструкторы,оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемыемодели роботов. С их помощью обучающиеся могут запрограммировать робота навыполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехникиявляется создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах,выставках, соревнованиях, конкурсах по робототехнике, что значительно усиливаетмотивацию обучающихся к получению знаний.
Программа «LEGO-Инженерыбудущего» — технической направленности, так как в наше время робототехники икомпьютеризации детей необходимо учить решать задачи с помощью автоматическихустройств, которые он сам может спроектировать, защитить свое решение ивоплотить его в реальной модели, то есть непосредственно сконструировать изапрограммировать.
Новизна программызаключается в механизме взаимодействия всех участников образовательногопроцесса, позволяющего эффективно и всесторонне в занимательной форме и с привлечениемспециалистов различного уровня знакомить обучающегося с основами робототехники,радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом.Избегая сложных математических формул, на практике, создавая проекты — решениякейсов, обучающиеся постигают физические процессы, происходящие в роботах,включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры NXT.
Программа педагогическицелесообразна т.к. в ней предусмотрены различные виды конструктивнойдеятельности детей: конструирование из различных видов конструктора;программирование NXT-G, разработка проектов. В процессе конструирования ипрограммировании дети получат дополнительное образование в области физики,механики, электроники и информатики. А также эффективная форма взаимодействия«ученик – ученик», где активно развивается преемственность междуразновозрастными группами ребят.
Актуальность и педагогическая целесообразность даннойпрограммы
обусловливается тем, чтополученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимойтеоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническомтворчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладевнавыками сегодня, обучающиеся, смогут применить их с нужным эффектом в дальнейшейтрудовой деятельности. Дополнительная общеобразовательная программа помогаетраскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервныевозможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствуетформированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Цель: создание условий для развития интереса уобучающихся к техническому творчеству в рамках деятельности лабораториинаставничества по изучению основ инженерно-технического конструирования иробототехники, а также ранней профориентации.
Задачи:
Когнитивные:
Научить основным приемамсборки и программирования робототехнических систем, составлять инженернуюкнигу;
Сформировать технологическиенавыки конструирования и проектирования, творчески подходить к решению задач.
Познакомить с правиламибезопасной работы с материалом и инструментами, необходимыми приконструировании роботов, с основами программирования в компьютерной средемоделирования NXT 2.0.
Мотивационно — ценностные:
Формировать умение работать вкоманде, эффективно распределять обязанности;
Развивать творческуюинициативу и самостоятельность; психофизиологические качества обучающихся(память, внимание, способность логически мыслить, анализировать,концентрировать внимание на главном).
Деятельностные:
Презентацияпрактико–ориентированных проектов на различных соревнованиях и конкурсах.
Возраст детей, участвующих вреализации данной дополнительной образовательной программы от 8 до 18 лет.
Сроки реализации дополнительнойобразовательной программы.
Программа рассчитана на 1 годобучения – 238 часов.
Занятия проводятся 4 раза внеделю. Три дня по 2 часа, один день 1 час.
Для реализации программы используютсятакие педагогические технологии:
-личностно-ориентированноеобучение;
-проектная деятельность;
-ИКТ – технологии;
-игровые технологии;
— педагогика наставничества.
ИКТ: особенности методики — компьютерные средстваобучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» надействия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляетглавную особенность методик компьютерного обучения.
Технология проектногообучения: в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыковобучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироватьсяв информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектоввсегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную,парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенногоотрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом кобучению.
На занятиях используютсяразличные формы организации образовательного процесса:
-работа по подгруппам;
-групповые;
-индивидуальные.
Формы проведения занятий:
-практическое занятие;
-презентация;
-конкурсы;
-самостоятельная работа
-соревнования;
-защита проектов.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;Исследовательский.
Ожидаемые результаты и способыопределения их результативности.
Предметные результаты.
По окончанию курса обученияобучающиеся будут знать:
-теоретические основы созданияробототехнических устройств;
-основные приемы сборки ипрограммирования робототехнических устройств;
-общенаучные и технологическиенавыки конструирования и проектирования; -правила безопасной работы сматериалом и инструментами необходимыми при конструировании робототехническихсредств.
-терминологию, связанную сробототехникой, информатикой;
-элементную базу, при помощикоторой собирается устройство;
-порядок взаимодействиямеханических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
-порядок создания алгоритма программыдействия робототехнических средств; Уметь:
-проводить сборку робототехническихсредств, с применением конструкторов; -создавать программы для робототехнических средств, при помощи специализированных конструкторов;
-работать, соблюдая правилатехники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
— умение работать в коллективе;
— умение работать в команде, эффективно распределять обязанности;
-потребность сотрудничества сосверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтноеповедение, стремление прислушиваться к мнению других;
-нравственная позиция;-толерантность.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
У обучающихся сформированы действия:
-понимать и принимать учебнуюзадачу, сформулированную педагогом;
-планировать свои действия наотдельных этапах работы;
-осуществлять контроль,коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причиныуспеха/неуспеха;
-пользоваться приёмами анализа исинтеза при чтении и просмотре видеозаписей; -понимать и применять полученнуюинформацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальныетворческие способности при составлении инженерной книги.
Коммуникативные УУД.
У обучающихся сформированы действия:
-включаться в диалог, вколлективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, управлятьповедением партнера;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь исотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться о распределениифункций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-формулировать собственноемнение и позицию;
-умению выражать разнообразныеэмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение).
Предметные результаты.
Обучающиеся будут знать:
-основные термины.
Обучающие научатся:
-методике проведениянаучно-исследовательской работы; -методике написания инженерной книги.
Способы определения результативностизаключаются в следующем:
-результаты работ обучающихсябудут зафиксированы на фото в момент демонстрации созданных имиробототехнических устройств;
-фотоматериалы по результатамработ обучающихся будут размещаться на сайте школы;
-обучающиеся участвуют вразличных соревнованиях, олимпиадах, выставках, конкурсах по робототехнике;
-обучающиеся создают проекты изащищают их.
Предусматриваются различные формыподведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-соревнования;
-выступление с проектами;
-участие в выставках.
