Рабочаяпрограмма
попредмету «геометрия»
на2022 – 2023 уч..год
8класс
Составитель:
Парыгина Елена Петровна,
учитель математики
п.Первомайский
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по предметугеометрия на 8 класс составлена на основе
1. Закона «Об образованииРоссийской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ
2. Федеральногогосударственного образовательного стандарта от 17.12.10 №1897
3. Примерной основнойобразовательной программы ООО (одобрена решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 08.04.15№1/15)
4. Учебного плана образовательнойорганизации МОУ Первомайской ООШ № 1
5. Федерального перечняучебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к исполнению вобразовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих программное общеобразовательноеобразование приказом Министерства образования РФ от 14.03.14 №253
6. УМК Л.С. Атанасян «Геометрии 8»
7. Данная программа будет использоваться приобучении учащихся 8 класса (базовый уровень).
8. На основании приказаМинистерства образования РФ от 31.12.2015 за № 1577 в структуре рабочейпрограммы внесены изменения.
Врабочей программе допускается корректировка и объединение тем в связи сболезнью, командировками, семинарами, курсами, карантином и пр.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к истории, культуре.
2. Готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральноесознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностноговыбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам;
4. Сформированностьответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличиеопыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизничеловека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи.
5. Сформированностьцелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира.
6. Осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность испособность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
7. Освоенность социальныхнорм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
8. Сформированность ценностиздорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального иколлективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизнии здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты освоения ООП
Всоответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять целиобучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательнойдеятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.Обучающийся сможет:
· анализировать существующие и планироватьбудущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы иопределять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы,формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основеопределенной проблемы и существующих возможностей;
· формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать путидостижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действие(я) всоответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм ихвыполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболееэффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе изпредложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выбирать из предложенных вариантов исамостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы(выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения прирешении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его дляпередачи другим людям в виде технологии решения практических задачопределенного класса;
· планировать и корректировать свою индивидуальнуюобразовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамках предложенныхусловий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· определять совместно с педагогом исверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебнойдеятельности;
· систематизировать критерии планируемыхрезультатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своейдеятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамкахпредложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируяпричины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства длявыполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствиипланируемого результата;
· работая по своему плану, вноситькоррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации дляполучения запланированных характеристик результата;
· сверять свои действия с целью и, принеобходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполненияучебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильностивыполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применениесоответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· свободно пользоваться выработаннымикритериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различаярезультат и способы действий;
· оценивать продукт своей деятельности позаданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с цельюдеятельности;
· обосновывать достижимость цели выбраннымспособом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешнихресурсов;
· фиксировать и анализировать динамикусобственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля,самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.Обучающийся сможет:
· наблюдать и анализировать собственнуюучебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся впроцессе взаимопроверки;
· соотносить реальные и планируемыерезультаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
· принимать решение в учебной ситуации инести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своегоуспеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия; создаватьобобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбиратьоснования и критерии, для классификации, устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,по аналогии) и делать выводы.
Обучающийсясможет:
· выстраивать логическую цепочку, состоящуюиз ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделять общий признак двух или несколькихпредметов и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы поопределенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;
· строить рассуждение от общихзакономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общимзакономерностям;
· строить рассуждение на основе сравненияпредметов, выделяя общие признаки;
· излагать полученную информацию,интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию,нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверностиинформации;
· объяснять связи и отношения, выявляемые входе познавательной и исследовательской деятельности;
7. Умение создавать, применять ипреобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет:
· обозначать символом и знаком предмет;
· определять логические связи междупредметами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образпредмета;
· строить модель/схему на основе условийзадачи и/или способа ее решения;
· преобразовывать модели с целью выявленияобщих законов, определяющих данную предметную область;
· переводить сложную по составу информациюиз графического или формализованного представления в текстовое, и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия,исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегосязнания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· строить доказательство: прямое, косвенное,от противного;
· анализировать/рефлексировать опытразработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной целии/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийсясможет:
· находить в тексте требуемую информацию;
· ориентироваться в содержании текста,понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных втексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· преобразовыватьтекст, интерпретировать текст;
· критически оценивать содержание и формутекста.
9.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей идругих поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определять необходимыеключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлять взаимодействиес электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать выборку изисточников для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска сосвоей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10. Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
— определять возможные роли в совместнойдеятельности;
— играть определенную роль в совместнойдеятельности;
— принимать позицию собеседника, понимаяпозицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
— определять свои действия и действия партнера,которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
— строить позитивные отношения в процессеучебной и познавательной деятельности;
— корректно и аргументированно отстаиватьсвою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразироватьсвою мысль;
— критически относиться к собственномумнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) икорректировать его;
— предлагать альтернативное решение вконфликтной ситуации;
— выделять общую точку зрения в дискуссии;
— договариваться о правилах и вопросах дляобсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
— организовывать учебное взаимодействие вгруппе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другоми т. д.);
— устранять в рамках диалога разрывы вкоммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседниказадачи, формы или содержания диалога.
11. Умение осознанно использовать речевыесредства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владениеустной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийсясможет:
· определять задачу коммуникации и всоответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые средства впроцессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной формеплан собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламентв монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать, обосновывать мнение изапрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога исогласовывать его с собеседником;
· использовать невербальные средства илинаглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
· делать оценочный вывод о достижении целикоммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта иобосновывать его.
12. Формирование и развитие компетентности вобласти использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийсясможет:
· целенаправленно искать и использоватьинформационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач спомощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватнуюинформационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных иформальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· использовать компьютерные технологии длярешения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
· создавать информационные ресурсы разноготипа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правилаинформационной безопасности.
Предметныерезультаты освоения программы геометрии 8 класса
Выпускник научится для использования в повседневной жизни иобеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне
Геометрические фигуры
· Оперировать на базовом уровне понятиямигеометрических фигур;
· извлекать информацию о геометрических фигурах,представленную на чертежах;
· применять для решения задач геометрические факты;
· решать задачи на нахождение геометрических величинпо образцам или алгоритмам.
1. В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигурдля решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания.
Отношения
· Оперировать на базовом уровне понятиями:равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых,перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная,проекция.
2. В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения длярешения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измеренияи вычисления
· применять формулы периметра, площади, когда вседанные имеются в условии;
· применять теорему Пифагора, базовыетригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей впростейших случаях.
Вповседневной жизни и при изучении других предметов:
· вычислять расстояния на местности в стандартныхситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейшихситуациях в повседневной жизни.
Геометрическиепостроения
· Изображать фигуры от руки и с помощьюинструментов.
3. В повседневной жизни и при изучении другихпредметов:
· выполнять простейшие построения наместности, необходимые в реальной жизни.
Геометрическиепреобразования
· Строить фигуру, симметричную данной фигуреотносительно оси и точки.
Вповседневной жизни и при изучении других предметов:
· распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Историяматематики
· Описывать выдающиеся результаты развитияматематики как науки;
· знать примеры математических открытий и ихавторов;
· понимать роль математики в развитииРоссии.
Методыматематики
· Выбирать подходящий метод для решенияизученных типов математических задач;
· Приводить примеры математическихзакономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Выпускник получит возможность научиться для обеспечения
возможности успешного продолжения образования
на базовом и углубленном уровнях
Геометрические фигуры
· Оперироватьпонятиями геометрических фигур;
· извлекать,интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах,представленную на чертежах;
· применятьгеометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколькошагов решения;
· формулироватьв простейших случаях свойства и признаки фигур;
· доказыватьгеометрические утверждения;
· владетьстандартной классификацией плоских фигур.
В повседневной жизни и при изучениидругих предметов:
· использоватьсвойства геометрических фигур для решения задач практического характера изадач из смежных дисциплин.
Отношения
· Оперироватьпонятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников,параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми,перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобныетреугольники;
· применятьтеорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках;
4. В повседневной жизни и при изучении другихпредметов:
· использоватьотношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
· Оперироватьпредставлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теоремуПифагора, формулы площади при решении многошаговых задач, в которых не вседанные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широкимколичеством формул длины, площади, вычислять характеристики комбинаций фигур(окружностей и многоугольников), проводить вычисления на основе равновеликостии равносоставленности;
· формулироватьзадачи на вычисление длин, площадей и решать их.
В повседневной жизни и при изучениидругих предметов:
· проводитьвычисления на местности;
· применятьформулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающейдействительности.
Геометрические построения
· Изображатьгеометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
· свободнооперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
· изображать фигуры помощью простейших компьютерных инструментов.
5. В повседневной жизни и при изучении другихпредметов:
· выполнятьпростейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
· оцениватьразмеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
· Оперировать понятием преобразования подобия,владеть приемами построения фигур с использованием преобразований подобия,применять полученные знания построений в смежных предметах и в реальныхситуациях окружающего мира;
· строить фигуру, подобную данной, пользоватьсясвойствами подобия для обоснования свойств фигур;
В повседневной жизни и при изучениидругих предметов:
· применять подобие для построений и вычислений.
История геометрии
· Характеризовать вклад выдающихсяматематиков в развитие математики и иных научных областей;
· понимать роль математики в развитииРоссии.
Методы геометрии
· Используя изученные методы, проводитьдоказательство, выполнять опровержение;
· выбирать изученные методы и их комбинациидля решения геометрических задач;
· использовать математические знания дляописания закономерностей в окружающей действительности и произведенияхискусства;
· применять простейшие программные средстваи электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Содержание курсагеометрии 8 класса
В курсе изучения геометрии 8класса выделяются следующие основные содержательные линии: «Геометрическиефигуры», «Измерения и вычисления», «Геометрия в историческом развитии».
Содержаниеразделов «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин»нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшейматематической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучениесвойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показатьприменение этих свойств, при решении задач.
«Геометрия в историческом развитии»формирует представления о геометрии, как части человеческой культуры, дляобщего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.На раздел не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, носодержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своегорода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержанияматематического образования.
Многоугольники
Многоугольник, его элементы и егосвойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклыемногоугольники. Правильные многоугольники.
Средняя линия треугольника.
Четырёхугольники. Параллелограмм,ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства ипризнаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность.
Окружность, элементыи их свойства. Центральные и вписанные углы. Касательная и секущая кокружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности длятреугольников, четырёхугольников, правильных многоугольников.
Отношения
Подобие
Пропорциональные отрезки, подобиефигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.
Взаимное расположениепрямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие о площади плоской фигуры и еёсвойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.
Инструментыдля измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний),площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике
Вычислениеэлементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулыдлины окружности. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора
История геометрии
Отземледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.Построение правильных многоугольников.
Геометрияи искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.
Тематическоепланирование по геометрии 8 класс
В соответствии с учебнымпланом основного общего образования продолжительность учебного года в МОУ ООШ№1 составляет 34 недели.
На изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа внеделю геометрии, итого 68 часов
|
Кол-во часов |
Повторение: в начале года в конце года |
2 2 |
На изучение нового материала |
50 |
Контрольные работы |
6 |
Проектная деятельность |
4 |
резерв |
4 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Четырехугольники |
14 |
|
1.1 |
Многоугольники |
2 |
|
1.2 |
Параллелограмм и трапеция |
5 |
|
1.3 |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
2 |
|
1.4 |
Решение задач |
2 |
|
1.5 |
Осевая и центральная симметрия |
4 |
|
1.6 |
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
2 |
Площади фигур |
14 |
|
2.1 |
Площадь многоугольника |
2 |
|
2.2 |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
5 |
|
2.3 |
Теорема Пифагора |
3 |
|
2.4 |
Решение задач |
1 |
|
2.6 |
Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур» |
1 |
|
3 |
Подобные треугольники |
19 |
|
3.1 |
Определение подобных треугольников |
2 |
|
3.2 |
Признаки подобия треугольников |
5 |
|
3.3 |
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» |
1 |
|
3.4 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач |
6 |
|
3.5 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
3 |
|
3.6 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
3.7 |
Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» |
1 |
|
4 |
Окружность |
14 |
|
4.1 |
Касательная к окружности |
2 |
|
4.2 |
Центральные и вписанные углы |
3 |
|
4.3 |
Четыре замечательные точки треугольника |
2 |
|
4.4 |
Вписанная и описанная окружность |
3 |
|
4.5 |
Решение задач |
2 |
|
4.6 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
4.7 |
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» |
1 |
|
6 |
Повторение |
3 |
|
5.1 |
Решение задач |
2 |
|
5.2 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
Итого часов |
64 |
|
Литература
- Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, и др. – М.: Просвещение 2008г.
- Геометрия 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы» — М.: ВАКО,2009
- Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учрежденийЛ.П. Естафьева. – М.: Просвещение, 2006.
- Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений: Ю.Д.Дудницин, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2006.
