Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Нежелательное поведение
-
2 слайд
Функциональный анализ поведения
Одно из направлений
Занимается нежелательным поведением -
3 слайд
Опасное поведение
Опасность для жизни окружающих как психическая, так и физическая
Опасность для самого ребенка
Опасность для окружающей среды
Системность и частота встречаемости -
4 слайд
Опасное поведение (примеры)
Убегает на улице, уезжает на велосипеде
Дерется, кусается, щиплется
Ломает и бросает предметы, сбрасывает их с балкона, окна
Забирается на подоконник
Трогает проезжающие мимо машины, велосипеды
Наносит себе повреждения (бьется головой, повреждает рот, кусает себя)
Разбивает хрупкие, стеклянные предметы
Карабкается на мебель, балансирует на узких поверхностях
Помещает в рот или облизывает несъедобные предметы
Подходит к незнакомым людям, трогает их, трогает чужие вещи -
5 слайд
Ухудшает качество жизни семьи и ребенка
Мешает интеграции в общество
Стигмати-зация
Понижение самооценки (стыд, раскаяние) -
6 слайд
Социальная валидность
Насколько изменится жизнь к худшему или лучшему
Сможет ли использовать новое поведение
Предоставляет ли опасность для ребенка
Как долго закреплялось НП
Вызовет ли изменение НП большее подкрепление
Какова важность целевого поведения для развития навыков в будущем
Создаст ли новое поведение подкрепление для близких
Какова вероятность изменения НП -
7 слайд
Нежелательное поведение
Чаще всего дети используют НП сознательно, т.к. такой тип поведения был эффективен в прошлом.
В 70% НП проявляется из-за неспособности к коммуникации -
8 слайд
Опасное поведение в краткосрочной перспективе
Происходит регулярно
Высокая частота
1
Низкая частота
2
Происходит редко
Высокая интенсивность
1
Низкая интенсивность
2 -
9 слайд
Опасно в долгосрочной перспективе
Происходит регулярно
Высокая частота
3
Низкая частота
4
Происходит редко
Высокая интенсивность
4Низкая интенсивность
5 -
10 слайд
Безопасное поведение мешает семье
Мешает социуму
Мешает обучению
6
Не мешает обучению
7
Не мешает социуму
Мешает обучению
7
Не мешает обучению
8 -
11 слайд
Безопасное поведение не мешает семье
Мешает социуму
Мешает обучению
7
Не мешает обучению
8
Не мешает социуму
Мешает обучению
8
Не мешает обучению
?? -
12 слайд
Функциональная оценка поведения
Сбор информации – наблюдение, измерение, описание
Цель поведения
Формулировка гипотез
Разработка поведенческого плана вмешательства -
13 слайд
Топография поведения
Как это выглядит? -
14 слайд
Описание нежелательного поведения
Условия, при которых происходит НП
Топография поведения
Начало и окончание эпизода
Указание, что считать новым эпизодом -
15 слайд
Форма ДПП (АВС)
Вести в течение 5 дней!
Достаточное количество примеров поведения
Делать видео поведения -
16 слайд
Определение функции поведения
Получение желаемого
Отказ от деятельности
Получение внимания
Самостимуляция -
17 слайд
Альтернативное поведение
Поведение, которое должно достигать той же цели, но социально приемлемыми способами -
18 слайд
Альтернативное поведение
Сможет ли ребенок выполнить это в состоянии стресса -
19 слайд
План коррекции НП
Проактивные (предупреждающие )методики
Выявление мотиватора
Изменение окружающей среды под нужды ученика
Обучение без ошибок
Расписание поощрений
Необусловленное поощрение
Серия поддержек и подсказок
Знакомство с условиями
Изменение заданий
Изменение стимуловРеактивные методики
Используются, что остановить нежелательное поведение, не подкрепив его.
По сути, любая остановка поведения – это наказание, поэтому нужно стараться использовать наименее травматичные способы с наименьшим побочным эффектом (например, отвлечение).
Носят временные мерыЧто делать, чтобы поведение не началось
-
20 слайд
Функция НП – привлечение внимания
Получение внимания, это не всегда похвала. Это может быть действие другого человека (хвалит, щекочет, ругает, наказывает). В ситуации долгого отсутствия внимания негативное внимание также может являться целью ребенка. -
21 слайд
Проактивные методики
Учить просить внимания – жестом, постучать по плечу, позвать словом или карточкой, карточка «Помоги»
Ребенок должен быть в спокойном состоянии
Учитель должен быть в спокойном состоянии -
22 слайд
Проактивные методики
Формирование навыка игры – беготня, догонялки (чтобы быть вместе с детьми, делать что-то вместе)
Цель: разделить внимание и общение вместе с другим ребенком
Обучение игровым навыкам в домашних условиях в структуре занятия (навык новой игры + внимание) -
23 слайд
Проактивные методики
Социальные истории — несложные рассказы, которые обучают соответствующему поведению и социальным навыкам.
Каждая социальная история должна фокусироваться только на одной ситуации, с которой у ребенка возникают трудности.
В зависимости от цели написания, могут использоваться и как реактивные и как обучающие методики -
24 слайд
Проактивные методики
Визуальное расписание – обозначаем виды деятельности. Учим пользоваться расписанием -
25 слайд
Проактивные методики
Поощрение за то, что ребенок демонстрирует поведение, несовместимое с нежелательным
Поощрение когда ребенок не демонстрирует нежелательное поведение
Поощрять хорошее поведение по расписанию (например, каждые 15 минут) -
26 слайд
Реактивные методики
Игнорирование нежелательного поведения – Не дается реакция на поведение ребенка – не хвалим, не ругаем, отводим глаза
Можно использовать только после анализа поведения -
27 слайд
Реактивные методики
Тайм-аут
Обсыпаешься песком? – Уходим из песочницы! -
28 слайд
Реактивные методики
Блокировка реакции – блокирование ладонью
Используется, если поведение представляет опасность и повторяется -
29 слайд
Функция НП – доступ к желаемому
Проактивные методики
Учим просить социально приемлемым способом
Учим ждать
Сначала-потом
жди -
30 слайд
Проактивные методики
Использование дифференцированного поощрения — при демонстрировании правильной формы поведения (соответствие усилий ребенка и предоставляемых последствий) -
31 слайд
Реактивные методики
Не даем желаемого
Блокировка реакции
Обязательно вести учет поведения
Поведенческий взрыв
Резкий рост нежелательного поведения
Если начали работу с поведением, продолжайте
Случайное поощрение вымирает хуже! -
32 слайд
Функция НП – избегание
Проактивные методики
Педагог должен ассоциироваться у ребенка с приятным стимулом – установление руководящего стимульного контроля.
Задача педагога — постараться сделать занятие приятным для ребенка.
Не скупитесь на похвалу! -
33 слайд
Проактивные методики
Учим просить перерыв в социально- приемлемой форме
Учим просить о помощи -
34 слайд
Проактивные методики
Анализируем сложность задания (Task analises) – разбиваем сложные навыки на простые шаги.
Поведенческий импульс -
35 слайд
Проактивные методики
Даем выбор (сложно отказаться, если выбрал сам)
Визуализация времени, жетоны (сколько сделал и сколько осталось) -
36 слайд
Реактивные методики
Довести задание до конца – можно использовать, если нет активного протеста. При этом лучше упростить задание, чтобы побыстрее его закончить. -
37 слайд
Реактивные методики
Попытаться привлечь к себе внимание: сделать что-то интересное; предложить выполнить простое задание -
38 слайд
Функция НП — Самостимуляция
Цель – получение сенсорных впечатлений определенного характера. Имеет автоматическое подкрепление.
Мешает ребенку быть внимательным
Является очень сильным подкреплением
Способствует стигматизацииРебенок имеет право на стимы, которые не опасны
-
39 слайд
Проактивные методики
Предоставление альтернативы
Расширение репертуара активностей – если нет навыка досуга – учить играть и занимать себя, выбирать деятельность, которая нравится
Учить ребенка себя сдерживать: где можно, где нет -
40 слайд
Проактивные методики
Находим социально одобряемую замену
Учим распознаванию
Учим самоконтролю, самонаблюдению за своим поведением
Поощряем отсутствие поведения -
41 слайд
Проактивные методики
Научить ребенка распознавать, что с ним происходит и что с этим делать
1
Рад, счастлив, доволен2 нормально
3
Грустно
4
Я злюсь
5
Очень злюсь -
42 слайд
Отслеживание эффективности вмешательства
